Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Методические указания к написанию курсовых работ






    Курсовая работа – это содержательное, самостоятельное, выполненное под руководством преподавателя кафедры поисковое исследование. Оно имеет теоретическую составляющую анализа актуальных вопросов и содержит анализ практического опыта, изучавшегося студентом в рамках дисциплины «Стратегический менеджмент».

    При написании курсовой работы недостаточно знания одного учебного материала. Студент должен быть знаком с широким кругом как общей, так и специальной литературы по теме, уметь увязывать вопросы теории с практикой, делать соответствующие выводы и предложения.

    Выполнение курсовой работы преследует следующие цели:

    1) привить студентам навыки самостоятельной работы с литературными источниками, статистической отчетностью, нормативно-справочной документацией;

    2) самостоятельно подбирать, систематизировать и анализировать конкретный материал;

    3) делать на основе анализа соответствующие выводы и предложения по теме исследования;

    4) развить умение четко и просто письменно излагать свои мысли, правильно оформлять работу.

    Более глубокое их изучение возможно в рамках подготовки дипломной работы.

    Задачи, которые ставятся непосредственно перед студентами по курсовой работе, включают:

    · изучение литературы, справочных и научных источников, включая зарубежные, по теме исследования;

    · самостоятельный анализ основных концепций по изучаемой проблеме, выдвигающихся отечественными и зарубежными специалистами; уточнение основных понятий по изучаемой проблеме;

    · определение объекта и предмета исследования по курсовой работе;

    · резюмирование предварительно полученных выводов в целях дальнейшей их разработки в дипломной работе.

     

    Структура и содержание курсовой работы

    Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и составных элементов. Как правило, она состоит из введения, основной части (3 главы по 3 параграфа; две главы – теоретического, одна – практического характера), заключения, списка использованной литературы, приложений. Общий объем курсовой работы – 25–30 страниц (приложения в общий объем не включаются).

    Во введении раскрывается актуальность темы, формулируются цели и задачи работы, определяются предмет, объект и методы исследования.

    Теоретическая часть работы выполняется на основе изучения литературных источников, нормативно-справочной документации, данных статистической отчетности, содержит характеристику теоретических и методических вопросов, анализ точек зрения в экономической и управленческой литературе, обзор и систематизацию отдельных мнений и положений авторов.

    В практической части курсовой работы исследуются прикладные аспекты проблемы. Основой практической части могут быть результаты прохождения производственной практики студентов, изучение фактических материалов, практических примеров и т. д.

    В заключении подводится итог проведенного исследования, делаются основные выводы, даются характеристика и оценка реального состояния проблемы (в результате анализа конкретного примера), отмечаются те стороны проблемы, которые требуют для своего решения дальнейших углубленных исследований.

    Все части курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи. Содержание работы целесообразно иллюстрировать схемами, таблицами, диаграммами, графиками, рисунками и т. д.

     

     

    Вопросы для подготовки к экзамену

     

    1. Стратегическое управление в системе менеджмента.

    2. Стратегический менеджмент и конкурентоспособность организации.

    3. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент.

    4. Модели стратегического менеджмента.

    5. Пять задач стратегического менеджмента.

    6. Стратегическое видение и миссия.

    7. Составляющие стратегии компании и причины изменения стратегии.

    8. Формирование стратегического видения и его составляющие.

    9. Миссия как исходный пункт формирования стратегического видения.

    10. Постановка целей на всех уровнях организации.

    11. Иерархические уровни стратегии.

    12. Основные направления корпоративной стратегии.

    13. Бизнес-стратегия; ее элементы.

    14. Функциональная стратегия, ее взаимосвязь с корпоративной; порядок разработки и реализации.

    15. Формирование различных подходов к процессу стратегического управления.

    16. Основные характеристики школ стратегического менеджмента.

    17. Структурные элементы теории матриц влияния.

    18. Ресурсный подход в теории стратегического менеджмента и теории матриц влияния.

    19. Стратегические решения: виды; критерии; модель стратегического решения.

    20. Анализ внешней среды и его задачи.

    21. Методы анализа отрасли и конкуренции.

    22. Пять факторов конкуренции (модель Портера), ее стратегическое значение и недостатки.

    23. Ресурсный подход к анализу среды; схема подхода, ресурсные рынки; возможности ресурсной модели.

