Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Болеутоляющие средства. Средства, вызывающие лекарственную зависимость.






Актуальность темы. Анальгетическими (анальгезирующими) средствами или анальгетиками называются лекарственные средства, обладающие специфической способностью ослаблять или устранять чувство боли. Анальгетическое действие могут оказывать не только собственно анальгетики, но и другие вещества, относящиеся к другим группам (средства для наркоза, местные анестетики, спазмолитические, холиномиметические и др.). Под анальгетическими в собственном смысле слова подразумевают средства, доминирующим эффектом которых является анальгезия, не сопровождающаяся в терапевтических дозах выключением сознания и нарушением двигательных функций. По химической природе, характеру и механизмам фармакологического действия современные анальгетики делятся на две группы: 1) наркотические, включающие морфин и близкие к нему соединения, обладающие опиатоподобным действием; 2) ненаркотические анальгетики – синтетические производные салициловой кислоты, пиразолона и др. соединений.

Для наркотических анальгетиков характерны: 1) сильная анальгезирующая активность, позволяющая снимать боли, угрожающие развитием шока; 2) особое влияние на ЦНС человека, выражающееся в развитии эйфории и появлении при повторном применении синдромов психической и физической зависимости (наркомании), что ограничивает возможность их длительного использования; 3) развитие болезненного состояния (абстинентного синдрома) у лиц с синдромом физической зависимости при лишении их анальгетического препарата.

Ненаркотические анальгетики имеют широкое применение в повседневной медицинской практике. Ими пользуются при локализованных болях (головная, зубная, невралгиях, миозитах и т.д.). Так как они не только снимают боль, но и снижают температуру тела, их часто называют анальгетиками–антипиретиками. Некоторые из этих препаратов обладают и противовоспалительным действием. Воспаление является универсальной реакцией организма на воздействие экзогенных и эндогенных повреждающих факторов, определяющих местные или общие реакции организма. Основное действие современных противовоспалительных средств, потребность в которых огромна, направлено на уменьшение образования или действия разнообразных биологически активных веществ, участвующих в развитии воспаления.

Цель занятия: изучить классификацию, свойства, фармакокинетику и фармакодинамику, показания к назначению и побочные эффекты основных анальгезирующих средств.

Задачи:

· изучить классификации наркотических и ненаркотических анальгетиков, НПВС, механизмы их обезболивающего эффекта;

· уяснить фармакокинетику и фармакодинамику, побочные эффекты болеутоляющих препаратов, чтобы осуществлять выбор наиболее рационального препарата;

· запомнить показания и противопоказания к назначению анальгетиков;

· знать токсикологическую характеристику при острой и хронической интоксикации, меры помощи; признаки лекарственной зависимости и меры ее профилактики;

· уметь выписать в рецептах наиболее используемые препараты этой темы.

Содержание компетенций и планируемый пороговый уровень развития компетенций:

ОК-1: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью анализировать действие основных наркозных средств, а также использовать их свойства при применении на практике:

- уметь анализировать показатели фармакокинетики и особенности фармакодинамики основных наркотических и ненаркотических анальгетиков, оценивать возможность развития эффекта при их применении;

- знать побочные эффекты болеутоляющих средств, оценивать возможность развития лекарственной зависимости при их применении;

- владеть навыками использования основных фармакокинетических параметров и сведений о зависимости фармакодинамики от свойств анальгетиков, условий их применения, особенностей форм выпуска, дозового режима и путей доставки лекарственных препаратов в организм;

ПК-22: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью назначать и использовать болеутоляющие средства, проводить мероприятия по соблюдению правил профилактики побочных эффектов:

- знать классификацию и основные характеристики анальгетических средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к их применению, побочные эффекты;

- уметь анализировать действие болеутоляющих средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования в медицинской практике; выписывать их в рецептах;

- владеть правилами назначения изучаемых препаратов при лечении различных заболеваний и патологических состояний с учетом показаний.

