Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Детальный обзор модуля и учебного содержания дисциплины. «Академическое письмо и чтение »






«Академическое письмо и чтение»

 

Сведения о преподавателях и контактная информация:

Исенова Фатима Куанышевна, к.филол.н. ст.преп., 87012048505

Имангалиева Гульназ Сабитовна к.филол.н. доцент 87017987669

Нургалиева Жанат Кайролловна, ст.преп., 87057837160

Шаймерденова Дильда Зубкеновна, ст.преп., 87015284971

Молдахметова Салтанат Саткожановна, преп., 87013779211

Юзупанова Ида Николаевна, магистр филол.н. преп., 87014872756

Загоруйко Алина Сергеевна, преп., 87783571599

 

Язык обучения: русский

Код дисциплин:

Академическое чтение и письмо (русский) - 1112

 

Методы обучения (активные, неактивные по практическим и лабораторным занятиям): работа в группах - команде, презентации, дискуссии, мозговой штурм.

 

Курс: 1

Количество кредитов 2

Форма обучения: очная

Студенческая нагрузка по лекциям/видам деятельности:

Лекции - 16 ч.

Вводная лекция – 2 ч.

Гостевые лекции – 2ч

Мультимедийное и онлайн-обучение – 2 ч.

Экскурсии – 2 ч.

Практические (семинарские) занятия -21ч

Консультационные часы (СРСП) – 8ч

Часы на самостоятельное обучение (СРС) – …ч

Форма экзамена: письменная

Общее количество часов – 135ч


Темы лекционных и семинарских занятий дисциплины модуля «Академическое письмо и чтение»

