Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Записываем эти качества в таблицу.






2. Ну, а теперь ситуация вторая: подросток отпрашивается у мамы пойти погулять, но не говорит с кем, куда идет, и чем будет заниматься. Задача родителя попытаться “выудить” эту информацию. Задача ребенка - как можно корректнее отпроситься, у родителя, чтобы у него не возникало никаких сомнений, но не говорить правду. В конце мы вместе разберем данную проблему и решим, как же лучше на самом деле поступить обеим сторонам, чтобы не возникло конфликтной ситуации.

Выбираем участников.

 

Уч. Мама, я пойду погуляю?

М: С кем?

Уч. С ребятами.

М: Ну, а с кем?

Уч. Как обычно, со своими друзьями

М: У тебя их много!

Уч: Какая разница, с кем?

М: Большая разница.

Уч: Мамуль, я иду гулять с моими самыми лучшими друзьями, ты, ведь, прекрасно знаешь, с кем!

М: А куда?

Уч: Просто гулять!

М: Сегодня такая погода ужасная, что по улицам будете гулять?

Уч: Мама, мы еще не решили точно куда пойдем, сейчас встретимся, обсудим и я тебе перезвоню, не волнуйся!

 

Вед: я, думаю, наши участники хорошо справились с этим заданием. Скажите, что могло привести к конфликту и что его предотвратило?

Дети:

Двоякая ситуация: мама может сказать: не все твое общение мне нравиться, и это вызовет гнев, а значит конфликт. А она сказала, что волнуется за меня, ей небезразлично мое общение – так что зачем скрывать и делать ей больно?

Вед: Конфликт тем самым предотвращен. А что скажут родители?

Родители:

Здесь от ребенка тоже зависела ситуация. Он мог сказать, что ему недоверяют, проверяют, ответить грубостью и это то, что привело бы к развитию конфликта, а ответ показал уважение к нашим заботам - таким ответом удалось избежать конфликт.

 

Вед: Какой вариант поведения используют в ситуации родитель и ребенок?

Дети:

Здесь мы явно видим уход от конфликта.

Вед: А помогают в этом какие качества?

Родители:

«ВЗАИМОПОНИМАНИЕ»

Дети:

«УВАЖЕНИЕ»

«Согласие»

Вписываем в таблицу.

 

3. А сейчас я хочу обратиться к родителям: Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком и старшеклассником. Какие слова они чаще всего слышат в школе и дома?

 

Родители:

1. " Ты должен хорошо учиться! "

2. " Ты должен думать о будущем! ",

3. " Ты должен уважать старших! "

4. " Ты должен слушаться учителей и родителей! ".

 

Вед к детям: Все эти выражения обусловлены родительской заботой. Вы принимаете их для себя?

 

Дети:

1. Не всегда. Конечно, родители заботятся о нас, но в этих выражениях почти нет обращений, построенных в модальности возможного: " Ты можешь: ", " Ты имеешь право...", " Тебе интересно..."

2. В них слышится не только забота, но и приказной тон, демонстрация полной власти.

3. А еще взрослые могут сказать следующее: " Я могу тебя наказать...", " У меня есть полное право...", " Я старше и умнее..."

4. Мы понимаем, что мы " не можем ничего" для нас - одни запреты, а взрослые - " могут все", у них - полная свобода действий, а – это очевидная несправедливость.

 

Вед: Действительно, несправедливость обостряет взаимодействия детей со взрослыми и в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Слова " должен", " обязан" вызывают тревожные стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не " вытянуть" возложенной на нас ноши долга. Поэтому такие заявления необходимо свести к минимуму.

 

Давайте потренируемся! Как правильно высказать мысль, не обидев друг друга, и, не уронив, достоинства друг друга.

Пример:

Вместо слов: " Ты должен учиться! " можно сказать: " Я уверен(-а), что ты можешь хорошо учиться".

Попробуем:

Детям: " Ты должен думать о будущем! "

Ответ: " Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать? "

Родителям: " Ты должен уважать старших! "

Ответ: " Ты знаешь: уважение к старшим - это элемент общей культуры человека"

Детям: " Ты должен слушаться учителей и родителей! " Ответ: " Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться"

Родителям: " Лжец", " Ты опять врешь! " Ответ: " Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду", " Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать"

Вед: Вот видите, всегда можно найти более мягкие и позитивные формулировки, при сохранении общего смысла высказывания. При этом они будут безобидны для обеих сторон, что поможет избежать напряженности в отношениях, а, значит, и конфликта.

Какое качество мы запишем в нашу таблицу так называемых «положительных качеств»?

