Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Справочные материалы. 882 Г. – объединение Новгорода и Киева под властью князя Олега






Основные даты:

882 г. – объединение Новгорода и Киева под властью князя Олега

988 г. – принятие Русью христианства как государственной религии

1097 г. – съезд русских князей в Любече

1113 г. – дополнение «Русской Правды» «Уставом» князя Владимира

1147 г. – первое упоминание о Москве

1223 г. – сражение на реке Калка

1238 г. – сражение на реке Сить

1240 г. – разгром монголами Киева

1243 г. – образование Золотой Орды

1299 г. – перенос Митрополичьей кафедры из Киева во Владимир

1326 г. – перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву

1367 г. – строительство первого каменного кремля в Москве

1380 г. – Куликовская битва

1382 г. – поход хана Тохтамыша на Москву

1442 г. – установление независимости (автокефалии) русской митрополии от Византии

1478 г. – присоединение Великого Новгорода к Москве

1480 г. – стояние на р. Угра, освобождение русских земель от ордынского ига

1497 г. – принятие Судебника Ивана III

1547 г. – венчание на царство Ивана IV

1549 г. – созыв Земского Собора

1550 г. – принятие Судебника Ивана IV

1551 г. – приведение церковного собора и принятие «Стоглава»

1552 г. – присоединение Казанского ханства к России

1556 г. – присоединение Астраханского ханства к России

1581 г. – первое упоминание о «заповедных» годах

1589 г. – учреждение патриаршества в России

1597 г. – издание указа о пятилетнем сыске беглых крестьян

1603 г. – восстание под предводительством Хлопка

1607 г. – издание указа о пятнадцатилетнем сыске беглых крестьян

1612 г. – освобождение Москвы от поляков ополчением под руководством Минина и Пожарского

Персоналии:

Рюрик – приглашенный в Новгород в 862 г. и княживший до 879 г., основатель династии «Рюриковичей».

Олег – князь, объединивший Новгород и Киев в результате похода на Киев в 882 г.

Игорь – киевский князь с 912 по 945 гг., убитый древлянами в результате сбора дани.

Ольга – жена Игоря, княжившая в Киевском государстве в 945-957 гг., установившая уроки и погосты.

Святослав – сын Ольги и Игоря, княживший в Киеве в 957-972 гг., разгромивший Хазарский каганат, мечтавший о перенесении столицы в Переяславец.

Владимир I – киевский князь, принявший в качестве государственной религии в 988 году христианство.

Ярослав Мудрый – создатель «Русской правды», княживший в Киеве с 1019 по 1954 годы.

Владимир Мономах – киевский князь, автор третьей части «Русской правды» - «Устава», упорядочивший взимание процентов ростовщиками и регламентировавший переход в холопство.

Юрий Долгорукий – Ростово-Суздальский князь, основавший Москву на месте конфискованной усадьбы боярина Кучки.

Роман Мстиславович – Волынский и Галицкий князь, которому римский папа предлагал принять королевский титул.

Нестор – монах Киево-Печерского монастыря, автор «Повести временных лет».

Чингисхан – великий хан монгольской империи, избранный на курултае 1206 г.

Батый – внук Чингисхана, получивший в наследство все территории на западе, «куда ступит нога монгольского коня», основатель Золотой Орды.

Ярослав II – брат великого владимирского князя, признавший вассальную зависимость от Золотой Орды и получивший ярлык на великое княжение Владимирское и пайдзу.

Александр Ярославович – князь, разгромивший шведских рыцарей в 1240 г. и немецких рыцарей в 1242 г., великий князь Владимирский с 1252 по1263 г.

Даниил Александрович – младший сын Александра Невского, основатель династии московский князей.

Дмитрий Донской – Великий князь Владимирский, одержавший победу над Мамаем и передавший великое княжение по завещанию как «отчину» московских князей.

Иона – рязанский епископ, избранный митрополитом Руси по предложению Василия II.

Иван III – князь, первым принявший титул «Государь всея Руси», при котором был возведен красный кирпичный Московский Кремль.

Менгли-Гирей – крымский хан, нанесший сокрушительное поражение Золотой Орде в 1502 г., после чего ее существование прекратилось.

Иван Пересветов – дворянин, публицист, видевший идеал государственного устройства в сильной царской власти.

Макарий – митрополит московский и священник Благовещенского собора Кремля разработавший обряд венчания на царство Ивана IV.

Борис Годунов – шурин царя Федора Иоанновича, избранный на царство Земским Собором в 1598 г.

Гермоген – казанский митрополит, затем патриарх, призывавший на борьбу с польскими интервентами.

Пахомий Логофет – составитель первого русского хронографа – сочинения по всемирной истории 1442 г.

