Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Недостатки голоса






Наше звукопроизношение тесно связано с голосом, поэтому расстройства голоса нарушают правильную речь. Между тем в семье и в школе на воспитание голоса не обращается необходи­мое внимание. Возбужденная, крикливая речь и такое же пение, чрезмерно длительные разговоры (детская крикливая болтливость), поощрение, а часто и требование со стороны педагоги) от всех без исключения учеников обязательно «громких» ответов, подчас непосильных для голосового аппарата, обычная уран ниловка и безнадзорность при хоровом пении (ко всем предъяв. ляются одинаковые требования, каждый поет, как может - стихийно), наконец, неучет возрастного перелома голоса —все это нередко надрывает нежные голосовые связки.

В результате сказанного голос (и речь) детей становится то хриплым или сиплым, то непомерно тихим, доходя до шепота, то крикливым, срывающимся, то грубым, неприятным для слуха окружающих. Наблюдаемые у некоторых детей недостаточная гибкость и музыкальность голоса вызывают монотонность и невыразительность речи, с чем учителю приходится иногда упорно бороться.

1. Предупреждение и устранение затянувшейся мутации

У детей, главным образом у мальчиков, в период половою созревания (от 12 до 17 лет, чаще всего в 14 лет) голос резко изменяется «ломается» (мутация голоса).

Мутация происходит оттого, что под влиянием попадающих в кровь выделений (гормонов) из половых желез у мальчиков хря­щи гортани начинают быстро развиваться, в том числе и пере­дний угол щитовидного хряща — кадык. Одновременно голосо­вые связки резко удлиняются, а следовательно, дают меньшее количество колебаний (чем длиннее струна, тем ниже тон), т.е. голос резко понижается — на октаву и больше. Кроме того, в гортани появляются краснота и слизь, голосовые связки отека­ют, расслабляются и поэтому неплотно смыкаются и дают хри­поту.

Подросток (вернее, его мозг) не может сразу приспособиться к этой перемене, вследствие чего голос срывается с данного тона, т.е. в речи происходят неожиданные перескоки от самого низко­го тона до самого высокого, до писка, голос становится хрип­лым, с грубым тембром. При пении ученик перестает попадать в тон. Такой перелом обычно длится 3—6 месяцев, и голос маль­чика превращается в голос мужчины: появляются нормальные высокие и низкие тона. Дискант и альт переходят в тенор, бари­тон или бас.

Резкая мутация завершается в полтора месяца. Примерно за 6 месяцев до мутации и спустя 6 месяцев после нее в голосе происходят некоторые изменения, так что на весь этот процесс, ребуется около полутора лет. У некоторых мальчиков, как и у всех девочек, у которых понижается голос максимально на два тона мутации происходит постепенно, незаметно и никаких резких нарушений голоса не наблюдается.

Нередко период нормальной (физиологической) мутации задерживается дольше нормы, а иногда растягивается на всю жизнь, тоесть голос остается или хриплым или с «петухами» (срывается со своего тона), или по-детски высоким. Такой голос неприятен и быстpo утомляет гортань.

Надо внимательно наблюдать за голосом подростков. При первых явлениях мутации школьник освобождается от деятельности, требующей напряжения голоса; нужно прекратить пение (разрешается только врачом), избегать большой речевой нагрузки, бороться с криком, болтовней.

При затянувшейся мутации следует провести следующие мероприятия:

1 Запретить на несколько дней разговаривать вслух.

2 Заставлять сильно выдыхать при раскрытой гортани (свого рода массаж голосовых связок) 5—6 дней по 5—10 минут 3 раза в день.

3. Медленно, без напряжения, произносить на низком тоне звук а, начиная с простого выдоха и постепенно суживая голосовые связки (тоже массаж и гимнастика). Те же временные показатели.

4. Произносить другие гласные, затем слоги с глубоким предварительным вдохом.

5. При высоком «детском» голосе полезно производить звуки,
особенно у, постепенно снижая их тон — «сиреной».

6. Наконец, снижение тона достигается легким нажиманием
пальцами на кадык или сжиманием его щипком (опыт показыва­
ет, как поступать в конкретном случае: нажимать или сжимать).
Vcnex достигается в среднем в течение месяца.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.