Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интерпретация результатов, полученных на основе «Шкалы эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эпштейна






Значения порезультатам задания Классификация уровня развития эмпатии
70 баллов и больше Высокий уровень
50—70 баллов Средний уровень с тенденцией к высокому
30—50 баллов Средний уровень
10—30 баллов Средний уровень с тенденцией к низкому
10 баллов и меньше Низкий уровень

 

Методика диагностики уровня развития способности к интерпретации невербального поведения

в межличностном общении (диагностика когнитивной и поведенческой составляющей эмпатии)

(Разработана В. А. Лабунской)

В соответствии с представлением о различных составляющих способности к адекватному пониманию и интерпретации невер­бального поведения был определен перечень социально-перцеп­тивных задач. Они отличаются по формальным параметрам (виды невербального поведения), содержательным (психологические характеристики личности, диады, группы), функциональным (за­дачи на идентификацию и регуляцию отношений в диаде, груп­пе) и по способам репрезентации решения задачи. Адекватность понимания:

устанавливается на основе вербализации психологических осо­бенностей личности, группы в соответствии с заданными экспе­риментатором направлениями анализа невербального поведения; выявляется с помощью примеров сравнения — выбора форм невербального поведения, соответствующих друг другу по психо­логическому значению;

измеряется также на основе «регуляции» с помощью определен­ных элементов невербального поведения отношений в диаде и группе; определяется на основе установления отношений между не­вербальным и вербальным поведением изображенного на фото­объекте человека.

В учебном пособии приводится вариант методики, апробиро­ванной на большой группе испытуемых, отличающихся возрас­том, полом, профессией, образованием (всего 450 человек). По­сле психометрической проверки социально-перспективных задач, из которых состоит методика, был создан ее вариант, предназна­ченный для взрослых людей.

Методика состоит из 8 социально-перспективных задач. Пер­вая задача направлена на диагностику адекватности понима­ния состояний и отношений человека на основе его позы. Вто­рая задача выявляет уровень адекватности понимания эмоцио­нальных состояний человека на основе его мимики. Третья за­дача определяет уровень адекватности понимания интеллектуаль­но-волевых состояний, эмоциональных нюансов этих состояний на основе индивидуального и невербального поведения. Четвертая задача направлена на диагностику адекватности понимания от­ношений, взаимоотношений людей, включенных в невербальную интеракцию (диада, группа). Первые четыре задачи отличаются одна от другой формой невербального поведения, направленностью пси­хологической интерпретации. Способ репрезентации решения оста- л

ется для всех задач общим — вербальная семантическая оценка. Пя­тая задача направлена на диагностику адекватности понима­ния посредством установления связей и отличий между психоло­гическим содержанием различных элементов невербального по­ведения, шестая — на диагностику адекватности понимания посредством «регуляции» отношений диады и группы в эмоцио­нально-отрицательную сторону. Седьмая — это диагностика адекватности понимания невербального поведения посредством «ре­гуляции» отношений, устанавливающихся в диаде или группе, в эмоционально-положительную сторону. Восьмая задача на­правлена на диагностику адекватности понимания невербального поведения посредством установления связей между вербальным и невербальным поведением человека.

Таким образом, вторая группа задач (5 — 8) состоит из тех, в которых сохранены различные виды и формы невербального по­ведения, их психологическое разнообразие, но изменены спосо­бы репрезентации решения задач. Задачи 6 —8 диагностируют опо­средованно возможности респондентов регулировать отношения между людьми с помощью адекватного использования в общении форм невербального поведения.

На этапе разработки методики была определена последователь­ность предъявления социально-перцептивных задач участникам эксперимента. В результате наблюдения за поведением респонден­тов было установлено, что они утомляются и начинают раздра­жаться, если первые четыре задачи предъявляются в той последо­вательности, которая приведена выше. Как выяснилось из бесед с участниками исследования, утомление наступало из-за того, что решение этих задач надо было представить в вербальной форме.

Чтобы не создавать у испытуемых дополнительного интеллектуаль­ного и эмоционального напряжения, был отработан оптимальный вариант предъявления задач. Здесь приводится та же последователь­ность предъявления задач, что и в исследованиях В. А. Лабунской.

