Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Патология голоса






Под влиянием разных температурных колебаний, раннего ку­рения, злоупотребления алкоголем, пребывания в атмосфере, насыщенной пылью или каким-либо веществом, раздражающим слизистую оболочку гортани, при перегрузке голосовых связок, под влиянием заболеваний дыхательного и голосового аппара­та, а также нарушения слуха могут развиваться различные рас­стройства голоса. Необходимо помнить и о роли психических травм. Сильные эмоции отражаются на дыхании и голосообразовании и могут служить причинами невротических нарушений голоса.

Все нарушения голоса можно..., разделить на функциональ­ные и органические. (Необходимо помнить, что разграниче­ние функционального и органического нарушения не всегда удается произвести.) Последние могут быть периферическими и центральными.

Из функциональных нарушений голоса, обусловленных не­правильными навыками, следует выделить невротические нару­шения, которые имеют много общего с заиканием; крайней их формой является истерический мутизм. Отдельно следует рас-шатривать нарушения голоса у людей с той или иной степенью снижения слуха и голоса периода мутации.

В основе органических нарушений голоса периферического характера лежат такие заболевания голосового аппарата, как «пев­ческие узелки» на голосовых связках, папилломатоз гортани и голосовых связок, стеноз гортани (после дифтерии, ранения, ожога гортани), туберкулез и рак гортани. Они ведут к деформа­ции гортани и голосовых связок и, следовательно к ограничению их подвижности. Сюда же относится голос ларингоэктамирован-ных. Среди причин, вызывающих органические периферические нарушения голоса, следует еще назвать аденоиды и расщелины твер­дого и мягкого нёба, влияющие на функционирование верхних ре­зонаторов.

Органические нарушения голоса центрального порядка на­блюдаются при различных видах дизартрии (бульбарной, псевдобульбарной, как спастической, так и паретической, мозжеч­ковой, подкорковой). В случае анартрии мы имеем обычно и афонию.

Термины, употребляемые как названия нарушений голоса, не­многочисленны: это афония (полное отсутствие голоса), дисфония (расстройства голоса), фонастения (повышенная утомляемость голо­са и связанные с ней снижение силы голоса и хрипота при отсут­ствии сколько-нибудь значительной органики), гнусавый голос и голос ларингоэктамированных.

Все эти термины недостаточны для диагноза нарушения. Необ­ходимо дополнять их следующими данными: этиология нарушения (выясняется из анамнеза и заключения врача), давность его, его течение, подробное описание состояния голоса в настоящее время; общее состояние больного, и в частности состояние слуха, гортани и голосовых связок, всей речи в целом, отношение самого больного к состоянию своего голоса.

Таким образом, очень важно иметь заключение как отола­ринголога, так и невропатолога. Для характеристики уклоняю­щегося от нормы звучания голоса существует довольно большое количество определений, таких, как: слабый, форсированный, крикливый, визгливый, грубый, сиплый, хриплый, квакающий, сдавленный, горловой, захлебывающийся, дрожащий, прерыви­стый, глухой, закрытый, носовой, гнусавый, монотонный. Что­бы эти термины были действительно определенными, необходи­мо уточнить значение каждого, вскрыть их механизмы.

Определения «слабый», «форсированный», «крикливый» «визг­ливый» говорят об изменении силы голоса.

Недостаточная сила голоса может зависеть или от слабости дыхательного аппарата, или от недостаточно энергичного смы­кания голосовых связок; последнее чаще всего бывает при паре-тичности их. Если смыкание осуществляется медленно, запаз­дывает, может происходить утечка воздуха до начала речи. Получается голос с придыханием. Форсированный, резкий звук говорит об излишнем напряжении (гиперкинезии) голосовых связок или даже о настоящихтиперкинезах в области гортани. Если напряжение падает на низкие тона, голос звучит крикливо, если же на высокие тона, то получается визгливый голос.

При сдавливании гортани наружными мышцами получается сдавленный горловой звук; длительное его употребление ведет, обычно, к утомлению голосовых связок, а иногда и к срыву го­лоса.

Определения «прерывистый», «дрожащий» указывают на нару­шения плавности звучания, причиной чего могут быть гиперкинезы, судороги в области мышц гортани или дыхательных мышц. Захлебывающийся голос обычно бывает при речи на вдохе, т. е. при дискоординации дыхания и голосообразования.

Приглушенно звучит голос, застревающий в задней части рото­вой полости и поэтому быстро затухающий. В противоположность приглушенному голосу отличают «звонкий», т. е. правильно на­правленный в переднюю часть ротовой полости и там резонирую­щий. При речи со сжатой, малоподвижной артикуляцией получает­ся закрытый звук голоса, ему противопоставляется так называемый «белый» звук, получающийся при постоянной малоподвижной улыбке на лице говорящего.

