Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О дальнейшей эволюции Общества на перекрестках






В годы, прошедшие с момента завершения " Общества на уличных перекрестках", я несколько раз принимался за обучение студентов методам полевых исследований малых сообществ и организаций. Подобно другим преподавателям в этой области, я был довольно скован в своих преподавательских действиях тем, что учебная литература, рекомендуемая мною, была весьма немногочисленна.

Теперь уже существует немало хороших работ по исследованию сообществ и организаций, но, как правило, опубликованный отчет не уделяет вниманию тому, как именно была осуществлена сама работа. Было, правда, опубликовано несколько хороших описаний и исследовательских методик, но за исключением отдельных случаев, эти публикации сосредотачивали дискуссию на интеллектуально-логической стороне дела. При этом игнорировалось то обстоятельство, что исследователь, а равно и его " источники" информации, живые люди. Исследователь должен исполнять определенную роль, у него есть свои личные потребности, которые требуют принятия в расчет, если он собирается успешно выполнять свою работу. Когда исследователь отправляется на полевое исследование за стены университета даже на несколько часов в день, то он, в какой-то степени, вынужден лишать себя личной жизни. В данном случае исполнение профессиональной роли может и не представлять особой сложности. Но если речь идет о длительном исследовании, подразумевающем жизнь в сообществе, которое исследуется, то его личная жизнь самым запутанным образом переплетаеся с самим исследованием. Таким образом, объяснение того, как было проведено исследование, с необходимостью подразумевает достаточно личностый рассказ о том, как исследователь жил в этом сообществе в период исследования.

Этот рассказ о жизни в изучаемом сообществе может также облегчит понимание процесса анализа данных. Те идеи, которые мы проводим в своих исследованиях, лишь отчасти представляют собой чисто логические конструкции, вырастающие из тщательного анализа свидетельств. Обычно мы не рассматриваем исследовательские проблемы непосредственно. Напротив, чаще всего мы погружаемся в массу непонятных и не интерпретируемых данных. Мы начинаем осторожно разбираться с полученными данными, привлекая к себе на помощь всю силу логического анализа. На ум приходят одна-две идеи интерпретации. Но по-прежнему данные не встраиваются в единую концепцию. Затем мы начинаем, что называется, " жить с полученными данными" (и людьми тоже), постоянно обдумывая их, до тех пор, пока не произойдет какой-нибудь случай, который совсем по-иному представит в нашем воображении все поле исследования и на свет не появится прежде неведомая и искомая концепцию. Эта концепция или модель отнюдь не продукт чисто творческого воображения. Как только она приобретает очертания, мы должны вновь просмотреть все наши записи и, возможно, направиться в поле за новыми данными с тем, чтобы понять, представляет ли появившаяся модель реальную сторону дела или все же она не более чем плод нашего воображения. На этом этапе исследовательская логика выходит на передний план. Но, по правде говоря, я глубоко уверен, что действительная эволюция исследовательских идей не происходит вследствие изучения формальных положений из учебников по сбору и анализу данных. Творческие идеи вырастают отчасти из нашего безбрежного погружения в массив данных и его осмысление, а также и в значительной степени в результате самого процесса " проживания" ситуации, то есть того, что можно назвать жизнью самой по себе. Коль скоро так много в этом процессе анализа зависит от уровня подсознания, то я полагаю, что полностью раскрыть его никогда не удастся. Тем не менее, рассказ о том, как было проведено исследование, может помочь поиманю того, из чего постепенно сложилась концепция всего исследования " Общество на уличных перекрестках".

Я отнюдь не ратую за то, что методы моего подхода к обществу на уличных перекрестках следует копировать другим исследователям. До некоторой степени мой метод должен был быть уникальным, соответствующим конкретной ситуации и уровню исследовательского знания, доступного в те годы. Но с другой стороны, в любых полевых исследованиях наличествуют общие элементы. Только тогда, когда мы соберем воедино описания различных прикладных исследований, мы сможем проникнуть за пределы чисто логических схем проведения исследования и вступить в область описания саого процесса проникновения в социальную реальность. Все, что вы прочитаете на этих страницах далее, есть всего лишь скромный и небольшой вклад в достижение этой большой цели.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.