Инструкция к первой задаче: «Определите, какому состоянию человека, его отношению к другому человеку соответствует эта поза». Участнику эксперимента последовательно предъявляются 6 поз. Ответы оцениваются по 3-балльной системе. Условное на­звание первой задачи — «позы».

Респондент за ответ получает 3 балла, если при предъявлении позы 1.1 указано на высокомерие, пренебрежение, самоуверен­ность (одно из значений); если поза 1.2 трактуется как растерян­ность, удивление, непонимание; поза 1.3 определяется как сму­щение, застенчивость, печаль; поза 1.4 получает психологические значения ожидания, неуверенности, тревожности; поза 1.5 пони­мается как удивление, недоумение, нерешительность; поза 1.6 определяется как виноватый, убитый горем, стыдливый;

2 балла получает респондент, если он не указывает прямо на психологические значения позы, а называют ситуацию, в кото­рой она встречается, речевое сопровождение, стимул;

1 балл присваивается тем ответам, которые несут элемент пси­хологической интерпретации, но не соответствуют направлению психологического анализа, заданного инструкцией к задаче.

Инструкция ко второй задаче: «Определите, какому интеллек­туально-волевому состоянию соответствует выразительное пове­дение человека, изображенного на картинке, назовите эмоцио­нальные оттенки этого состояния». Участнику эксперимента по­следовательно предъявляются 6 изображений индивидуального не­вербального поведения. Ответы оцениваются по 3-балльной сис­теме. Условное название второй задачи — «мимика—жесты».

Респондент получает 3 балла в том случае, если в ответ на предъявление картинки он называет следующие интеллектуаль­но-волевые состояния и их эмоциональные оттенки:

2.1 — размышление — задумчивость (нейтральное состояние, спокойствие, уравновешенность); 2.2 — размышление — задум­чивость (страх, тревога, отчаяние); 2.3 — размышление — задум­чивость (страдание, грусть, печаль); 2.4 — размышление — задум­чивость (угроза, гнев, решительность); 2.5 — размышление — за­думчивость (удивление, растерянность, вопрос); 2.6 — размыш­ление — задумчивость (восторг, радость, «озарение»);

2 балла респондент получает тогда, когда указывает только на интеллектуально-волевое состояние;

1 балл получает за те ответы, которые несут элемент психоло­гической интерпретации, но не соответствуют направлению пси­хологического анализа, заданного инструкцией к задаче.

Инструкция к третьей задаче: «Определите по выражению лица (женщины, мужчины) эмоциональное состояние». Ответы оце­ниваются по 3-балльной системе. Условное название третьей зада­чи — «мимика».

Респондент получает 3 балла за ответ, если его психологи­ческое значение соответствует следующим эмоциональным со­стояниям:

3.1 — радость; 3.2 — удивление; 3.3 — страдание; 3.4 — страх; 3.5 — гнев; 3.6 — презрение (женские лица); 3.7 — радость; 3.8 — удивление; 3.9 — страх; 3.10 — гнев; 3.11 — презрение; 3.12 — страдание (мужское лицо);

2 балла ставится за ответ, в котором респондент не указывает прямо на психологическое значение экспрессии лица, а называет ситуацию, в которой она встречается;

1 балл присваивается тем ответам, которые несут элемент пси­хологической интерпретации, но не соответствуют направлению психологического анализа, заданного инструкцией к задаче.

Инструкция к задаче четвертой: «Подберите к изображенной позе соответствующее ей выражение лица». Участнику эксперимен­та последовательно предъявляются 8 изображений. Они состоят из 4 поз, которые имеют четкие различия в психологических значе­ниях (различия определены на этапе разработки методики «Сво­бодная семантическая оценка невербального поведения»). К каж­дой позе предлагается набор из трех выражений лица. Поза предъяв­ляется дважды. В одном случае с ней надо соотнести экспрессию женского лица, а в другом — экспрессию мужского лица. Таким образом, четвертая задача состоит из восьми предъявлений фото­изображений. Условное название четвертой задачи — «поза—лицо». Оценки ответов четвертой задачи приведены в табл. 1.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.