Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выразительность речи






Кафедра русского языка

Методическая разработка

Домашние упражнения по русскому языку и культуре речи

(для студентов инженерных факультетов)

Составила: Лазаренко Л.В.

Москва - 2013

ОСНОВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ

Упражнение №1. Укажите речевые ошибки. Отредактируйте предложения.

 

Направление развития экономики и в нашей стране, и на Западе приняло новое направление. 2.Сегодня у нас в гостях гость из Владивостока. 3.Наш коллектив стоит перед необходимостью принятия решительных решений. 4. Хочу коснуться еще одного важного момента, касающегося повышения производительности труда. 5.Трудная и полная испытаний жизнь подготовила для вступления в новую жизнь многих людей. 6. Одним из главных образов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» является образ Евгения Базарова. 7.К недостаткам монографии можно отнести недостаток графиков и схем. 8.Следует различать различные способы решения данной проблемы.

 

Упражнение №2. Найдите примеры речевой избыточности. Исправьте речевые ошибки.

 

1.Пресса высоко позитивно отзывается о проведенном мероприятии. 2.Для внедрения новых технологий в производство выделяется очень мизерная часть акционерных средств. 3.У нас было очень прекрасное настроение. 4.Реорганизация потребовала огромной массы хлопот и гигантской уймы денежных расходов. 5.Произведения народного фольклора все чаще исполняются популярными исполнителями нашей эстрады. 6.При анализе внутреннего мира характера этого персонажа выявляются черты, характерные для того поколения, к которому он принадлежит.

 

 

Упражнение №3. Замените синонимами выделенные слова, придавая высказыванию большую эмоциональность.

 

1.Этот роман удивил меня. 2.Изображенный на картине пейзаж был очень красивый. 3.Попробуйте только меня обмануть! 4.Как же вы, однако, не умны! 5.Он шел быстрой походкой, стараясь успеть к началу спектакля. 6.Можно найти много вариантов решения этой задачи.

Упражнение №5. Выделите доминанту в синонимических рядах. Там, где это возможно, распределите синонимы по степени интенсивности.

 

1. Маленький, крохотный, миниатюрный, малый, микроскопический.

2. Меланхолия, тоска, грусть, отчаяние, печаль.

3. Знаменитый, известный, популярный.

 

Упражнение №6. Подберите синонимы к следующим словам.

 

Ловкий, худой, новый, бедный, почему, искренне, размышлять, создавать, запах, просить, очи, улыбка, украсть, смеяться, огонь.

 

Упражнение №7. Установите прямые и переносные значения слов в данных словосочетаниях.

 

1.Вода лилась, речь лилась.

2.Светлые воспоминания, светлые обои.

3.Нежное прикосновение, нежные краски.

4.Ком глины, ком подкатил к горлу.

 

Упражнение №8. Устраните ошибки, связанные с немотивированным использованием антонимов.

 

1.Молодой человек вежливо поклонился старому человеку, сидящему у камина. 2.Отсутствует наличие учебной литературы. 3.Он открыто признался в том, что скрывал раньше. 4.Открыты еще не все скрытые резервы человеческого организма. 5.Студенты подчас проявляют активное равнодушие к увеличению снижения посещаемости лекций.

 

Упражнение №9. Укажите значения паронимов. Составьте с ними словосочетания.

 

Здравица – здравница, дипломат – дипломант, нестерпимый – нетерпимый, венок – венец, командированный – командировочный, ироничный – иронический, надеть – одеть, существо – сущность, женский – женственный, абонент – абонемент, единый – единственный, эффектный – эффективный, новшество – новинка, представить - предоставить.

 

Упражнение №10. Исправьте ошибки, вызванные неправильным употреблением паронимов.

1.Директор потребовал от подчиненных соблюдения исполнительной дисциплины. 2.На турбазе не было необходимых спасительных средств. 3.Все прекрасно понимают, в чем существо данной проблемы. 4.Слово представляется следующему оратору. 5.Лучшие произведения российского кинематографа получают признательность за рубежом. 6.Наиболее современные кварталы застраиваются высокими домами. 7.Чахлая, скудная растительность покрывает болотную местность слева и справа от заросшей тропки. 8.В доме давно требовалось провести ремонт.

 

Упражнение №11. Переведите приведенные ниже слова.Воспользуйтесь словарем иностранных слов.

 

Апломб, байкер, картридж, андеграунд, бестселлер, инаугурация, консенсус, лоббировать, паблисити, анонс, дайджест, инвестиции, аутсайдер, бренд, истеблишмент.

 

Упражнение №12. Выпишите словосочетания, являющиеся фразеологизмами.

Медвежья берлога, золотые часы, волчий аппетит, падать в яму, медвежья услуга, золотое сердце, волчий хвост, падать в обморок, важная птица, выйти из себя, выйти за дверь, важная деталь.

 

Упражнение №13. Укажите значение и происхождение фразеологизмов.

 

Глас вопиющего в пустыне; кесарю кесарево, а богу богово; нести свой крест; Ноев ковчег; вавилонское столпотворение.

 

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ

 

Упражнение №1. Составьте предложения так, чтобы данные слова выступали в качестве предмета, с которым что-то сравнивается

.

Серебро, песок, нить, огонь, птица, ветер.

 

Упражнение №2. Подберите эпитеты к указанным словам (при затруднении воспользуйтесь «Словарем эпитетов русского литературного языка»).

Авторитет, вечер, настроение, сын, воспоминание, борьба, вера.

 

Упражнение №3. Назовите основные стилистические фигуры, использованные в речи Цицерона.

…На нашей стороне сражается чувство чести, на той – наглость; здесь – стыдливость, там – разврат; здесь – верность, там – обман; здесь – доблесть, там – преступление; здесь – честное имя, там – позор; здесь – сдержанность, там – распущенность; словом, справедливость, умеренность, храбрость, благоразумие – все доблести борются с несправедливостью, развращенностью, леностью, безрассудством, всяческими пороками; наконец, изобилие сражается с нищетой, порядочность – с подлостью, разум – с безумием, наконец, добрые надежды – с полной безнадежностью.

 

Упражнение №4. Найдите метафоры, эпитеты, сравнения в тексте. Выпишите их.

 

Раз ночью был дождь, а потом горячее солнце как-то сразу вошло в силу, весна потеряла свою кротость и бледность, и все вокруг на глазах стало меняться не по дням, а по часам. Стали распахивать, превращать в черный бархат жнивья, зазеленели полевые межи, сочнее стала мурава на дворе, гуще и ярче засинело небо, быстро стал одеваться сад свежей, мягкой даже на вид зеленью, залиловели и запахли серые кисти сирени…Яблони и груши, всюду простиравшие сета своих кривых ветвей под другими деревьями, все уже закудрявились млечным снегом, и с каждым днем этот цвет становился все белее, все гуще и благовоннее.

(И.А. Бунин «Митина любовь»)

Упражнение №5. Выпишите из текста примеры градации и инверсии.

Жил однажды на свете прекрасный ребенок. Теперь его забыли все люди, и как его звали тоже забыли. Никто не помнит ни имени его, ни лица. Одна бабушка моя помнила… Бабушка сказала, что ребенка звали Уля, и была это девочка. У нее были глаза, ясные и большие, и всякий человек видел, что в их глубине, на самом их дне, находится самое главное, самое любимое на свете…

(А. Платонов «Уля»)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.