Сергий Рвадонежский – основатель Троице-Сергиева Монастыря, поддержавший великого Московского князя Дмитрия Ивановича в борьбе в ордынцами.

Афанасий Никитин – тверской купец, совершивший путешествие в Индию за 30 лет до открытия Индии португальцем Васко да Гаммой, автор «Хождения за три моря».

Феофан Грек – художник XIV в., приехавший из Византии, автор фресковых росписей новгородской церкви Спаса на Ильине улице.

Андрей Рублев – художник XIV-XV вв., автор «Троицы», фресковых росписей Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Сергиевом Посаде.

Иван Федоров – создатель первой типографии в России

 

Основные понятия:

Барщина – форма феодальной земельной ренты, даровой принудительный труд феодально-зависимого крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве феодала. Широко распространена была в Европейской России с середины XVI в.

Баскак – представитель монгольского хана, ведавший сбором дани, учетом населения и контролем над действиями местных властей. Баскаки имели военные отряды, с помощью которых подавляли выступления покоренного населения против монголо-татарского ига. На Руси баскаки появились в середине XIII в., но уже в начале XIV в. ханы передали сбор дани в руки русских князей.

Бояре – высшее сословие на Руси X-XVII вв. (наряду с великими и удельными князьями). В X-XI вв. выделялись княжеские бояре – княжи мужи (огнищане) и т.н. земские бояре (старцы градские) – потомки родоплеменной знати. С XI в., вследствие наделения землей княжих мужей, они сливаются с земскими боярами в единое боярское сословие. В XVII в. происходило стирание различий между боярами и дворянами.

Боярская Дума – высший совет из представителей аристократии при князе, с 1547 г. – при царе. Просуществовала Боярская Дума с Х до начала XVIII вв. Деятельность Боярской Думы носила законосовещательный характер. Состояла из 5-12 бояр. В Киевской Руси в Думе князь совещался с дружинниками (княжими мужами, думцами) и старцами градскими (земскими боярами, потомками родоплеменной знати), иногда в Боярской думе присутствовали высшие представители духовенства. В XIV-XV вв. в нее входили помимо бояр и окольничие. Бояре и окольничие – два высших чина в период формирования централизованного государства

Вассалитет – система отношений личной зависимости феодалов – вассалов от сюзерена. Система вассальной зависимости от Золотой Орды утвердилась на Руси после походов Батыя, когда утвердилась выдача ярлыков на великое или удельное княжение.

Великий князь – титул главы русских князей в Древнерусском государстве с X в. С XII в. великими князьями называли себя владетели крупнейших княжеств, включавших в себя вассальные удельные княжества (великие князья владимирские, московские, тверские, ярославские, рязанские, смоленские, нижегородские) В XIII в. на Северо-Востоке Руси доминировали Владимирские великие князья, в XIV первенство начинает переходить к московским великим князьям.

Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси X-XIV вв., созывавшееся для решения общих дел Вече возникло из племенных собраний славян. Вече ведало вопросами войны и мира, призвания и изгнания князей, выборами и смещением посадников, тысяцких, а в Новгороде также архиепископа, заключением договоров с соседними землями и княжествами, принятием законов. В Северо-восточной Руси, где города были ослаблены монголо-татарским вторжением, укреплявшаяся великокняжеская власть к концу XIV в. ликвидировала вечевые учреждения. Дольше всего вечевой строй просуществовал в Новгородской (до 1478 г.) и Псковской республиках (до 1510 г.)

Военная демократия – заключительный этап разложения первобытного общества и преобразования его в классовое. Термин введен Л.Г.Морганом для обозначения власти военных вождей при сохранении остатков первобытного коллективизма и демократии (в славянских племенах – сосуществование князя и вече)

Вотчина – крупное землевладение, передаваемое по наследству. В пределах вотчины ее собственнику принадлежала административная и судебная власть, право взимания налогов. Термин происходит от слова «отчина», т.е. отцовская собственность. Первые сведения о княжеских вотчинах относятся к Х в., в XIII-XV вв.вотчина была господствовавшей формой землевладения. Вотчинами владели князья, бояре, члены их дружин, монастыри, высшее духовенство. Вотчинами стали удельные княжества, получаемые князем в наследство от отца. В1550-х годах вотчинники были приравнены к дворянству в отношении несения военной службы, было ограничено и право родового выкупа вотчин.

Государство – форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата)

Дворяне – служилые люди, условные держатели земли. Дворянство появляется в XV в.

Иммунитет феодальный – правовое пространство, в той или иной мере выделенное из-под суверенитета, власти государства. Развитие данных отношений характерно для периода феодальной раздробленности, особенно было широко распространено в XIV-XV вв.

