Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава IX. Стоит ли спорить о том, был ли сыном бога Иисус, если и самто этот бог, бог-отец, существовал и существует только в воображении человеческом?






СЫН БОЖИЙ

Стоит ли спорить о том, был ли сыном бога Иисус, если и самто этот бог, бог-отец, существовал и существует только в воображении человеческом?! А богословы и верующие спорят и придумывают разные формулы: одни — что Иисус — тот же бог, только один из троицы; другие — что он только сын бога, третьи — что он богочеловек. А когда мы обратимся к дохристианской древности, мы увидим, что богами или сыновьями божьими назывались часто обыкновенные люди, что в древнем Египте, например, каждый фараон (царь) считался сыном солнечного бога, носил титул «Гор» (бог солнца).

67

Этим царям сочинялись молитвы, как и богам. Такова, например, молитва царю Меренптаху: «Ты, о царь, вполне подобен образу отца твоего, солнца,, восходящего на небе. Лучи твои проникают в глубину пещер. Нет ни одного места, лишенного милости твоей. Решения твои суть закон для всякой страны. Покоясь во дворце твоем, ты слышишь слова всех стран. У тебя миллионы ушей. Светлее· всех звезд небесных твое око и видит все сокровенное, о милосердный господин, творец дыхания жизни!»

Выше мы приводили многочисленные примеры людей, которые считались сыновьями божьими. В библии бог считается отцом всех людей, а люди — его детьми. Поэтому и в христианском евангелии мы встречаем выражение «отец ваш небесный» по отношению ко всем людям. В одном из псалмов говорится: «Господь сказал мне: ты сын мой» [Псалтирь II 7]. Израиль называется «первенцем — сыном божьим».

В книге Иова (I 6) говорится: «И был день, когда пришли сыны божий предстать пред господа...»

Евреи называли пророка Ездру сыном божьим.

Древнейшие восточные богословы, дохристианские (в Индии, например), считали всех людей сыновьями божьими.

Китайский император назывался сыном неба.

Японский микадо называется сыном [богини] солнца.

В Южной Америке перуанцы верили, что их великий бог, солнце, послал на землю не только сына, но и дочь, чтобы они жили среди смертных людей, и что эти дети были не только· братом и сестрой, но в то же время мужем и женой, и были предками перуанских царей — инков. Поэтому молодые инки всегда назывались «детьми божьими».

В самом начале библии (Бытие VI 2, 4) рассказывается: «Тогда сыны божий увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал...

В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны божий стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди».

[В библии рассказывается, что], когда Ева, изгнанная из· рая, зачала Каина и родила этого братоубийцу, она сказала:

68

«Приобрела я человека от господа» (Бытие IV 1), — значит, и Каин был сыном божьим, как и Адам, тоже сотворенный богом. Был ли Авель сыном божьим — библия не говорит, зато, когда Ева родила Сифа, она сказала: «Бог положил мне другое семя, вместо Авеля» (Бытие IV 25). Значит, Ева считала, что Сиф родился не от Адама, а от бога, который ее оплодотворил («положил ей семя»).

Греческие и римские боги тоже сходили с неба и имели множество приключений с женщинами, отчего те рождали богов или героев. Так, по этим преданиям, бог Зевс имел сыновей: Гермеса, Асклепия, Диониса, Геракла, Диоскуров, Персея и др. Относительно царя Александра Македонского, как уже было сказано выше, существовало предание, что мать его Олимпиада зачала сына от бога Зевса, который посетил ее под видом змея или дракона. И когда муж Олимпиады царь Филипп, узнав об этих сношениях своей жены с богом, захотел подсмотреть одно из этих свиданий, то лишился глаза: не подсматривай за богами! Бог Аполлон тоже часто посещал смертных женщин (и дев), и от них рождались цари и герои, счи-

Слева — древнегреческий бог скотоводства Гермес, несущий на плечах ягненка. Гермес послужил одним из прообразов христианского Иисуса Христа как «доброго пастыря» (рис. справа);.

69

тавшиеся сыновьями божьими. Так, бог Аполлон считался отцом римского императора Августа и полководца Сципиона Африканского. Философ Платон считался сыном бога Аполлона, который в свою очередь почитался как сын божий. Афиняне верили, что мать Платона Периктиона зачала сына без помощи мужа, от общения с богом Аполлоном. Как змей в древности соблазняет Еву, как этот же змей соблазнил мать Александра Македонского Олимпиаду, так он соблазняет и мать [римского] императора Августа. Древние рассказывают об этом событии, что мать Августа, попировав основательно на священном пиру в честь бога Аполлона, уснула в храме. Тогда к ней подобрался дракон, и через 10 месяцев благодаря этому случаю родился Август2.

Что же удивительного, если священники использовали эти верования, будто женщины могут вступать в половую связь с богами и родить от них сынов божьих! Еврейский историк Иосиф Флавий (I век) рассказывает, как один римский всадник, напрасно добивавшийся благосклонности некоей дамы Паулнны, решил воспользоваться ее верой в богиню Исиду. Он дал взятку жрецам ее храма, и [один из них] убедил Паулину, что божество Анубис желает сочетаться с нею. Паулина поверила, пришла в храм, где жрецы заперли ее, потушили огонь, а в темноте к ней пробрался под видом бога Анубиса Деций Мунд— римский всадник3.