Трескучий голос зависит от напряженного звучания гласных и утрировки согласных, что наблюдается у заикающихся и глу­хих.

Носовой, гнусавый оттенки голоса, являются показателями по­падание части воздушной струи в носоглотку. Термин «носовой оттенок» употребляется для обозначения голоса в том случае, если имеется небольшое, частичное попадание воздуха в носоглотку, что может зависеть от наличия аденоидов, полипов и даже только от набухания слизистой оболочки носа. Это лишает голос звучности, особенно на высоких тонах голоса, которые требуют максимального закрытия прохода в нос.

При раздражении и набухании как всей гортани, так и самих голосовых связок и даже только при скоплении слизи в гортани смыкание голосовых связок бывает неполное, неплотное; через них прорывается так называемый «дикий» воздух, в результате голос звучит сипло. Сиплый голос наблюдается также в период мутации.

Хриплый голос есть следующая, более сильная степень сипло­го голоса; причиной этого могут быть отеки, опухоли в гортани, папилломатоз, стеноз гортани, нарушения иннервации голосовых связок, т. е. парезы и параличи мышц гортани и голосовых свя­зок. Иногда в случае затруднения колебания истинных голосо­вых связок появляется колебание ложных голосовых связок; их колебание более грубое. Ложносвязочный голос характеризует­ся иногда как «квакающий». Наблюдается как при органических нарушениях голоса, так и при невротических. При сужении диапазона голоса как по силе, так и по высоте голос делается монотонным.

Профилактика голосовых расстройств

Анализ закономерностей развития голоса, а также причин его нарушения приводит к признанию очень важного значения про­филактических мероприятий для предупреждения расстройств голоса. Профилактика должна начинаться с раннего детства, при­чем особое значение она приобретает в переломные моменты раз­вития голоса.

Профилактика должна включать следующие разделы; а) собственно профилактика, б) воспитание здорового голоса и в) постоянная тре­нировка его.

Собственно профилактика заключается в соблюдении общегиги­енических правил, предохраняющих организм от простудных забо­леваний, которые часто ведут к болезням слухового и голосового аппарата: в разгоряченном состоянии не пить холодной воды, не купаться и не петь, особенно на морозе.

К срывам голоса приводит резкое напряженное крикливое или слишком продолжительное пение, злоупотребление твердой атакой голоса. Очень большие значение имеет пользовании как в речи, так и в пении не своим голосом, что бывает следствием подражания кому-либо или неправильного подбора песенного репертуара школь­ным учителем пения, руководителем самодеятельного кружка. Край­не важно по возможности воздерживаться от громкой речи, а тем более от пения во время гриппа, ларингита или переутомления го­лоса, так как перенапряжение голосовых связок в это время может повести к серьезным хроническим нарушениям голоса. Не следует петь и кричать после бега или в сильном волнении, так как это делает дыхание неорганизованным, прерывистым, что мешает пра­вильному голосообразованию.

В период созревания подростки до установки голоса должны совсем прекратить занятия пением. Наблюдения показывают, что период мутации, ломка голоса, происходит естественно, постепенно и незаметно, если до этого дети пользовались и в речи, и в пении естественными, не форсированными голосами; в противном случае смена голоса носит неспокойный, а иногда и бурный характер. Есть данные, что крикливость, излишне громкое пение, допущенное в детском возрасте, служат нередко причиной преждевременной сме­ны голоса.

Девочкам не рекомендуется петь во время менструальных пери­одов.

Развитие красивого звучного голоса зависит прежде всего от пра­вильного речевого дыхания и чистого произношения; только после их воспитания можно приступить к собственно голосовым упраж­нениям.

Советский педагог по культуре речи К. Ф. Сарычев (1954) ука­зывает, что «недостаточно описать и объяснить целый ряд положе­ний в области постановки голоса, необходимо проверить правиль­ность выполнения этих установок, так как слух учащихся не всегда бывает достаточно развит, а ошибки внедряются с такой же быстро­той, как и правильные навыки».

При выработке правильного речевого дыхания не следует доби­ваться какого-либо одного типа дыхания; предпочтительнее сме­шанный тип дыхания — диафрагмально-реберный.

Вдох должен происходить через рот (может присоединяться и носовой вдох), во всех случаях он должен быть бесшумным. Коли­чество воздуха, забираемое при вдохе, не должно быть чрезмерным, чтобы не переполнять легкие (около 500 см3). Выдох должен быть задержанным, медленным и плавным. Длительность его должна вырабатываться постепенно, сначала на произнесении отдельных глухих щелевых звуков ф, с, ш, х, затем шепотом произносимых слогов, слов и коротких фраз с этими звуками. В конце выдоха происходит расслабление дыхательных мышц и следует новый вдох. Во время небольших, логически обусловленных пауз можно произ­водить добор воздуха (2—3 см3) без полного расслабления дыха­тельных мышц. После коротких дыхательных упражнений следует соединить их со звуком.

