Профессиональная позиция педагога-психолога: совокупность отношений(внутренний план)
|
|
| Уровни профессионализма
|
низкий
|
| средний
|
| высокий
|
| Очень высокий
|
|
| Наличие метавзгляда на роль психологии в жизни человека, и, в частности, своего места как психолога в жизни вообще, и в данном образовательном учреждении, в частности.
| Отсутствует
|
| Отсутствие или начало формирования метавзгляда на роль психологии в жизни человека, и, в частности, своего места как психолога в жизни вообще, и в данном образовательном учреждении, в частности.
| 0-1
| Формирование метавзгляда на роль психологии в жизни человека, и, в частности, своего места как психолога в жизни вообще, и в данном образовательном учреждении, в частности.
|
| Наличие метавзгляда на роль психологии в жизни человека, и, в частности, своего места как психолога в жизни вообще, и в данном образовательном учреждении, в частности.
|
|
| Наличие смысла собственной жизни и осознание смысла профессиональной деятельности, понимание своего предназначения.
| Непонимание смысла своей профессиональной деятельности. Отсутствие представлений о своей профессиональной миссии.
|
| Отсутствие глубокого осознания смыслов профессиональной деятельности. Отсутствие отношения к своей профессиональной деятельности как к миссии.
| 0-1
| Достаточно глубокое осознание смыслов профессиональной деятельности.
Появление четких представлений о собственном предназначении в профессиональной деятельности, формирование отношения к своей работе как к миссии.
|
| -Глубокое осознание смыслов профессиональной деятельности.
-Четкое представление о собственном предназначении в профессиональной деятельности, отношение к своей работе как к миссии.
|
|
| Способность к конкретизации цели, основных направлений (задач) деятельности в конкретном ОУ: не только ЧТО я буду делать, но и ПОЧЕМУ, КАК; определении приоритетных направлений).
| Отсутствует
|
| Появление отдельных собственных представлений о том, ЧТО и КАК нужно делать психологу в данном образовательном учреждении.
|
| Наличие собственных представлений о том, ЧТО и КАК нужно делать психологу в данном образовательном учреждении.
|
| Наличие собственных представлений о том, ЧТО и КАК нужно делать психологу в данном образовательном учреждении.
|
|
| Приверженность гуманистическим ценностям
| Может отсутствовать или быть недостаточно выраженной
| 0-1
| Может отсутствовать или быть недостаточно выраженной
| 0-1
| Выражена
|
| Выражена
|
|
| Выраженность профессионально важных качеств(эмпатия, рефлексия,
гибкость, эмоц.устойчивость)
| Неразвиты или развиты в недостаточной степени
| 0-1
| Развиты в недостаточной степени
|
| Развиты в достаточной степени
|
| Высоко развиты
|
|
| Форма саморегуляции (индивидная или личностная); активность жизненной позиции
| Форма саморегуляции индивидная; жизненная позиция - пассивная;
|
| Проявления личностной саморегуляции, жизненная позиция не очень активная.
|
| Личностная саморегуляция, активная жизненная позиция.
|
| Личностная саморегуляция, активная жизненная позиция.
|
|
| Стремление к личностному росту, самосовершенствованию, профессиональному развитию; гармоничность соотношения личностной и профессиональной позиций
| -Стремление к личностному и профессиональному росту не выражено.
-Дезинтеграция личностной и профессиональной позиций.
|
| -Стремление к личностному и профессиональному росту не выражено.
-Частичная интеграция личностной и профессиональной позиций.
|
| -Выраженное стремление к личностному и профессиональному росту.
-Значительная интеграция личностной и профессиональной позиций.
|
| -Выраженное стремление к личностному и профессиональному росту.
-Гармоничное соотношение личностной и профессиональной позиций.
|
|
| Соблюдение этических принципов в профессиональной деятельности.
| Частые
нарушения
|
| Отдельные мелкие нарушения этических принципов профессиональной деятельности.
|
| Соблюдаются
|
| Соблюдаются
|
|
| Интерес к различным аспектам социальной жизни, склонность к анализу социальной жизни, выделению возможных причин возникновения психологических проблем у детей или взрослых
| Отсутствует
|
| Отсутствует или выражен незначительно
|
| Появляется, может быть достаточно выражен
|
| Становится устойчивым
|
|
| Интерес и готовность к осмыслению целей, задач, актуальных проблем психологической службы образования
| Отсутствуют
|
| Появление интереса, потребности в осмыслении целей, задач, актуальных проблем психологической службы образования.
|
| Выражен
|
| Устойчив
|
|
| Способность самостоятельно выделять психологическую проблему (или психологические составляющие проблемы) в социально-педагогической ситуации и предлагать пути ее решения;
| Отсутствует
|
| Появление отдельных самостоятельных шагов по выделению психологической проблемы (или психологических составляющих проблемы) в социально-педагогической ситуации.
|
| Самостоятельное выделение психологической проблемы (или психологических составляющих проблемы) в социально-педагогической ситуации.
|
| Самостоятельное выделение психологической проблемы (или психологических составляющих проблемы) в социально-педагогической ситуации.
|
|
| Способность выделять и анализировать внепсихологические характеристики, являющиеся причинами возникновения психологических проблем, учитывать их, совместно с администрацией искать пути их устранения;
| Отсутствует
|
| Появление шагов по выделению и анализированию внепсихологических характеристик, являющихся причинами возникновения психологических проблем. Часто неумение организовать взаимодействие с администрацией по устранению выявленных внепсихологических причин проблемы.
|
| Выделение и анализ внепсихологических характеристик, являющихся причинами возникновения психологических проблем.
|
| -Самостоятельное ыделение и анализ внепсихологических характеристик, являющихся причинами возникновения психологических проблем, учитывать их.
