Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторный анализ рисков предприятии






 

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную экономическую деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли или дохода. При этом имеется в виду не просто получение какой-то массы прибыли, а получение такой ее величины, которая позволит предприятию развиваться нормальными темпами [12, с. 56].

Любой вид предпринимательской деятельности связан с риском. Бывают разные виды рисков. Например, к внутренним риском относятся сбытовой риск, инновационный риск, риск с прочими видами деятельности. К внешним относятся: политические риски, социальные (демографические) риски, управленческий риск, финансовый риск и т.д.

Риск есть угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительно израсходованных (сверх плана) ресурсов, либо получит доход в меньшем объеме, чем предполагалось. Существует объективная основа и субъективные причины возникновения риска, порожденные внешними условиями и внутренними факторами деятельности предприятия. Они изменяют его возможности, расширяют или ограничивают их и тем самым увеличивают или уменьшают его экономический риск. Если разделить внешнюю среду предприятия на подсреды, то изменения в одной из них могут породить цепную реакцию перемен в других. Назовем первичное из них базовым, а последующие за ним производными. Усиленные аккумулирующимися базовыми изменениями производные могут вызвать непредсказуемый по силе и направлениям воздействия экономический риск.



В наибольшей степени риск аккумулируется в прибыли. Чем больше ее размер, тем весомее каждый процент недополучения прибыли по сравнению с запланированной величиной. Сложность же осуществления крупных по стоимости и длительных по времени проектов обычно выше, чем небольших, что увеличивает риск реализации первых. Тем самым прибыль, являясь и целью, и средством для достижения всех иных целей предпринимательской деятельности, как экономическая категория объективно порождает риск. Но поскольку ее желаемая величина и пути достижения выбираются посредством человеческой деятельности, прибыль является и субъективной основой возникновения экономического риска.

При этом нередко возникает противоречие между управленческим персоналом, стремящимся к риску, и исполнительным, склонным к стабильности и не желающим или не умеющим работать в условиях постоянно высокого риска (за исключением «опасных» профессий: шахтеров, водолазов, спасателей и т.п.).

Таким образом, объективной основой риска является неопределенность функционирования внешней среды обитания объекта риска; состав определяющих ее факторов; направления их действия; динамичность процессов и явлений, происходящих во внешней среде.

Непосредственно схему предпринимательских рисков ООО «АВИА-Кос» магазин «Альпари» можно изобразить следующую – рисунок 2.2.1

 

 
 

 

 


Внутренние
Внешние

       
   
 

 

 


Рисунок 2.2.1- Классификация предпринимательских рисков ООО «АВИА-Кос»

 

 

Субъективной основой риска, возникающего на всех этапах цикла управления и в процессе всей деятельности предприятия, служит его внутренняя среда, проявляющаяся посредством действий работников.

Проведем анализ внешней среды рассматриваемого предприятия. Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана, контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.

Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности. Факторы внешней среды можно посмотреть на рисунке 2.2.2

 

Рисунок 2.2.2 – Факторы внешней среды ООО «АВИА-Кос» магазин «Альпари»

 

 

Следующей составляющей, влияющей на деятельность организации, является внутренняя среда предприятия (рисунок 2.2.3).

 

 

Рисунок 2.2.3- Внутренняя среда организации ООО «АВИА-Кос» магазин «Альпари»

 

Учитывать факторы внутренней среды необходимо, так как в организации могут возникать проблемы, способные изменить ее положение. Производственные фонды изнашиваются, материалы нужно пополнять, квалифицированные работники увольняются и т.п. Другие внутренние проблемы возникают из-за недостатков взаимодействия и скоординированности разных участков предприятия, те есть из-за неэффективно построенной структуры организации.

К внутренней среде организации относится та часть среды, с которой предприятие имеет конкретное и непосредственное взаимодействие.

Задача анализа состоит в оценке состояния и развития ситуации на рынке и определения конкурентных позиций предприятия на нем.

Основной целью анализа непосредственного окружения явилось выявление проблем предприятия в продвижении и продаже услуг на рынке.

Основным видом деятельности ООО «АВИА-Кос» магазин «Альпари» является розничная торговля начиная от самых простых салфеток и заканчивая разнообразными товарами принадлежностями на любой вкус.

На деятельность ООО «АВИА-Кос» магазин «Альпари» сильное влияние оказывают поставщики материалов и комплектующих, а также товаров.

В таблице 2.2.3 представлен метод рейтинговых оценок поставщиков на примере трех поставщиков ООО «АВИА-Кос» магазин «Альпари»

 

Таблица 2.2.3- Метод рейтинговых оценок поставщиков

Критерий выбора Удельный вес критерия ЗАО «Л'Ореаль» ООО «КОТТОН КЛАБ» ООО «Компания Клевер» ООО «Кимберли-Кларк» ОАО Концерн «Калина» ООО «Хенкель Рус»
               
1. Надежность поставки 0, 2       1, 4 1, 2 1, 6
2. Цена 0, 2       1, 4 1, 4 1, 6
3.Качество товара 0, 2       1, 8 1, 4 1, 8
4.Условия платежа 0, 1       0, 4 0, 7 0, 4
5. Возможность внеплановых поставок 0, 2            
6. Финансовое состояние поставщика 0, 1       0, 9 0, 7 0, 7
Итого         6, 9 6, 4 7, 1

 

Таким образом, из таблицы 2.2.3 видно, что наиболее надежными поставщиками для ООО «АВИА-Кос» магазин «Альпари» являются ЗАО «Л'Ореаль» и ООО «Компания Клевер».

