Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение непроизвольной и произвольной памяти






Цель: выявить особенности пассивной непроизвольной памяти, установить зависимость эффективности непроиз­вольного и произвольного запоминания от использования познавательных и мнемических приемов.

Можно взять три разных комплекта картинок (по 16 в каждом), чтобы их можно было по тематике разбить на четыре группы (например, одежда, овощи, посуда, животные), в других комплектах могут быть другие группы предметов.

Задание 1. Покажите ребенку один комплект картинок и предложите внимательно рассмотреть все рисунки. Затем закройте их и попросите назвать те, которые он запомнил (цель запомнить в этом задании не ставится, материал в этом случае не классифицируется, т. е. идея классификации ребенку не сообщается, но если он по своей инициативе попытается сгруппировать предметы по какому-то признаку, мешать не нужно).

Педагог записывает порядок воспроизведения картинок и устанавливает, не пытался ли ребенок их классифицировать или объединять парами. Затем сравнивает результаты непроизвольного запоминания у детей, которые не применяли операцию группировки при воспроизведении, с теми, кто пытался ее использовать.

Задание 2. Покажите второй набор картинок и предложите разложить их по группам на определенные темы (количество групп и принцип группировки не нужно подсказывать). Попросите ребенка назвать рисунки в каждой группе и закройте весь материал. Ребенок должен вспомнить и перечислить все картинки по рядам (в том порядке, в котором их разложил).

Задание 3. Покажите третий набор картинок и предложите разложить их в четыре ряда (на одну и ту же тему), выделите цель запомнить, подчеркните, что ребенок должен назвать сформированные группы картинок обобщающими словами (об овощах, о птицах) и запомнить в том порядке, в котором раскладывал. Воспроизводить наименования картинок тоже следует группами, как запоминал.

Проанализируйте, была ли принята задача группировать картинки с целью их запоминания, помогла ли группировка материала. Индивидуальную работу продолжайте с теми, кто не справился с группировкой как умственным действи­ем, не смог выполнить задание на классификацию или простое обобщение картинок и подчинить прием группировки целям запоминания. Развивающие игры следует проводить, соблюдая принцип последовательного усложнения заданий, что позволит педагогу постепенно расширять «зону ближайшего развития» ребенка.

Необходимо добиться того, чтобы ребенок усвоил приемы группировки. На первых индивидуальных занятиях можно уменьшить количество картинок. Основанием для объединения картинок по темам могут быть любые сходные свойства предметов (цвет, форма, назначение, функциональные возможности и т. п., любые ассоциации по смежности, контрасту, смыслу, ситуативные и даже случайные). Важно, чтобы ребенок сам обнаружил эти свойства и осознанно объединил предметы по выделенному признаку. Объем игрового материала можно постепенно увеличивать. Только после того, как ребенок усвоит приемы группировки и научится выполнять их на разном материале, можно соединить их с мнемической задачей, т. е. подчинить прием группировки целям запоминания (группировать предметы для того, чтобы запомнить).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.