Ответы:

Дети: Нужно уметь убеждать, при этом без унижений, оскорблений, высокомерия, грубости.

Родители:

1. Коммуникабельность

2.Умение влиять на другого

Дети:

1.Красноречие

2.Умение аргументировать свою позицию

3.Умение убеждать

 

Я вам предлагаю самостоятельно поупражняться дома и взять для примера следующие высказывания:

. " Мы в твои годы жили гораздо хуже! "

 

" Ты должен ценить заботу старших".

 

" Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой! "

 

" Ты постоянно срываешь уроки! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать! "

 

" Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду! "

 

" Давай дневник, проверим, что у тебя там! Ты должен всегда показывать мне дневник! "

 

(Родителям выдать бумажный вариант.)

 

5. Давайте разыграем проблемную ситуацию «На приеме у психолога»

На прием к врачу пришла мама с дочерью – десятиклассницей Таней. Наедине с психологом мама высказала наболевшее. Я заранее дала вам задание «Подготовить взаимную претензию друг к другу. Начнем с родителей. Все высказывания психологам (их роль играют – 1 родитель и 1 учащийся)

Мама. Помогите, я не знаю, что делать с дочерью. Она нас с отцом совершенно не понимает! Ну ладно: прическа, голое пузо, громкая музыка! Но в комнате своей можно убрать?! Там у нее - как после бомбежки. Везде все разбросано. В шкафу на верхней полке - учебники вперемешку с колготками, под кучей футболок можно найти косметику! А на нижней полке тарелки с остатками еды, съеденной неделю назад. Они так и будут стоять, пока я не почувствую запах! Сама не убирает и меня не пускает - это, мол, ее «территория детства». Про учебу уже не говорю - в школу стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обреченно.) Но я пока терплю, глотаю обиды.

Вед: Изложив ситуацию, мама вышла за дверь. В кабинет вошла Таня. Вот что она рассказала.

Таня: Родители конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так. Им вообще чихать на мои дела: иду в ванную, а они говорят: «Вынеси ведро», только включу музыку, надену наушники: «Сходи за хлебом!». Только возьму телефон, чтобы поболтать с друзьями: «Мой посуду!»

А главное - постоянно хотят командовать мной: туда не ходи, то не смотри, с тем не дружи, то не слушай.

Если не подчиняешься, сразу называют неблагодарной. А я все равно буду все делать по-своему. Иначе они так и не поймут, что я уже взрослая.

 

Вед: Таня конфликтует с родителями, отстаивая свое право на взрослое поведение: выбор друзей, поздние гулянья, вызывающая внешность и т. д. Что значит, по-вашему, быть взрослым человеком?

 

Примерные ответы детей:

1. Быть самостоятельным, зарабатывать на кусок хлеба.

2. Получить паспорт, участвовать в выборах президента.

3. Делать, что тебе захочется.

4. Делать не то, что хочешь, а то, что должен.

5. Иметь много обязанностей.

6. Жить по правилам, выполнять все законы.

 

Вед: Обратимся к психологам. Как вы объясните им их поведение? Какие дадите советы? Примерные ответы детей:

Родители: Мама выбрала плохой способ поведения - приспособление. При таком поведении она лишается уважения дочери, теряет уважение к себе

Дети: Таня тоже выбрала самый плохой способ поведения - соперничество. Это поведение превращает ее в эгоистку.

Родители: Быть взрослым - значит иметь не только права, но и обязанности. Родители выполняют свои обязанности по отношению к своим детям. Если Таня хочет быть взрослой, она должна взять на себя часть семейных обязанностей: мытье посуды, уборку квартиры, вынос мусора и т. п.

Дети: Лучший способ поведения для них - это найти компромисс. Маме нужно немного ослабить давление на дочку, а дочери нужно пойти навстречу маме и помогать по дому, улучшить учебу, прислушиваться к советам родителей.

 

Вед: Итак, мы рассмотрели еще два варианта поведения в конфликтной ситуации: приспособление и компромисс. Какие качества лягут в основу этих вариантов?

 

Дети:

1.УМ,

2.ПОРЯДОЧНОСТЬ

Родители:

1.ТРУДОЛЮБИЕ

2.УСТУПЧИВОСТЬ

3.Терпение

Посмотрим на нашу таблицу она получилась довольно большой, хотя продолжать ее можно еще долго Для каждого из вас эти качества и умения различны по значимости. Давайте посмотрим, в каком порядке вы их разложили в таблице.

Вписываем.

Вывод: Есть совпадения во взглядах, есть и расхождения, но вывод один:

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него достойно выйти. И эти качества и умения вам в этом помогут

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.