ПК-19: в результате изучения темы студент должен овладетьспособностью и готовностью применять основные анальгетические средства при наиболее часто встречающихся заболеваниях у взрослого населения и подростков, а также при неотложных состояниях (инфаркт миокарда, травматический шок);

- знать особенности фармакокинетики и фармакодинамики анальгетиков, достоинства и недостатки различных лекарственных форм, использующихся в медицинской практике;

- уметь использовать различные лекарственные формы изучаемых препаратов, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики;

- владеть навыками выбора болеутоляющих средств для лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков.

ПК-31: в результате изучения темы студент должен овладетьспособностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт применения основных анальгетических средств:

- знать принципы изыскания и испытания новых болеутоляющих средств; информационно-справочные и поисковые системы;

- уметь работать с научной литературой, вести поиск информации о применении и действии изучаемых препаратов;

- владеть навыками поиска, анализа и обобщения информации о применении и действии основных анальгетических средств.

Препараты для изучения: морфин, морфилонг, омнопон, кодеин, этилморфина гидрохлорид, пентазоцин, налбуфин, бупренорфин, буторфанол, промедол, просидол, фентанил, лоперамид, пиритрамид, трамадол, эстоцин, налоксон, налтрексон, налорфин, анальгин, баралгин, антипирин, парацетамол, кеторолак; ацетилсалициловая кислота, натрия салицилат, бутадион, ибупрофен, ортофен, индометацин, напроксен, кетопрофен, фенопрофен, толметин, тиапрофеновая кислота, ацеклофенак, этодолак, мефенаминовая кислота, нифлумовая кислота, дифлунисал, пироксикам, мелоксикам, лорноксикам, целекоксиб, нимесулид.

План изучения темы (уяснить и запомнить).

1. Классификация наркотических и ненаркотических анальгетиков по химической структуре, механизмы обезболивающего эффекта.

2. Фармакокинетические и фармакодинамические эффекты морфина.

3. Сравнительная характеристика с морфином препаратов его группы.

4. Показания и противопоказания к применению морфина и препаратов его группы.

5. Симптомы острого и хронического отравления морфином, меры помощи.

6. Особенности отдельных ненаркотических анальгетиков и НПВС, механизмы гипотермического действия, показания и противопоказания к применению.

7. Классификация НПВС по химической структуре, механизм антифлогистического эффекта этих препаратов.

8. Фармакологические эффекты НПВС, побочные эффекты, противопоказания к применению отдельных препаратов.

9. Сущность действия комбинированных препаратов типа «Пенталгин», «Седалгин», «Баралгин» и др., применение.

Уметь выписать в рецептах с указанием конкретного показания к применению (рецепты выписать в тетради для самостоятельной работы): морфин, промедол, омнопон, фентанил, пентазоцин, налбуфин, трамадол, налорфин, налоксон, АСК, анальгин (в таблетках и ампулах), парацетамол, индометацин, ортофен (в таблетках и ампулах), ибупрофен, напроксен, пироксикам, мелоксикам, целекоксиб, кетопрофен, нимесулид.

 

Источники информации:

а) Основная литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учеб. для студентов мед. вузов/Д.А.Харкевич.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. Гриф УМО

2. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии: учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А. Харкевича. - М.: МИА, 2005. Гриф УМО

б) Дополнительная литература

22. Венгеровский, А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров: учеб. пособие для мед. вузов/ А.И.Венгеровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИФ " Физико-математ. лит.", 2007. - 702 с. Гриф УМО

23. Майский, В.В. Фармакология: учеб. пособие для студентов мед. вузов/ В.В.Майский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 397 с.: ил. Гриф УМО

24. Машковский, М.Д. Лекаpственные сpедства: пособие для врачей/ М.Д.Машковский. - 15-е изд., пеpеpаб., испр. и доп. - М.: Новая Волна, 2008.

25. Фармакология (тестовые задания): учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А.Харкевича. - М.: МИА, 2005. - 455 с. Гриф УМО

26. Катцунг, Б.Г. Базисная и клиническая фармакология: учеб. пособие для системы последиплом. и доп. мед. и фармацевт. образования/Б.Г.Катцунг; пер. с англ. Э. Э. Эвартау.-2-е изд., пеpеpаб. и доп.-М.: Бином; СПб.: Диалект. Т.1, Т2.-2007. Гриф МЗ РФ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.