Неделя Вид занятия (лекция, семинар) Содержание вопросов Количество часов Требуемая литература (по лекции/семинару) и дополнительные электронные источники СРС
1 неделя Лекция     Семинар     Выбор темы исследования и постановка проблемы. 1 О чем важно помнить при выборе темы выпускной квалификационной работы. 2 Требования, которым должна соответствовать тема. Часто встречающиеся ошибки при выборе темы работы. 3 Что такое актуальность и новизна темы. Примеры удачных и неудачных тем дипломных работ. Различия между курсовыми и дипломными работами. 4 Постановка исследовательской проблемы. Её отличия от практической (социальной) проблемы Работа с научной литературой. 1. Ответить на следующие вопросы: · Что такое библиография (список использованных источников, список использованной литературы, библиография). · Правила оформления цитирования, сносок. · Правила оформления библиографического аппарата. 2. Подобрать список литературы для курсовой работы и продемонстрировать правила оформления литературы (20-25 источников). 3. Знакомство с каталогом научной литературы в библиотеке КазГЮУ 2 часа     3 часа Бут У.К., Коломб Г.Дж., Уильямс Дж.М. Исследование: Шестнадцать уроков для начинающих авторов / Авт. пер. с англ. А. Станиславского. М.: Флинта: Наука, 2004. С. 51-90 (Урок третий: От тем к вопросам; Урок четвертый: От вопросов к проблемам). Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб.пособие. Челябинск: Челяб. гос. университет, 2002. С. 56-62. Арнольд И.В. Основы научных исседований. –М., 2002. Караулов Ю.Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка. – М., 2005. 1. Тураева З.Я: Лингвистика текста. – М:, 2006. 1. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М.: ГУ ВШЭ, ИНФРА М, 2001. С. 10-23, 86-102. (Главы 1, 4)  
2 неделя Лекция     Семинар   Основные жанры научного текста. Подготовка к написанию академического текста 1 Структура академического текста: основные понятия: единство текста, введение и заключение, абзац, аннотация и резюме. 2 Взаимосвязь академического письма и академического чтения Практические и теоретические результаты научных исследований. Необходимость их представления профессиональной общественности. Различные формы академического текста: отчет об исследовании, учебная работа, эссе, реферат, научная статья. Понятие совокупного научного текста. Статья как основной источник актуальной научной информации. Выбор темы научного исследования (проекта). Ответить на следующие вопросы:
  • 1.Актуальность научного исследования
  • 2. Научная новизна
  • 3. Практическая значимость
· Научная гипотеза 2. В предложенной статье выделить текстовые части, раскрывающие содержание следующих компонентов статьи (актуальность, практическая значимость).  
2 часа     3 часа Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб.пособие. Челябинск: Челяб. гос. университет, 2002. С. 56-62. URL:. Peat J., Elliott E., Baur L. Scientific writing: Easy when you know how. L.: BMJ Publishing Group, 2002. P. 1-47 (Ch. 1: Scientific writing, Ch. 2: Getting started). [База данных ebrary] URL.   Арнольд И.В. Основы научных исседований. –М., 2002. Караулов Ю.Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка. – М., 2005.    
3 неделя Лекция   Семинар   Написание письменной работы. Язык академического текста. Стиль и лексика современной профессиональной коммуникации. 1 Структура работы – необходимые элементы академического текста (титульный лист, оглавление, содержательная часть, список литературы). 2 Введение. Постановка проблемы. Актуальность. Новизна. Ограничения данной работы. Задание языкового контекста. Описание структуры работы 3 Что писать в заключении? Оценка собственной работы. 4 Основные ошибки, наиболее часто допускаемые при написании научного текста. Необходимость редактирования работы.   Методика научного исследования 1. Ответить на следующие вопросы: Ответить на следующие вопросы: · Что такое метод в науке. · Общенаучные методы и приёмы: описание, сравнение (сопоставление), классификация, анализ и синтез. · Частнонаучные методы: статистический, эксперимент, социологический опрос (социология, математика, психология) 2. Провести опрос среди студентов КазГЮУ «Необходимо ли студенту заниматься наукой?» Составить классификацию полученных ответов 2 сағ ат   3 часа Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М.: ГУ ВШЭ, ИНФРА М, 2001. С. 61-148. (Главы 3-5).   Мә жітаева Ш.М. Ғ ылыми-зерттеу жұ мыстарын ұ йымдастыру. –Қ арағ анды, 2006 ж. Арнольд И.В. Основы научных исследований. –М., 2002. Караулов Ю.Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка. – М., 2005.  
4 неделя Лекция   Семинар     Научный стиль. Язык академического текста 1 Понятие научного Стиля. Основные характеристики научного стиля. 2 Особенности использования различных речевых конструкций. Лексические формы: антонимы, синонимы, омоформы, паронимы. Устойчивые сочетания (фразеологизмы). Тавтологии, плеоназмы, речевая недостаточность. 3 Предложное управление. Сочетание однородных членов предложения. Собирательные существительные. 4 Основные стилистические ошибки в научных текстах, возможности их исправления Курсовая/дипломная работа как основные виды научной работы студента Ответить на следующие вопросы: 1. Что такое курсовая / дипломная работа. 2. Как выбрать тему курсовой / дипломной работы. 3. Как собирать материал для работы Как написать курсовую работу (структура научной работы, объём, требования к оформлению). 2 сағ ат   3 часа   Мә жітаева Ш.М. Ғ ылыми-зерттеу жұ мыстарын ү йымдастыру. –Қ арағ анды, 2006 ж. Barrass R. Scientists must write: A guide to better writing for scientists, engineers & students. N-Y.: Chapman & Hall, 1978. P. 80-95 (Ch. 8: Helping the reader). [Базаданныхebrary] URL.   Мә жітаева Ш.М. Ғ ылыми-зерттеу жұ мыстарын ү йымдастыру. –Қ арағ анды, 2006 ж. Арнольд И.В. Основы научных исседований. –М., 2002. Караулов Ю.Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка. – М., 2005.  
5 неделя Лекция     Семинар   Структура академического текста. 1 Основные понятия: единство текста, введение и заключение, абзац, аннотация и резюме. 2 Взаимосвязь академического чтения и академического письма   Работа с научной статьёй Подготовить сообщение (конспект) о содержании статьи по следующей схеме: 1) Название статьи. 2) Актуальность научной проблемы. Область науки. Научная проблема. (чему посвящена) 3) Обзор литературы 2. Составить глоссарий по научной статье   2 часа     3 часа Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. М.: Флинта: Наука, 2002.     Мә жітаева Ш.М. Ғ ылыми-зерттеу жұ мыстарын ұ йымдастыру. –Қ арағ анды, 2006 ж.    
6 неделя Лекция   Семинар   Доработка и редактирование текста 1 Устная презентация. 2 Работа над ошибками Требования к содержанию устного выступления. Соблюдение регламента. О чем следует сказать обязательно. Формы подачи или формы презентации. Подготовка текста выступления. Важнейшие факторы успешного выступления. 10 путей начала выступления. Графическое сопровождение презентации. Необходимость самоконтроля. Основные приемы удержания внимания аудитории. 10 путей окончания выступления. Ответы на вопросы. Оппонирование. Как задавать вопросы. Как строить оппонирующее выступление. Регламент проведения защиты дипломных работ. Основные требования к выступлению дипломника: о чем следует и о чем не следует говорить. Использование презентационных материалов на защите. Вопросы, к которым следует быть готовым. Выступление научного руководителя и рецензента. Критерии выставления итоговой оценки за дипломную работу. Основные требования к стилю курсовой / дипломной работы 1. Ответить на следующие вопросы: 1. Перефразирование как способ обработки научной информации. 2. Правила цитирования в научном тексте. Стилистические особенности текста курсовой работы (лексика, грамматика, синтаксис) 2. Подгтовить основные положения курсовой работы (введение, основная часть, заключение, литература) 2 часа   3 часа Мә жітаева Ш.М. Ғ ылыми-зерттеу жұ мыстарын ү йымдастыру. –Қ арағ анды, 2006 ж. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. М.: Флинта: Наука, 2002. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста: учебник для вузов. М.: Логос, 2005.      
7-8 недели Лекция Способы организации работы с текстом. Критическое мышление Идея, знание и информация, Технологии генерации идей: активизация мыслительного процесса и картирование идей (мозговой штурм- mind mapping and brain storming 2часа Мә жітаева Ш.М. Ғ ылыми-зерттеу жұ мыстарын ұ йымдастыру. –Қ арағ анды, 2006 ж. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М.: ГУ ВШЭ, ИНФРА М, 2001. С. 61-148. (3-5 тараулар)  
8 неделя Семинар Основные требования к написанию дипломной работы 1. Корректировка темы дипломной работы 2. Создание перечня ключевых слов. 3. Стилистические особенности дипломной работы (лексика, грамматика, синтаксис). 4. Структура дипломной работы (ведение, основная часть, заключение) 3 часа Мә жітаева Ш.М. Ғ ылыми-зерттеу жұ мыстарын ұ йымдастыру. –Қ арағ анды, 2006 ж. Арнольд И.В. Основы научных исседований. –М., 2002.    

