Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины «Введение в германскую филологию» направлен на формирование следующих компетенций:
Процесс изучения дисциплины «Введение в германскую филологию» направлен на формирование следующих компетенций:
а) общекультурные компетенции:
- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации; постановке цели и выбора путей ее достижения (ОК-1);
б) профессиональные компетенции:
- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);
- владение базовыми навыками сбора и анализа языковых фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);
- способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);
- представление о диалектном разнообразии, социальной стратификации и стилистических ресурсах изучаемого (английского) языка (ПК-17);
- знание родственных связей изучаемого (английского) языка и его типологических соотношений с другими языками, его истории, современного состояния и тенденций развития ( ПК-18);
- умение анализировать изучаемый иностранный (английский) язык в его истории и современном состоянии, пользуясь системой основных понятий и терминов общего языкознания и когнитивной лингвистики (ПК-19).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- сущность и особенности сравнительно-исторического метода, иметь представление о методике реконструкции, о понятиях синхронии и диахронии;
- основные этапы истории германских народов;
- специфику древнегерманской картины мира и мифологии;
- основные особенности фонетической системы германских языков, иметь представление о знаковых исследованиях в области германских языков;
- особенности структуры слова в германских языках, специфику и особенности германского глагола и имени, соотношения основных грамматических категорий языков германской группы;
- особенности синтаксиса древнегерманских языков.
Уметь:
- проводить языковой и сравнительно-языковой анализ текстов германских языков из различных периодов становления.
Владеть:
- рядом терминов общего языкознания и когнитивной лингвистики.
Решение поставленных задач достигается при чтении лекционного курса, параллельном анализе совместно со студентами текстов на языках германской группы в отдельные периоды их становления, а также в процессе самостоятельной работы студентов по изучению рекомендованной литературы и анализу предложенных текстов.
Тематический план
Разделы дисциплины и виды занятий (почасовое планирование)
Темы
| Количество часов
| Всего
| в том числе
| Лекции
| Самостоят. работа
| Тема 1. Вводная лекция.
|
|
|
| Тема 2. Классификация языков мира. Индоевропейская языковая семья. Проблема пра-языка.
|
|
|
| Тема 3. История германских народов.
|
|
|
| Тема 4. История германской филологии.
|
|
|
| Тема 5. Общеиндоевропейские черты германских языков.
|
|
|
| Тема 6.Основные этапы развития германских языков.
|
|
|
| Тема 7. Основные особенности германских языков в области фонетики.
|
|
|
| Тема 8. Основные черты морфологического строя. Особенности древнегерманского имени.
|
|
|
| Тема 9. Основные грамматические категории германского глагола.
|
|
|
| Тема 10. Восточногерманская группа языков. Готский язык.
|
|
|
| Тема 11. Северогерманская группа языков.
|
|
|
| Тема 12. Западногерманские языки. Классификация.
|
|
|
| Тема 13. Древнейшие письменные памятники.
|
|
|
| Тема 14. История английского языка.
|
|
|
| Тема 15. Общие особенности западногерманских языков.
|
|
|
| Итого часов
|
|
|
| КСР
|
| | | Итого по дисциплине
|
| |
Содержание дисциплины
Содержание тематических разделов дисциплины
Планируется чтение лекций следующих видов: информативная лекция; проблемная лекция и лекция-диалог.
№ п/п
| Наименование раздела
| Содержание раздела
| 1.
| Вводная лекция.
| Предмет, цели, задачи курса. Современные германские языки и их распространение на земном шаре:
1. западногерманские языки и страны их распространения;
2. северогерманские языки и страны их применения.
| 2.
| Классификация языков мира. Индоевропейская языковая семья.
| Классификация языков мира. Индоевропейская языковая семья. Возникновение сравнительно-исторического метода, его особенности. Понятия родства языков и языка-основы. Методика реконструкции. Соотношение синхронии и диахронии.
| 3.
| История германских народов.
| Первые сведения о германцах. Германцы эпохи Цезаря и Тацита. Великое переселение народов. Формирование варварских королевств. Древнегерманская картина мира и мифология. Классификация древнегерманских племен и племенных языков. Свидетельства о германских языках в дописьменный период. Руническое письмо. Латинское письмо. Готическое письмо.
| 4.
| История германской филологии.
| Первые словари и сопоставительные грамматики. Формирование и развитие сравнительно-исторического метода. Методика сравнительно-исторического анализа.
| 5.
| Общеиндоевропейские черты германских языков.
| Ударение и система фонем. Морфологическая система: структура слова; имя; глагол. Лексика.
| 6.
| Основные этапы развития германских языков.
| Общие закономерности в развитии племенных языков. Формирование языков народностей. Образование наций и развитие национальных языков.
| 7.
| Основные особенности германских языков в области фонетики.
| Ф. Бопп, Р. Раск, Я. Гримм, К. Вернер. Особенности германского вокализма. Особенности германского консонантизма. Германское передвижение согласных. Закон Вернера.
| 8.
| Основные черты морфологического строя. Особенности древнегерманского имени.
| Основные черты морфологического строя. Структура слова. Особенности древнегерманского имени. Система склонения имен. Основы на гласные и согласные.
| 9.
| Основные грамматические категории германского глагола.
| Сильные глаголы. Слабые, претерито-презентные глаголы в германских языках.
| 10.
| Восточногерманская группа языков. Готский язык.
| Восточногерманская группа языков. Классификация: готский, бургундский, вандальский. Готский язык. Первые сведения о восточногерманских племенах. Готы. Значение готского языка для германистики. Готская письменность и готские письменные памятники. Гласные и согласные готского языка.
| 11.
| Северогерманская группа языков.
| Северогерманская группа - скандинавские языки. Древнескандинавские племена. Эпоха викингов. Причины и последствия походов викингов. Язык надписей старшими рунами. Язык надписей младшими рунами. Классификация скандинавских языков.
| 12.
| Западногерманские языки.
| Классификация: английский, немецкий, нидерландский, фризский, идиш, африкаанс. Эпоха Великого переселения и ее последствия для формирования западногерманской группы языков. Завоевание Британии англами, саксами и ютами. Древнейшие королевства в Британии. Франки и их роль в формировании нового европейского сообщества наций. Эпоха Меровингов. Каролинги. Карл Великий и создание Германской Римской империи. Распад империи Карла. Формирование европейской континентальной государственности. Начала наций и национальных языков.
| 13.
| Древнейшие письменные памятники.
| Руны; «Codex Agenteus» - перевод Библии Вульфилы; древнеисландская «Эдда»; древненемецкие «Abrogans», Мерзебургские заклинания, Песнь о Гильдебранде. «Беовульф».
| 14.
| История английского языка.
| Древнеанглийский период: диалекты; фонетические и морфологические особенности; лексика. Среднеанглийский период: формы существования; основные изменения в фонетике и морфологии. Ранненовоанглийский период: «великий сдвиг гласных», упрощение морфологического строя. Становление нормы литературного языка.
| 15.
| Общие особенности современных западногерманских языков.
| Англо-фризская подгруппа и ее особенности. Основные особенности немецкого языка и развившегося из его диалектов идиша. Особенности нидерландского языка и развившегося из него африкаанс.
|
|