    24. Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе.

    25. Анализ ресурсов и конкурентных возможностей организации.

    26. Определение сильных сторон и ресурсного потенциала организации.

    27. SWOT- анализ и его задачи.

    28. Цепочка ценности и стратегический анализ издержек.

    29. Стратегии опережения конкурентов по издержкам.

    30. Пять базовых стратегий конкуренции; их отличительные черты, преимущества и недостатки.

    31. Конкурентные преимущества стратегических альянсов.

    32. Стратегии сужения бизнеса: дезинтеграция и аутсорсинг; их целесообразность, преимущества и недостатки.

    33. Наступательные стратегии для сохранения преимущества.

    34. Оборонительные стратегии для защиты конкурентного преимущества.

    35. Стратегия первопроходца, ее преимущества и недостатки.

    36. Стратегии диверсификации и их виды.

    37. Стратегии входа в новый бизнес и формы их реализации.

    38. Стратегии родственной и неродственной диверсификации; их достоинства и недостатки.

    39. Стратегии перестройки, сокращения и реструктуризации портфеля.

    40. Продуктово-маркетинговая стратегия и ее цели.

    41. Теория продуктового портфеля; матрица БКГ.

    42. Сегментация рынка; критерии установления рыночных сегментов.

    43. Концепция жизненного цикла продукта.

    44. Основные управленческие компоненты реализации стратегии.

    45. Управление процессом реализации стратегических изменений.

    46. Задачи и основные функции подразделения стратегического развития.

    47. Создание ключевых компетенций и конкурентных возможностей как важнейшая задача на этапе реализации стратегии.

    48. Стратегическое лидерство; задачи лидера как проводника стратегии.

    49. Стратегическое развитие: внутренний рост, его механизмы; преимущества и недостатки.

    50. Внешние механизмы роста: слияние и поглощение; причины и мотивы слияний.

    51. Стратегический синергизм; базовые возможности синергетического эффекта.

    52. Стратегические альянсы; виды стратегических альянсов и мотивы их формирования.

    53. Сущность стратегической эффективности; критерии стратегичности и эффективности.

    54. Стратегическая рефлексия как элемент профессионального стратегического управления.

    55. Стратегический контроллинг и его функции.

    56. Развитие подходов к стратегическому менеджменту; их преимущества и недостатки.

    57. Виртуальные организации; развитие их конкурентных возможностей.

    58. Интеллектуальная организация и способы ее создания.

    59. Организационное обучение и менеджмент знаний.

    60. Конкуренция за будущее как новая парадигма стратегии.

     

    10. Учебно – методическое обеспечение дисциплины

    Литература

    Основная:

    1. Виханский О. С. Стратегическое управление. – М.: Гардарики, 2005. – 296 с.

    2. Менеджмент. Учебное пособие/Под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. – М.: Юнити-Дана, 2005. – 255 с. – (Серия «Высшее профессиональное образование: Менеджмент»).

    3. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. – СПб.: Питер, 2004. – 336 с.

    4. Мусин М. М. Управление экономическими интересами: Учебное пособие для вузов. – М.: Гардарики, 2006. – 287 с.

    5. Томпсон А.А., мл., А.Дж. Стрикленд Ш. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов. Пер. с англ. Изд. – М.: Инфра-М, 2006. – 378 с.

    Дополнительная:

    6. Ван Маурик, Джон. Эффективный стратег: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 208 с.

    7. Гапоненко А. Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Омега-Л, 2004. – 472 с.

    8. Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юнити-Дана, 2004.- 285 с.

    Рекомендуемая:

    9. Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий. -М.: Юнити, Серия: Зарубежный учебник, 2005.- 400 с.

    10. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского.-СПб.: Питер, 1999.-416 с.

    11. Арджирис К. Организационное научение: Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2004. – 563 с. – (Серия «Менеджмент для лидера»).

    12. Армстронг Майкл. Стратегическое управление человеческими ресурсами: Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2002. – 328 с. (Серия «Менеджмент для лидера»).

    13. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент. –М.: Инфра-М, 2005.- 236 с.

    14. Ван Маурик, Джон. Эффективный стратег: пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2002. – 208 с.

    15. Виноградова З.И., Щербакова В.Е.. Стратегический менеджмент. Учебное пособие для ВУЗов М: Академический проект, 2004.- 303 с.