 

Тематика вводной, гостевой и мультимедийной лекции дисциплины модуля «Академическое письмо и чтение»

 

Вид занятия Тема занятия Содержание вопросов Количество часов Литература
1 неделя Вводная лекция Тема вводной лекции: Цель и задачи дисциплины «Академическое письмо и чтение»   1.1. Цель и задачи дисциплины. 1.2. Субъект и предмет научного исследования. 1.3 Методика научного исследования   2 часа 1. Бут У.К., Коломб Г.Дж., Уильямс Дж.М. Исследование: Шестнадцать уроков для начинающих авторов / Авт. пер. с англ. А. Станиславского. М.: Флинта: Наука, 2004. С. 51-90 (Урок третий: От тем к вопросам; Урок четвертый: От вопросов к проблемам). 3. Peat J., Elliott E., Baur L. Scientific writing: Easy when you know how. L.: BMJ Publishing Group, 2002. P. 1-47 (Ch. 1: Scientific writing, Ch. 2: Getting started). [База данных ebrary]. Радаев В.В. 4. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М.: ГУ ВШЭ, ИНФРА М, 2001. С. 10-23, 86-102. (Главы 1, 4) 2. https://gramota.ru/ 3. https://best-language.ru/ 4. https://www.allysatis.org/fiche
5 неделя Гостевая лекция Тема гостевой лекции: Актуальные направления в современной казахстанской науке 2.1. Наука в Казахстане 21 века. 2.2. Актуальность научного исследования.   2 часа 2. Бут У.К., Коломб Г.Дж., Уильямс Дж.М. Исследование: Шестнадцать уроков для начинающих авторов / Авт. пер. с англ. А. Станиславского. М.: Флинта: Наука, 2004. С. 51-90 (Урок третий: От тем к вопросам; