Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Строение плода






Лекция № 15.

ПЛОДЫ


Цель лекции: Изучить основные типы, особенности строения и выполняемые функции плодов.

 

План лекции:

1. Понятие «плод».

Строение плода.

Вскрывание плодов.

Принципы классификации плодов.

Характеристика основных видов плодов.

ü Сочные плоды.

ü Сухие плоды.

Соплодия.

Морфогенез плодов.

Понятие «плод»

После того как произошло оплодотворение яйцеклетки и началось образование зародыша, цветок или только гинецей вступает в новую фазу развития, которая завершается формированием плода, этого отличительного органа цветковых растений. Но что такое плод? На первый взгляд этот вопрос может показаться странным. Ведь всякий знает, что зерновка пшеницы, семянка одуванчика, томат, слива, вишня, яблоко и груша, земляника, ежевика и малина — это плоды, так как они заключают в себе семена и способствуют их распространению. Но не все ботаники с этим согласны. Многие считают, что настоящими плодами явля­ется только те, которые образовались из завязи, как слива, вишня, томат или коробочка мака. Те плоды, в образовании которых принимают участие другие части цветка, они считают ложными. С этой точки зрения яблоко — не настоящий плод, а ложный, так как в его образовании принимает участие цветочная трубка. Еще более ложным плодом является земляника, вся мягкая, съедобная часть которой обра­зована разросшимся цветоложем. Но другие ботаники справедливо возражают против та­кого очень узкого и одностороннего определе­ния плода. Они указывают на то, что гораздо удобнее и правильнее рассматривать плод как результат видоизменения цветка, а не только гинецея, хотя самую существенную часть обра­зуют завязь или завязи отдельных плодолисти­ков, если они еще свободные. Некоторые авто­ры, как, например, американский ботаник Ар­тур Имс (1961), даже определяют плод как «зрелый цветок».

Плод – это орган размножения цветковых растений, развивающийся вследствие оплодотворения (или апомиксиса) из цветка и заключающий семена.

Функции плодов: формирование, защита и обеспечение распространения семян.

Многообразие плодов определяется 3 группами признаков: строением околоплодника, способом вскрывания и особенностями распространения.

 

Строение плода

Плод состоит из околоплодника и семян. Околоплодник, или перикарпий – разросшаяся и видоизмененная стенка завязи, включая ткани приросших к ней других частей цветка. До созревания семян околоплодник защищает их от высыхания, от механических повреждений, у съедобных плодов также от поедания, так как на этой стадии в нем нередко содержатся ядо­витые, вяжущие или кислые вещества, которые в дальнейшем исчезают.

Околоплодник делится на три части: 1) внеплодник, или экзокарпий – тонкая наружная часть или кожица; 2) внутриплодник, или эндокарпий – внутренняя пленчатая, кожистая или деревянистая часть; 3) межплодник, или мезокарпий – располагается между вне- и внутриплодником, он более мощно развитый. Очень четко это деление видна на примере плода костянки: тонкий, кожистый экзокарпий; мясистый мезокарпий; твердый эндокарпий. У ягоды (крыжовника, смородины, винограда) эндокарпия нет. В сухих плодах у некоторых растений есть слои (подсолнечник), у других околоплодник гомогенный (лещина). В околоплоднике в процессе созревания плода накапливаются различные вещества: сахара, витамины, ароматические вещества, жиры и др. У сухих плодов происходит отмирание клеток, потеря влаги, склерификация. У сухих и сочных плодов разрушаются хлоропласты, плоды приобретают яркую окраску из-за накопления антоцианов (вишня, слива), каротиноидов (шиповник, помидор).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.