Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монополистическая конкуренция в пространстве Войтинского.






 

Модель пространственной дифференциации на рынке благ была описана Войтинским в его произведении «Рынок и цены: Теория потребления, рынка и рыночных цен». Непосредственное описание модели происходит в главах с шестой по восьмую

.С точки зрения Войтинского, рынок не представляет собой сплошную массу, а состоит из множества обособленных лавок. Именно лавка, в его модели, является связующим звеном между рынком как сферой общественной жизни и потребителем. «Каждый товар, доставленный на рынок, доставляется в ту или иную лавку. Каждый товар, продаваемый или покупаемый на известном рынке, должен быть продан и куплен в той или другой из числа разбросанных на рынке лавок» (Войтинский В. Рынок и цены: Теория потребления, рынка и рыночных цен. СПб., 1906. Гл. 6). По территории Войтинского, по рыночному пространству разбросано множество лавок, а оставшееся между ними площадь «заселена» потребителями, каждый из которых покупает товары в той или иной лавке, то есть «примыкает к кругу покупателей того или иного продавца», становится его клиентом. Эта

группировка потребителей по «лавкам» различна для разных товаров и для

каждого из них изменчива со временем. Но, в каждый данный момент времени и для каждого данного товара существует лишь одна определенная группировка потребителей по магазинам. Торговец и товар, в модели Войтинского, являются постоянным ядром лавки, вокруг которого вращаются круги покупателей (клиентура), являющиеся новыми менее устойчивыми образованиями. Лавку и ее клиентуру Войтинский называет клеточкой рынка. Из множества таких клеток и состоит все пространство рынка. При этом каждому товару соответсвует своя система клеточек рынка, которых может быть столько, сколько всего товаров на рынке. Таким образом, в модели Войтинского рынок имеет клеточное строение.

Границы клеток рынка непостоянны. Покупатель, если его поставщик чем-либо не угодит ему или если он узнает о более выгодных условиях покупки товара в другой лавке, свободно покидает свою клеточку рынка и перемещается в другую. Также, границы клеточек рынка являются зонами покупательского безразличия, так что при постоянстве условий рынка переходы потребителей из одной клеточки в другую носят хаотичный характер, размеры клетки при этом постоянны, хотя состав потребителей изменяется.

Войтинский выделяет следующие условия, определяющие движение покупателей между клеточками рынка:

 

· различия в ценах, установленных в разных лавках;

· различия в полезности предлагаемых товаров;

· труд и комфорт покупки в разных магазинах;

· неэкономические факторы (политические, религиозные, этические и иные убеждения потребителей).

 

Наибольшее значение Войтинский придает различиям в полезности товаров даже в тех случаях, когда предлагаемые разными лавками товары практически идентичны. Для существования таких различий достаточно, чтобы потребитель был убежден в том, что они различны. Среди причин, по которым потребитель будет считать товары различными, Войтинский выделял:

 

· репутацию фирмы;

· рекламу;

· труду и комфорт покупки.

 

Таккак «труд покупки» сводится в этой модели к «труду путешествия», то есть преодолению пути до магазина и обратно, на первое место среди мотивов, определяющих выбор потребителем той или иной лавки, он ставит расстояние от дома до магазина. Более удаленная от потребителя лавка, чтобы привлечь к себе этого покупателя, должна предоставить ему значительные преимущества сравнительно с ближайшим к нему магазином. Наконец, «комфорт покупки» зависит от атмосферы, царящей в магазине, быстроты обслуживания, сопутствующих продаже товара услуг.

Максимизация прибыли магазина, понизившего цену, имеет интенсивный и экстенсивный характер. Интенсивный, обусловлен увеличением покупок со стороны находящихся в клеточке покупателей, экстенсивный - притоком в клеточку новых покупателей.

Вывод Войтинского о том, что весть о понижении цены в известном магазине не разносится по рынку с мгновенной быстротой, которая мерещится экономистам, в мире собственных грез, наиболее важен в его модели, и фактически отрицает наличие совершенной информированности субъектов рынка. Войтинский считал, что эта «весть» распространяется медленно и постепенно. Снижение или повышение цены в каком - либо магазине находит отклик среди других продавцов не молниеносно, а напротив, медленно,

постепенно затухая. При такой скорости передачи ценовой информации и том значении, которое Войтинский придавал расстоянию от дома потребителя до лавки, можно предположить, что переход потребителей ограничивался пересечением единственной границы.

Новизна идей Войтинского заключается в критике основных положений теории совершенной конкуренции, а в частности ее основного положения об однородности цен и совершенной информированности. Так в своем произведении «Рынок и цены: Теория потребления, рынка и рыночных цен» (СПб., 1906. Гл. 7).он пишет: «Полная осведомленность, которой экономисты наделяют купцов и покупателей современного рынка не является не только их единственным свойством на реальном рынке, но даже в виде тенденции не наблюдается на современном рынке. Эта осведомленность для большого капиталистического рынка во много раз ниже, чем для крошечного рынка раннекапиталистического или ремесленного периода…Единая цена, которой требуют политико-экономисты нигде в действительности не наблюдается, не проявляется в виде тенденции на современных рынках». В свою очередь, Войтинский делает предположение, свойственное положению дел в реальности, что потребители готовы платить несколько больше за продукт или за услуги

конкретного магазина, которым они отдают предпочтение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.