Дозированные и правильно организованные речевые и певчес­кие упражнения являются самой лучшей гимнастикой для дыхания, поэтому многие авторы совсем не рекомендуют проводить специ­альные дыхательные упражнения.

Не следует начинать речь на вдохе. Перед началом речи нужно соблюдать вдыхательную установку, которая связана с ощущением полузевка.

Работа над артикуляцией широко применяется в логопедической практике как для взрослых, так и с детьми. Она носит название арти­куляционной гимнастики и продолжается в работе над звуком. Необ­ходимо помнить, что в данном случае следует укрепить и уточнить произношение как всех согласных звуков, так и гласных.

Методика развития голоса

Непосредственная работа над голосом является работой над все­ми его качествами — силой, высотой, длительностью и тембром и их изменчивостью в речевом процессе.

Для лучшего восприятия речи голос должен быть средним по силе. Дело в том, что физическая сила звука не совпадает с оценкой громкости его восприятия слушателями; хорошее восприятие речи или пения достигается средней силой голоса, ясностью произноше­ния, неторопливым темпом и умением доносить голос до слушате­ля, т.е. правильно направлять звуковую струю в переднюю часть ротового резонатора. Резкая, пронзительная громкость голоса ухуд­шает произношение. С точки зрения гигиены голоса, излишняя громкость, вызывающая перенапряжение голосовых связок, также противопоказана. Свободная, своевременная смена силы голоса в связи со смысловым и эмоциональным содержанием речи или пе­ния достигается, конечно, тренировкой, специальными упражнени­ями.

Работа над высотой голоса должна заключаться: а) в нахождении основного тона голоса; б) в упражнениях над устойчивостью звука на данной высоте; в) в упражнениях над постепенным расширением диапазона как вверх, так и вниз; г) упражнениях над легкостью смены высоты.

Голоса бывают высокие, средние и низкие, но для каждого голо­са характерны свои верхи, середины и низы, т. е. свой диапазон. Каждый человек должен пользоваться естественным, именно ему свойственным голосом. В силу подражания многие говорят и поют не своими, голосами — или слишком высокими, или слишком низ­кими. В частности, мальчики часто подражают голосам взрослых. Особенно нужно остерегаться визгливых, пискливых, сдавленных, неустойчивых высоких звуков: они очень вредны и неприятны на слух.

Найти естественное звучание голоса и научить пользоваться им — основная задача педагога-вокалиста и логопеда. Только на этой основе следует развивать голос во всех его направлениях. Нахождение основного тона способствует легкое, свободное вос­клицание, окрашенное приятной эмоцией («а-а, как приятно!») или с оттенком удивления («а-ах!»). Тон этот должен возникать без всякого напряжения, в частности без участия мышц корня языка подбородка.

Устойчивость звука как по силе, так и по высоте вырабатывается сначала на средней высоте данного голоса. Затем отдельно вырабаты­вается смена силы звучания, а далее смена высоты как вверх, так и вниз. Материал для каждого из указанных упражнений усложняется постепенно, сначала на слогах, затем на стихотворении с короткими строчками. Важно подобрать материал так, чтобы по содержанию он соответствовал поставленной задаче.

Как при работе над силой голоса, так и над высотой требует­ся сугубая осторожность и постепенность. Поспешность, перегрузка упражнениями обычно приносят вред, тогда как постоянная тре­нировка поддерживает все выработанные свойства голоса и предох­раняет его от срыва.

Голос каждого человека имеет свои индивидуальные оттенки: тембр, который поддается некоторой обработке. Улучшить тембр — значит изжить неправильные навыки и сформировать новые, нуж­ные. К последним относятся звонкость, собранность звука: перво­му противопоставляется сдавленный звук, а второму — белый звук, образующийся при постоянной улыбке, некоторой расслабленности губ.

Навести, настроить голос на звонкость помогают упражнения со звуком, резонирующим в передней части рта, при этом ощущается вибрация в зубах, челюстях и щекотание в губах. Упражнения ве­дутся на протяжных слогах: мммшш, мммэээ, мммааа, мммооо, мммууу, мммыыы с интонацией легкого удивления.

Собранность звука достигается тем, что перед началом речи, как исходное положение, губы принимают овальную установку (на глас­ной о).

Постоянна^ тренировка голоса поддерживает выработанные ка­чества голоса и сохраняет его выносливость.

Кратко изложенная методика постановки и развития речевого голоса является системой упражнений, которые применяются и при лечении нарушений голоса, но «говорит и поет неголосовой аппарат, а человек», поэтому применение упражнений стандарт­но, без необходимой индивидуализации в зависимости от данно­го случая не должно иметь места ни в норме, ни тем более в патологии.