    16. Волкогонова О.Д., А.Т. Зуб " Стратегический менеджмент. - М: Форум, 2004.- 256 с.

    17. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. стратегический управление. Учебник. М.: Омега-Л, 2004. -472с

    18. Гарретт Б., Дюссож П. Стратегические альянсы: Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2002.- ХХ, 332 с.

    19. Гертман Мишель Стратегический менеджмент. Школа бизнеса (4-е изд.) СПб.: Нева, 2003.- 96 с.

    20. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации. - М.: Теис, 2004.- 239 с.

    21. Зайцев Л. Г., Соколова М. И. " Стратегический менеджмент: учебник"

    Экономистъ 2004.- 416 с.

    22. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. 2-е изд Аспект-Пресс 2004.-155 с.

    23. Кемпбелл Э., Саммерс Лаче К. Стратегический синергизм. – СПб.: Питер, 2004. – 416 с. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).

    24. Кемпбелл Э., Стоунхаус Д. Стратегический менеджмент. Учебник. Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство Проспект», 2003.- 336 с.

    25. Коллинз Джим, Поррас Джерри. Построенные навечно (Успех компаний, обладающих видением): Пер. с англ. Стокгольмская школа в Санкт-Петербурге, 2004. – 368 с.

    26. Контроллинг как инструмент управления предприятием./ Под ред. Е.А. Ананькина. – СПб, 2004. – 203 с.

    27. Куприянов Н.С., Михненков О.В., Щербаков. Стратегический менеджмент. Учебное пособие.- М: Инфра-М, 2004.- 336 с.

    28. Лайм Фаэй, Роберт Рэнделл (ред.) Курс МВА по стратегическому менеджменту / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 608 с.

    29. Льюис Джеймс. Управление командой: как заставить других делать то, что вам нужно. – СПб.: Питер, 2004.- 160 с.

    30. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент Курс лекций. Учебное пособие - М.: Инфра-М, 2005.- 288 с.

    31. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. – М.: Инфра-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2004. – 288 с. – (Серия «Высшее образование»).

    32. Мильнер Б.З. Теория организации. -М.: Инфра-М, 2001.

    33. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. – СПб.: Питер, 2003.– 356 с.

    34. Мусин М.М. Матрицы влияния: Концепция формирования услуг бизнес-консалтинга на основе матриц экономических интересов. – М.: «Наука», 2004. – 319 с.

    35. Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юнити-Дана, 2004.- 285 с.

    36. Попов С. А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 304 с.

    37. Предвидение будущего: беседы с финансовыми стратегами: Пер. с англ. / Под ред. Л. Келенира, Д. Свогермана. В. Ферхуга. – М.: Инфра-М, 2003. ХХУ1, 229 с.

    38. Прокопчук Л.О. Стратегический менеджмент. - М: Изд.Михайлова, 2004.- 511 с.

    39. Салмон Р. Будущее менеджмента / Под ред. Е.В. Минеевой. – СПб.: Питер, 2004. – 298 с.

    40. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2003. – 408 с.

    41. Смирнов Э. А. Стратегический менеджмент, ориентированный на бренд. Учебное пособие. - М: Феникс; Национальный институт бизнеса., 2004.- 316 с.

    42. Стратегический менеджмент: Инструменты руководителя. Электронная книга. Серия: Бизнес-школа. – М.: Издательский Дом " Равновесие"; Разработчик: Корпорация " Диполь", CD-ROM, 2004.

    43. Стюарт Крейнер т. Ключевые идеи менеджмента: Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2002. – 347 с. – (Серия «Менеджмент для лидера»).

    44. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2005. – 304 с.

    45. Фаэй Лайм, Рэнделл Роберт Курс МВА по стратегическому менеджменту Перевод: с англ. В.Егоров. - М: Альпина Паблишер, 2004.- 608 с.

    46. Финкельштейн С. Ошибки Топ-менеджеров ведущих корпораций. Анализ и практические выводы.: - Альпина Бизнес Букс, 2004. – 394 с.

    47. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издательство «ГНОМ-ПРЕСС», 2004. – 384 с.

    48. Управление организацией: Энциклопедический словарь / Под ред. А. Г. Поршнева, А. Я. Кибанова, В. Н. Гунина.– М.: ИНФРА-М, 2006. – 822 с.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.