- взаимодействие с администрацией по определению путей их устранения;
|
|
| Потребность в расширении сферы профессиональной деятельности, работы с более широкими слоями населения (например, через СМИ, общественные организации).
| Отсутствует
|
| Отсутствие или появление потребности в расширении сферы профессиональной деятельности, работы с более широкими слоями населения (например, через СМИ, общественные организации).
| 0-1
| Выраженная потребность в расширении сферы профессиональной деятельности, работы с более широкими слоями населения (например, через СМИ, общественные организации). Наличие системы такого взаимодействия.
|
| Осуществление широких контактов в сфере профессиональной деятельности, работа с более широкими слоями населения (например, через СМИ, общественные организации).
|
|
|
|
| 0-2
|
| 9-13
|
|
|
|
|
№№
| Сформированность системы работы
| Уровни профессионализма и оценочные баллы по каждому параметру
|
Низкий
| Средний
| высокий
| очень высокий
|
| Целостный взгляд на ОУ как на систему
| Отсутствует
|
| Появление признаков системности в работе
|
| - Целостный взгляд на образовательное учреждение как на систему.
- Наличие системности в работе, своего стиля деятельности.
|
| -Целостный взгляд на образовательное учреждение как на систему.
-Наличие собственной (не противоречащей научным принципам и этическим нормам) системы труда; своего стиля деятельности.
|
|
| Самостоятельное выделение проблемы(в т.ч. запроса), ее причин. Целеполагание.
| Отсутствует
|
| Попытки самостоятельного выделения проблемы.
Трудности целеполагания достаточно выражены
|
| Профессионально грамотное выделение психологической проблемы и выбор путей ее решения.
Отсутствие трудностей в целеполагании.
|
| Профессионально грамотное выделение психологической проблемы и выбор путей ее решения.
Отсутствие трудностей в целеполагании.
|
|
| Готовность к осуществлению прогностической функции
| Отсутствует
|
| Отсутствует
|
| Может осуществлять прогностическую функцию
| 1-2
| Осуществляет
|
|
| Обоснованность, адекватность целям, непротиворечивость методов и форм работы
| Хаотичность и разбросанность в выборе методов и форм работы.
|
| Испытывает трудности.
Периодическая потеря смысла реализуемых ме тодов и форм работы
|
| Оптимальный подбор адекватных целям и задачам методов и форм работы.
|
| Оптимальный и творческий выбор методов и форм работы, их очередности.
|
|
| Соблюдение принципов целесообразности, логической закономерности, последовательности, преемственности при организации работы;
| Не соблюдает или не всегда соблюдает
| 0-1
| Отдельные нарушения
|
| Соблюдает
|
| Соблюдает
|
|
| Определение приоритетных направлений развития психологической службы в конкретном ОУ с учетом его специфики
| Определять не может
|
| Затруднения в определении
|
| Определяет
|
| Определяет
|
|
| Профессиональное взаимодействие с администрацией и педагогами ОУ
| Не налажено
|
| Наличие некоторой системы профессионального взаимодействия с администрацией и педагогами.
|
| Налажено
|
| Сложившееся, надежное и длительное профессиональное взаимодействие с администрацией образовательного учреждения;
|
|
| Профессиональное взаимодействие с психологами и специалистами мед. и соц.учреждений
| Не налажено
|
| Наличие отдельных контактов с учреждениями родственного профиля: социально-психологическими центрами, кафедрами психологии ВУЗов, поликлиниками, общественными организациями и пр. Уровень контактов чаще потребительский.
|
| Налажено
|
| Наличие широкого спектра профессионального взаимодействия с другими психологами, а также учреждениямРегулярное и содержательное профессиональное сотрудничество.
|
|
| Планирование профессиональной деятельности
| Значительные трудности
|
| Отдельные трудности
|
| Самостоятельное
|
| Самостоятельность и индивидуальность в планировании своей профессиональной деятельности.
|
|
| Самоанализ профессиональной деятельности
| Отсутствие адекватной оценки и анализа собственной профессиональной деятельности. Среди трудностей, как правило, называются, внешние
|
| Отсутствие или фрагментарность адекватной оценки и полноценного анализа собственной профессиональной деятельности. Среди трудностей, как правило, называются, внешние: маленькая зарплата, отсутствие достаточного материального или методического оснащения в рабочем кабинете.