Все разработанные разными авторами методы воздействия яв­ляются комплексными. Применяемые различные приемы можно охарактеризовать следующим образом: а) соблюдение голосового режима, начинающего обычно с полного молчания или хотя бы с перехода на шепотную речь; это ведет к уменьшению раздра­жения (снятию напряжения) в области гортани и голосовых связок и психическому успокоению; б) внешний массаж в об­ласти гортани и вибрационный массаж при помощи камертона, вибратора, который усиливает вибрацию слабых или парети-ческих голосовых связок и играет роль их массирования; в) механическая помощь в виде сдавливания хрящей гортани, в частности нажима на выступающий щитовидный хрящ, а также наклоны и повороты головы. Они механически сближают па­рализованные связки, а вибрация усиливает их собственное не­достаточное колебание. Еще в 1924 г. известным немецким врачом и логопедом Г. Гуцманом было отмечено, что вынужденная вибрация парализованной голосовой связки через механическое сбли­жение ее со здоровой вибрирующей связкой или через возбуждение ее путем применения вибратора приводит к тому, что она начи­нает вибрировать и самостоятельно, хотя и остается вначале бо­лее твердой и менее упругой и дает не вполне чистый звук; г) использование привычных автоматизмов — получение звука го­лоса от кашля, зевка, стона — и последующая активная гимнас­тика, способствующая его закреплению через повторение, через образование кинестетических ощущений и воспитание слухово­го внимания; д) активная гимнастика (общеизвестна в логопе­дической работе), она имеет место, конечно, при работе над ар­тикуляцией и в данном случае; е) заглушение звука голоса трещотками Барани, заглушителем Деражне заставляет больного усилить голос и, кроме того, имеет психотерапевтическое значе­ние, так как снимает страх перед своим неполноценным голо­сом; ж) собственно психотерапия — создание веры в успех лече­ния и бодрого, активного настроения, что достигается беседами, демонстрациями людей, оздоровивших свой голос, объяснения­ми целесообразности всех мероприятий и их механизмов; з) ис­пользование эмоций, непосредственно влияющих на дыхание и голосообразование.

Медицинское вмешательство обычно ускоряет процесс восстанов­ления, а иногда оказывается совершенно необходимым. Оно может быть терапевтического характера (лекарственное лечение, полоска­ние, ингаляция, прижигания) или хирургического (удаление аденои­дов, папиллом, сшивание нёбных расщелин и т. п.).

В зависимости от характера нарушения голоса и от этапа работы приобретает ведущее значение то одна, то другая составная часть этого комплекса.

 

Механизм голосообразования и звукопроизношения имеет одну общую основу — речевое дыхание. Голос и произношение зву­ков теснейшим образом взаимодействуют друг с другом в нор­ме, поэтому вполне естественно, что при анализе их нарушений возможно некоторое сопоставление между ними. Как наруше­ния голоса, так и нарушения звукопроизношения могут иметь: а) органическую основу периферического порядка; б) могут но­сить функциональный характер; в) могут иметь органическую основу центрального характера; г) как нарушения голоса, так и нарушения звукопроизношения очень часто наблюдаются на по­чве тугоухости.

При тяжелых нарушениях речи (анартрия, дизартрия, нару­шения на почве тугоухости) мы обнаруживаем взаимодействие и переплетение расстройств голоса и звукопроизношения.

Разница между нарушениями голоса и звукопроизношения, а также и основные принципы логопедического воздействия в том и другом случае определяются своеобразием значения голоса и звукопроизношения в речи и анатомо-физиологических механиз­мов того и другого.

Звукопроизношение обеспечивает в основном смысловое значение речи, а голосовой компонент — ее эмоциональное содержание.

В соответствии с указанными особенностями звукопроизно­шения и голоса при воздействии на неправильное звукопроиз-ношение применяются такие приемы, как фиксация внимания на смыслоразличительном значении фонем, опора на зритель­ный анализатор, прямое воздействие на артикуляцию через фор­мирование правильного уклада речевых органов, характерного для каждого звука. Ведущими приемами логопедического воз­действия при расстроствах голоса будут: а) опора на тактильное ощущение, а не на зрительный контроль; б) косвенное воздей­ствие на голосовой аппарат через предварительную организацию дыхательных упражнений и движений органов артикуляции, име­ющих общую иннервацию и мышечную связь с гортанью; в) ис­пользование речевого материала, преимущественно эмоциональ­ного содержания, непосредственно отражающегося на голосооб-разовании (радость, удивление, огорчение, испуг и т.п.), что осо­бенно применимо к детям, благодаря их повышенной эмоциональной возбудимости.

Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ля­пидевского. — М., 1963. — Вып. II. — С. 70—77.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.