Кормление – система содержания должностных лиц (наместников, волостелей) за счет местного населения на Руси, получение части налога (корма) с управляемой территории. до середины XVI. Наместники назывались боярами-кормленщиками. Наибольшего развития достигает в XIV-XV вв., ликвидирована Иваном Грозным по земской реформе 1555-1556 гг.

Крепостное право (крепостничество) – форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. В России в общегосударственном масштабе крепостное право оформлялось Судебником 1497 г., указами о заповедных и урочных летах и окончательно- Соборным уложением 1649 г.

Круговая порука – коллективная ответственность за уплату великокняжеской подати, которой была связана волость – сельская община.

Культура – специфический способ жизнедеятельности людей, основанный на нормах, воплощающих определенные идеалы и ценности, связанных с особым взглядом на мир, мировоззрением; воплощение этих норм и идеалов в сознании, поведении, результатах труда людей.

«Лествичный» порядок престолонаследия - порядок передачи престола старшему в роду, т.е. от брата к брату, а после смерти последнего старшему племяннику.

Местничество – порядок назначения на должность по знатности рода и давности службы великому князю. Введена была система местничества в правление Ивана III.

Митрополит – глава Русской православной церкви, находившийся до середины XV в. в подчинении Константинопольскому патриарху.

Опричнина – система внутриполитических мер Ивана Грозного, которая привела к разделу земель Русского государства на земские под управлением Боярской Думы и опричные (государев удел) с «государевым двором» и особым войском. Сопровождалась террором и репрессиями как средствами достижения политических целей в процессе борьбы с предполагаемой изменой в среде знати.

Патриарх – глава Русской православной церкви с 1589 г. Первый патриарх – Иов. Патриарший период продлился до петровских преобразований (1700 г.)

Поместье - земля, полученная в пользование на условиях несения военной и государственной службы и выплаты части дохода вотчиннику без права наследования и продажи (условное землевладение, держатели земли - дворяне – служилые люди). Появляется в XV в., в XVI-XVII вв. сближается с вотчиной.

Посад – на Руси X-XVI вв. торгово-ремесленное поселение вне городских стен, предместье, ставшее позднее частью города. Первоначальное название – подол – произошло от обычного расположения ниже воздвигавшейся на возвышенном месте крепости (города, детинца, кремля), где располагались дворы князя и его бояр. С конца XII в. название подол сменяется на посад. В XV-XVII вв. население посада – посадские люди – относилось к тяглым сословиям Русского государства, земля на посаде считалась собственностью государя. Частные владения на посаде («белые слободы» и дворы) были ликвидированы в XVI-XVII вв.

Православие – одно из старейших направлений в христианстве. Окончательно сложилось как самостоятельное направление в 1054 г. С 1448 г. существует русская православная церковь.

Семибоярщина – боярское правительство, власть семи бояр, установившаяся после свержения В.Шуйского в период Смутного времени в 1610-1612 гг. Передало фактическую власть польским интервентам.

Смерды – основная масса сельского населения, зависимого от князя, постепенно попадавшее в зависимое состояние. В XI-XII вв. смерд имел свое имущество, сам платил штраф за совершенные проступки. Юридически он был неполноправен; убийство смерда наказывалось таким же штрафом, как и убийство холопа.

Смутное время – пятнадцатилетний период в истории Отечества – с 1598 по 1613 гг. как последствие династического кризиса, характеризующийся слабостью государственной власти, самозванством, гражданской войной и интервенцией.

Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследстьву правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия. Выраженная в неравенстве их положения и привилегий.

Сословно-представительная монархия – форма феодального государства в России второй половины XVI-XVII вв., при которой власть монарха сочеталась с органом сословного представительства бояр, дворян, духовенства и горожан - Земским Собором. В период междуцарствий царь избирался Земским собором. Сословно-представительная монархия предшествовала абсолютизму.

Стрелецкое войско – войско, комплектовавшееся на добровольной основе из числа посадского и сельского населения; пехота, вооруженная огнестрельным оружием. Появилось в XVI в.

Судебник – свод законов Русского государства. Кодифицировал нормы обычного права, уставные грамоты, княжеские указы и т.д. Способствовал централизации Русского государства. В 1497 г. был принят судебник Ивана III, в 1550 г. – Судебник Ивана IV.

Традиционное общество – аграрное общество, характеризующееся низким уровнем производительности труда и преобладанием в экономике сельского хозяйства.

Христианство – одна из мировых религий. Имеет три основные ветви: католицизм, православие, протестантизм. Христианство было принято на Руси как государственная религия в 988 г.

Ярлык – льготная грамота золотоордынских ханов подвластным светским феодалам, дававшая право на княжение






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.