Евангелистам не надо было особенно трудиться над сочинением истории о сыне божьем: история эта была сочинена и поддерживалась еще до евангелистов подами египетскими, индийскими, еврейскими, греческими и римскими. Тем легче было принять народам этих стран учение о Христе и его матери — деве Марии. Профессор Д. Шестаков в своем «Исследовании в области греческих народных сказаний о святых» правильно замечает: «Язычники Аравии, Сирии, Месопотамии легко обращаются в христианство именно потому, что в матери божьей они видят мать богов Кибелу»*. Добавим еще, что язычники других стран также без труда могли воспринять все рассказы о Христе, потому что они им напоминали такие же рассказы об их собственных богах.

 

 

 

Глава Χ

ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ И БЕГСТВО В ЕГИПЕТ

Мы уже несколько раз упоминали об египетской богине Исиде и ее сыне Горе, рассказы о которых сложились больше чем за тысячу лет до христианства и которые во многом напоминают евангельские истории рождения девой Марией бога Иисуса. На одной стенной картине, открытой при раскопках засыпанного землетрясением в 79 г в Италии города Помпеи, изображена богиня Исида, увозящая младенца Гора на осле.

В древней Индии такой же рассказ существовал о боге Кришне. В одном из музеев (музей Гимэ в Париже) и сейчас можно видеть старинное изображение этого бога, когда его

 

71

ребенком перевозят на противоположный берег реки Джамны, чтобы его не убили, так как царь Канса издал приказ перебить всех младенцев. История этого индийского бога тоже очень похожа на то, что много позже евангелисты сочинили про бога Иисуса. В сказаниях говорится, что еще до рождения Кришны было предсказано, что он уничтожит зло на земле. Его злой дядя, царь Канса, испугался и бросил его мать в темницу. Там и родился Кришна. Когда он родился, голос с неба приказал родителям спасти Кришну от угрожавшей ему опасности. Кришну перевозят через реку, и Канса напрасно ищет его. Тогда Канса приказывает перебить всех младенцев, родившихся за последнее время. Но Кришна спасается, творит много чудес [исцеляет больных, воскрешает мертвых и т. п.], потом умирает, обещая прийти сно-ва на землю при кончине мира'.

В рассказе о рождении знаменитого в древности царя Кира, внука мидийского царя Астиага, тоже говорится о чудесном избавлении ребенка от смерти, от козней Астиага, так

Во многих религиях древнего мира существовали легенды о том, что божественным младенцам угрожают опасности. На рисунке слева — древнеегипетская богиня-мать Исида увозит своего младенца бога Гора, которому угрожает злой бог Сет; на рисунке справа — сходное с этим средневековое изображение бегства в Египет христианской богородицы Марии с младенцем Иисусом, которому, согласно евангельской легенде, угрожает царь Ирод (стенное лепное изображение XII в. в храме Сен-Бенуа-Сюр-Луар во Франции).

 

как Астиаг дважды видел необычайные сны. Гадатели истолковали сны так: дочь его родит сына, который лишит его трона.

У арабов существует рассказ о патриархе Аврааме и Нимроде. Нимрод увидел будто бы на небе странную звезду, и звездочеты (астрологи) объяснили ему, что звезда возвещает рождение младенца, который станет главой целого народа, и этому народу суждено владычество над всем миром. Нимрод приказал умертвить в своем царстве всех младенцев мужского пола, но мать Авраама была предупреждена об опасности, бежала в другую страну и родила Авраама в пещере. Не слышится ли в этом рассказе то, что потом приписывалось царю Ироду и богу Иисусу.

Кстати, надо сказать, что ни один из историков того времени, к которому относятся рассказы христианских евангелий, не упоминает о приказе Ирода об избиении младенцев.

В христианстве еврейские верования и обряды нашли большое отражение. Само христианство зародилось среди евреев Малой Азии. Евангелист Матфей старается доказать, что бог Иисус предсказан в еврейской библии, и приводит на каждом шагу слова из библии. В библии же мы находим много рассказов, которые могли быть переделаны или положены в основу рассказов об Иисусе. Там говорится, что фараон издал приказ убить всех еврейских младенцев мужского пола. Только чудом спасается Моисей от опасности. Еврейский историк Иосиф Флавий добавляет к этому, что среди евреев суще-

73

ствовал рассказ, будто фараон отдал этот приказ на основании предсказания, сделанного ему звездочетами, что должен родиться спаситель евреев, который уничтожит могущество фараона. Не напоминает ли вам это более поздний евангельский рассказ об Ироде^

А история с Аккадским царем Саргоном (2400 лет до нашей эры), о том, как он избежал смерти благодаря тому, что мать положила его в тростниковую корзинку и бросила в реку Евфрат, и он был спасен водоносом Акки? Рассказы про мифических основателей города Рима, Ромула и Рема, выкормленных будто бы волчицей, про Эскулапа, Аттиса, Диониса — про всех этих героев и богов разных народов древнего мира, —все эти рассказы могли быть положены в измененном виде в основу евангельских сказаний. Во всех этих сказаниях все или почти все боги избегли опасности в детстве. Попытки какого-нибудь царя или деспота убить мать новорожденного бога или самого бога составляют содержание рассказов, распространенных по всему миру. Обычно в этих рассказах являются прорицатели, волхвы, жрецы, звездочеты и предсказывают рождение героя, который должен наследовать царство. Чтобы избегнуть смерти от царя, мать с ребенком спасаются бегством.

74

Христианские евангелисты составляли свои книги лет через сто после описываемых ими «событий». До этого существовали устные рассказы. Эти устные рассказы шли из разных мест. Получалось переплетение различных рассказов о рождении богов. Наибольшее распространение имели рассказы о Моисее, об Исиде и Горе, о Дионисе, об Адонисе и др. Эти сказания дали литературный мифологический материал для евангельских рассказов об Иисусе.

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.