| 0-1
| Адекватное оценивание и анализ своей профессиональной деятельности. Развитая профессиональная рефлексия. Внутренний локус профессионального контроля выражается в стремлении выявить и ликвидировать личностные и организационные трудности.
|
| Адекватная оценка и анализ своей профессиональной деятельности. Развитая профессиональная рефлексия. Внутренний локус профессионального контроля выражается в стремлении выявить и ликвидировать личностные и организационные трудности.
|
|
| Работа с социально-педагогической ситуацией
| Отсутствует
|
| Работа с наиболее простыми социально-педагогическими ситуациями.
|
| Значительное внимание уделяется работе с социально-педагогическими ситуациями (в т.ч. сложными).
|
| Значительный объем работы приходится на проектирование и коррекцию социально-педагогических ситуаций, что способствует оптимизации социально-психологических условий образовательной и воспитательной среды.
|
|
| Составление психолого-педагогической характеристики ребенка
| Вызывает значительные затруднения, характеристики краткие, не содержательные
|
| Самостоятельное составление профессионально грамотной (устной или письменной) психологической характеристики peбенкa;
|
| Самостоятельное составление профессионально грамотной (устной или письменной), глубокой психологической характеристики peбенкa;
|
| Самостоятельное составление профессионально грамотной (устной или письменной), глубокой психологической характеристики peбенкa;
|
|
| Уровень обобщения, выделения типического при характеристике психологической проблемы ребенка, семьи
| Отсутствует, каждую проблему характеризует описательно
|
| Отсутствует или делаются отдельные попытки
| 0-1
| Уровень обобщения, выделения типического при описании психологических проблем, своей работы в целом;
|
| Высокий уровень обобщения, выделения типического при описании психологических проблем, своей работы в целом.
|
|
| Оптимальность соотношения различных направлений работы
| Приоритет в работе отдается диагностическому направлению
|
| Приоритет в работе отдается диагностическому, просветительскому, профилактическому видам деятельности.
|
| Оптимальное соотношение различных направлений работы при приоритетном осуществлении консультативного, психокоррекционного, просветительского видов деятельности.
|
| Оптимальное соотношение различных направлений работы при приоритетном осуществлении консультативного, психокоррекционного, просветительского видов деятельности.
|
|
| Выполнение профессиональных обязанностей
| Частое выполнение обязанностей, не связанных с занимаемой должностью психолога (Непродуктивная профессиональная позиция).
|
| В основном соответствует должностной инструкции
|
| Выполнение обязанностей, не связанных с занимаемой должностью психолога отсутствует. Продуктивная профессиональная позиция.
|
| Продуктивная профессиональная позиция.
|
|
| Содержательность, сложность и степень личного участия психолога в разработке концептуальных и программных документов
| Самостоятельно не разрабатывает; или документы методологически не грамотны
|
| Адаптирует или модифицирует
образцы
|
| Разрабатывает самостоятельно
и методологически
грамотно
|
| Создает оригинальные, авторские концепции или программы
|
|
| Наличие, грамотность и своевременность оформления текущей документации:
1. Календарный план.
2.Журнал инд.консультаций.
3.Журнал диагностических исследований.
4.Журнал групповых форм работы
5. Годовой отчет (статистический и аналитический)
| Отсутствие некоторых обязательных форм документации. содержательные нарушения в ее заполнении.
| 0-1
| Уменьшение количества затруднений в грамотном оформлении и ведении документации
|
| Документация оформляется грамотно и своевременно
|
| Документация оформляется грамотно и своевременно
|
|
| Владение понятийным аппаратом науки, корректность, экологичность высказываний
| Низкий уровень владения понятийным аппаратом психологической науки, жесткость, категоричность высказываний
|
| Отдельные затруднения в использовании понятийного аппарата психологической науки, возможная категоричность, трудности в выборе корректной формы высказываний, отсутствие стремления к использованию метафоричности в речи.
|
| Хорошее владение понятийным аппаратом психологической науки. Мягкость, корректность высказываний, метафоричность речи.
|
| Хорошее владение понятийным аппаратом психологической науки. Мягкость, корректность высказываний, метафорич-ность речи. Яркая индивидуальность психо-техники речи.
|
|
| Участие в научно-практических конференциях, заседаниях РМО и ГМО, семинарах районного, городского, краевого уровня
| Избегание участия в научно-практических конференциях, методически семинарах. В случае посещения – форма участия пассивная (участник, слушатель). Эффективность мероприятий оценивается по возможностям приобретения новых методических материалов.
| 0-1
| Чаще всего в форме пассивного участия Эффективность мероприятий оценивается по возможностям приобретения новых методических материалов.
|
| Участие чаще всего в форме активного участия (выступление, ведение). Эффективность мероприятий оценивается по возможностям повышения уровня своей методологической, теоретической подготовки.
|
| Наличие наработок для обобщения опыта и готовности к передаче опыта (преимущественно активные формы участия в психологических семинарах, научно-практических конференциях различного уровня); критерии оценки эффективности семинаров, конференций: возможности повышения уровня своей теоретической, методологической подготовки.
|
|
| Общее количество баллов
|
| 5-8
|
| 18-20
|
| 37-38
|
|
|