Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава XI. Нам несколько раз приходилось уже мельком касаться этого вопроса и отмечать, что рождение не только бога Иисуса






КОГДА РОДЯТСЯ БОГИ

Нам несколько раз приходилось уже мельком касаться этого вопроса и отмечать, что рождение не только бога Иисуса, но и других, языческих дохристианских богов праздновалось 25 декабря или около этого времени. Если бы мы захотели установить по евангелиям день рождения Христа, то это оказалось бы совершенно невозможным. Христос в евангелиях показан как очень грамотный, начитанный в писании учитель. Он жил, как рассказывают евангелисты, около 30 лет (некоторые думают, что он жил около 50 лет: слова «тебе нет еще и пятидесяти лет, и ты видел Авраама?», обращенные к Христу в евангелии Иоанна). Жизнеописания Иисуса в евангелиях

 

противоречивы, а писатели того времени и вовсе ничего не написали о нем. Теперь установлено, что в несколько сочинений (Иосифа Флавия и других историков того времени) попы вставили несколько слов, упоминающих о Христе '. Эта подделка давно уже вскрыта и доказана, и установить, когда же родился этот бог, никто не может.

Почему Христос сам не написал ни одного слова? Ответ на это только один: самого-то Христа не было никогда, и рассказы о всех его чудесах сочинены, как сочинены подобные рассказы о рождении и жизни других богов.

Почему же именно к 25 декабря относится празднование рождества Иисуса? Как установлено это число?

Оно установлено было далеко не сразу.

Отцы церкви спорили об этом почти четыреста лет. Самое древнее известие о праздновании рождества в день 25 декабря находится в римском календаре 354 г. Под 25 декабря там сказано: «Христос родился в Вифлееме Иудейском». В «Апостольских постановлениях»2, относящихся приблизительно к этому же времени, говорится: «Дни праздничные соблюдайте, и прежде всего день рождества господня, совершая его в 25-й день девятого месяца». Так как новый год тогда начинался в марте, то, значит, праздновать приказывалось 25 декабря. А до этого во многих странах рождение этого бога праздновалось в январе. Восточная церковь и христиане Египта настолько привыкли праздновать рождение своих богов 6 января, что 431 год продолжали праздновать рождество 6 января. Армянская церковь и доныне празднует рождество Иисуса именно в этот день. Различные секты в христианстве праздновали рождество в другие сроки.

Главных дней празднования рождения богов разных религий в древности было два: 25 декабря и 6 января; 6 января праздновался день рождения богов Осириса, Диониса, а 25 декабря—Адониса, Таммуза, Митры. В христианство вошли и обычаи и обряды этих дохристианских праздников. Изменились лишь их названия и объяснение их происхождения.

Не только на Востоке, в перечисленных странах, но и на Западе, куда христианские проповедники проникли очень

 

поздно, рождение многих богов было связано с зимним солнцеворотом, с днем 25 декабря. Христианские проповедники очень удивились, когда встретили в Англии, Северной Германии и Скандинавии обычаи, очень похожие на христианские, и праздники, почти во всем напоминавшие христианские.

В чем здесь дело? В разных странах народные массы, особенно земледельцы и пастухи [скотоводы], были связаны всей жизнью, всем своим существованием с природой, зависели от нее. Различные явления природы, непонятные, необъяснимые для народа, вызывали в нем страх, удивление, чувство радости, переходившие в почитание. С развитием скотоводства и земледелия почитание духов, животных, предков сменилось почитанием богов сил природы, от которых, по представлению людей, зависело хозяйство.