Одной из возможных угроз со стороны внешней среды является переманивание кадров ООО «АВИА-Кос» магазин «Альпари» конкурентами, что, безусловно, ослабит позицию предприятия на рынке. Поэтому руководству ООО «АВИА-Кос» магазин «Альпари» необходимо мотивировать и стимулировать персонал, а также развивать корпоративную культуру.

 

2.3 Анализ управление рисками на предприятии

 

Для оценки результатов управления рисками необходима отлаженная система получения точной или относительно сопоставимой информации. При этом необходимо исходить из следующих принципов: нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал; нельзя рисковать многим ради малого; следует предугадывать последствия риска. Применение на практике этих принципов означает, что необходимо определить максимально возможный убыток по инновационному риску, сопоставить его с объемом капитала предприятия, подвергаемого данному риску, затем сопоставить весь возможный убыток с общим объемом собственных ресурсов и определить, не приведет ли данный риск к банкротству.

Проведем комплексную оценку риска предпринимательской деятельности в ООО «АВИА-Кос». Она включает интегральную оценку риска, состоящую из качественного и количественного анализа, а также оценку чувствительности показателей, позволяющую определить вероятность получения той или иной доходности новых товаров.

Качественный анализ даст возможность определить риск предпринимательской деятельности, обусловленный внутренними факторами предприятия и действием внешней среды. Анализ осуществляется на основе оценки влияния внутренних и внешних факторов, путем поэлементной оценки их влияния на работу предприятия. Для данного вида оценки воспользуемся методом экспертных оценок. Качественный анализ предполагает сбор и изучение оценок, сделанных различными специалистами, которые строятся с учетом всех факторов, влияющих на риск, а также статистических данных. Для этих целей использовался метод Дельфи [26, с. 57].

Факторы риска оценивались от единицы до трех баллов, в зависимости от того, как оценен риск: если он высок, то проставляется один балл, средний – два, низкий – три. Затем считается общая оценка риска по формуле 2.3.1

 

, (2.3.1)

 

Где: R – коэффициент риска;

S – баллы по каждому фактору;

i – количество баллов;

F – количество оцененных факторов.

 

Анализ экспертной оценки риска показывает: из 28 проанализированных факторов риска в ООО «АВИА-Кос» магазин «Альпари»: 9 характеризуют высокий уровень риска, 12 – средний уровень, и 7 – низкий уровень.

Метод Дельфи предполагает, что в результате оценки должна получиться величина коэффициента риска, которая располагается в интервале от 1 до 3. Если коэффициент риска находится в интервале [1; 1, 7], то стратегия обеспечения доходности предпринимательской деятельности разрабатывается в условиях высокого риска. Если значения коэффициента входят в интервал [1, 7; 2, 4], то стратегия разрабатывается в ситуации среднего риска. Если величина коэффициента принимает значения [2, 4; 3], то риск минимален [1].

Оценим риск в ООО «АВИА-Кос» по формуле (2.3.2):

 

(2.3.2)

 

Оценка риска равна 2, 07. Значение полученного коэффициента входит в интервал [1, 7; 2, 4] то есть стратегия обеспечения доходности инновационной деятельности разрабатывается в ситуации среднего риска. Средний риск говорит о степени среднего уровня доходности и необходимости проводить мероприятия по увеличению их экономической эффективности. Кроме того, так как риск всё-таки существует, то его надо учитывать в бизнес-планах, в технико-экономических обоснованиях проектов, в уровне планируемой инфляции и других факторах, влияющих на управление инновационными проектами.

Анализ рисков в ООО «АВИА-Кос» магазин «Альпари» показал, что наибольшее значение имеет страхование финансовых рисков, связанных с неисполнением обязательств клиентами (контрагентами) страхователя. Это может быть финансовый риск как по одной, так и по нескольким однотипным сделкам (риск по договору купли-продажи или поставки товара). Например, поставщик, направляя товар покупателю с условием последующей оплаты товара, может заключить договор страхования финансового риска, по условиям которого страховщик обязан возместить страхователю (поставщику) неполученные доходы в случае неисполнения покупателем – контрагентом страхователя – своих обязательств по договору купли-продажи товара.

Прибегая к услугам страховой компании, ООО «АВИА-Кос» магазин «Альпари» должен в первую очередь определить объект страхования, т.е. те виды финансовых рисков, по которым она намерена обеспечить страховую защиту. При определении состава страхуемых рисков необходимо учитывать определенные условия, основными из которых являются [18, с. 23]:

- высокая степень вероятности возникновения финансового риска;

- невозможность полностью возместить финансовые потери по риску за счет собственных финансовых ресурсов;

- приемлемая стоимость страхования финансового риска.

Страхование вероятных потерь служит не только надежной защитой от неудачных решений, что само по себе очень важно, но также повышает ответственность руководителей предпринимательской фирмы, побуждая их серьезнее относиться к разработке и принятию решений, регулярно предпринимать превентивные меры защиты в соответствии со страховым контрактом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.