Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы докладов и сообщений. · П.Бергер и Т.Лукман о психологических, социальных, культурных источниках институализации;






· П.Бергер и Т.Лукман о психологических, социальных, культурных источниках институализации;

· Социальные институты и социальные роли.

· Явные и латентные функции социальных институтов.

· Традиционное и современное общество.

· Социальная организация: условия и предпосылки возникновения.

· Природа неформальной организации.

· Организационные патологии.

· Законы Паркинсона.

· Особенности российской бюрократии.

· Жизненный цикл семьи.

· Деинституализация брака.

· Семейная жизнь в России и западных обществах: сравнительный анализ.

 

Контрольные вопросы и задания

1.Американские социологи П.Бергер и Т.Лукман в качестве важнейшего условия формирования социального института называли необходимость его легитимации, т.е. «объяснение» и «оправдание» его существования для новых поколений. Они отмечали, что дети не могут осмыслить окружающий социальный мир, опираясь на воспоминания о тех обстоятельствах, при которых он или его части были созданы, поэтому возникает необходимость в интерпретации значения социального института. Так, господство мужчины объясняется-оправдывается либо физиологически – «он более сильный и поэтому может обеспечить свою семью ресурсами», - либо мифологически – «бог сотворил вначале мужчину, а уж затем из его ребра – женщину».

Развивающийся институциональный порядок вырабатывает навес из таких объяснений и оправданий, с которыми новое поколение знакомится в процессе социализации. Таким образом, анализ знания людей об институтах оказывается существенной частью анализа институционального порядка. Причём это могут быть как знания на дотеоретическом уровне в виде собрания максим, поучений, поговорок, верований, мифов, так и сложные теоретические объяснения. При этом не имеет особого значения, соответствуют они реальности или нет. Существенно то согласие, которое они приносят в группу.

Приведите известные вам объяснения, (услышанные от родителей или друзей, транслируемые средствами массовой информации или придуманные вами), оправдывающие и доказывающие необходимость: регистрации брака; получения образования; выборов депутатов; сохранения института президента; учреждения национальных праздников.

2. Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции (например, спортивный комитет, который не занимается организацией спортивной жизни; комитет по делам национальностей, который не оказывает влияние на решение межнациональных проблем)?

3. Назовите общие тенденции процесса институализации в современном обществе.

4. Почему люди создают неформальные организации?

5. М.Вебер выделил в качестве обязательных условий «идеального типа» бюрократии несколько характеристик. В приводимой ниже таблице перечислены эти характеристики и приведено их описание. Назовите пропущенные и сформулируйте их содержание.

Характеристика «идеального типа» бюрократии Описание характеристики
1) специализация каждому подразделению вменяются определенные обязанности и ответственность, вся деятельность регламентирована системой последовательных правил и указаний, которые координируют основные задания и единообразие их выполнения независимо от изменений в персонале
2) иерархия Каждый чиновник имеет четко определенную сферу полномочий в иерархической структуре, имеющий вид пирамиды, и подотчетен в своих действиях вышестоящему начальству
3)? ?
4) безопасность Работа производится в соответствии с правилами, которые исключают произвол или фаворитизм, а обо всех действиях даётся письменный отчёт
5)? ?

 

6. Американский социолог Т.Парсонс попытался представить структуру семьи в виде совокупности ролей: муж/отец, жена/мать, сын/брат, дочь/сестра. Роль муж/отец связана с инструментальным лидерством, а роль жена/мать - с экспрессивным. Прокомментируйте приведённую теоретическую позицию Т.Парсонса. Найдите её сильные и слабые стороны.

7. В приведённой таблице указаны основные сферы семейной деятельности. Укажите соответствующие им функции семьи. Раскройте их содержание. Заполните таблицу.

Сфера деятельности семьи Социальные функции Индивидуальные функции
Репродуктивная    
Сексуальная    
Социализации    
Первичного социального контроля    
Социально-статусная    
Социокультурная    
Экономическая    
Эмоциональная    

8. Исполнение роли родителей (мать, отец) в семье связано с занимаемыми родителями позициями относительно детей. Определите влияние этих позиций на способ поведения родителей и на развитие ребёнка. заполните приводимую таблицу, выбрав соответствующие положения из предлагаемого ниже перечня.

Тип позиции Словесные выражения Способ поведения Влияние на развитие ребёнка
Принятие и любовь Ребёнок – центр моих интересов    
Явное отвержение Ненавижу этого ребёнка, не буду тревожиться о нём    
Излишняя требовательность Не хочу ребёнка такого, какой есть    
Чрезмерная опека Всё сделаю для ребёнка, посвящу ему себя    

 

а) неуверенность в себе, фрустрация;

б) чрезмерные поблажки или ограничение свободы;

в) чувство безопасности, нормальное развитие;

г) агрессивность, эмоциональная недоразвитость;

д) нежность, занятия с ребёнком;

е) невнимательность, жестокость, избегание контактов;

ж) отсутствие похвал, придирчивость, критика;

з) инфантилизм, особенно в социальных отношениях, неспособность к самостоятельности.

9. Какие факторы могут вызывать изменение такого социального института, как семья?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.