Море казалось божеством— то тихим, спокойным кормильцем прибрежных жителей, то грозным, мстительным, страшным губителем. Почитались боги ветров, тучегонители; почитались боги грома и молнии, посылающие благодатный дождь с неба; почитались боги, населяющие реки и ручьи, рощи и горы. Почитались боги светил небесных—солнца, луны и звезд. Больше всех почиталось солнце. Солнце казалось дивным божеством, подателем жизни и тепла. Под солнечными лучами растоплялись снега и льды, расцветали цветы, навстречу солнцу пели птицы, ликовала природа. И человек, частица

78

этой природы, весь во власти природной стихии, весь во власти сил природы, обращал свой взор к солнцу, то яркому, жгучему, палящему, все иссушающему, то благодатно теплому, ласковому, сияющему (солнечному богу). Это почитание бога-солнца связано со всей жизнью древних людей, с их занятием земледелием и скотоводством. Как раз 25 декабря начинал увеличиваться день и как бы рождалось новое солнце, как бы начинался новый год растительной жизни. Вот почему во многих религиях именно в это время праздновалось рождение богов. Вот почему христианское рождество Христово приходится на 25 декабря3.

У восточных славян были свои боги. Самый известный из них—Перун. Перун—это бог грома, молнии и земледелия. Был особый бог солнца—Дажбог, или Сварожич, сын Сварога. Сварог—это огонь; люди—это сыны божьи, дети солнца, верные внуки Дажбога. И славяне праздновали рождение этих богов. Таковы были верования предков теперешних русских, белорусов и украинцев, когда к ним явились христианские проповедники. Что было делать христианским проповедникам с обычаями и праздниками, которые они считали языческими? Попы постепенно приспособили, подогнали, приладили свои христианские праздники и понятия к понятиям и праздникам славян. Так было не только на Руси, но и повсюду.

Много хлопот причиняли христианским попам прежние боги, вера в которых повсеместно и после принятия христианства была сильна и с которыми попы вели борьбу. Народ продолжал верить и молиться старым богам, как многие верят еще и сейчас в домовых, леших, водяных и прочих духов-богов. Одних, как Юпитер, Марс, Янус, Диана, Нептун, Минерва, Меркурий, попы превратили в бесов и отправили в ад, других, которых народ считал добрыми, церковь отправила в рай и превратила их в «святых», Еще в 566 г. Турский церковный собор запретил празднование дня бога Януса (1 января), а в 589 г. Нарбонский собор издал такое же запрещение праздновать четверг- день бога Юпитера Виноградари и виноделы привыкли праздновать день бога Вакха. Церковь заменила Вакха святым Винцентом, а все обряды оставила прежними.

79

Один греческий монах в начале VIII столетия составил жизнеописание святого Иоасафа. Что же он сделал? Взял индусскую книгу «Лалита-Вистара», перевел из нее жизнеописание Будды-Бодисатвы, переделал индийские имена на сирийские, — и готов святой Иоасаф4. Вот как стряпались так называемые «жития святых». Древние греческие земледельческие божества Дионис и Деметра превратились в христианских святых Дионисия и Димитрия; Кастор и Поллукс—в Козьму и Демьяна. Морской бог Посейдон превратился в «угодника» Николая.

Про одну русскую купчиху рассказывали, что она побыва-· ла в Париже и, возвратившись, рассказывала, что видела там всяких святых. Ее спросили в шутку: «А Сару Бернар видела?» (Сара Бернар была знаменитой актрисой). «Как же не видать, —отвечала купчиха, —видела, батюшка: лежат они обе рядом, —тут вот Сарочка, а тут Бернарочка».

Таких вот святых «Сарочек и Бернарочек» фабриковали попы (часто переименовывая богов языческих — греческих, римских и др.) без конца. Я только несколько примеров приведу. Богиню Цереру (по латыни она называлась Церера Флава) превратили в святую Флавию; стыдливая Диана (Диана Пудика) превратилась в святого Пуда; адские божества, которые назывались горгонами, —в святую Горгонию; нимфу легкого воздуха (ее называли Аура Плакида) превратили в двух святых: Ауру и Плакиду.

А еще чуднее поступили с римским новогодним приветствием. Римляне поздравляли друг друга словами: «перпетуам фелицитатем», что означает: «постоянного счастья». Попы превратили эти два слова в двух святых: Перепетую и Фелицитату.

Всем этим святым не только сочинили их жизнеописание; но даже показывают «мощи» этих святых, причем таких «мощей» каждого святого так много, что можно составить по нескольку тел. Вот какие чудотворцы попы!

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.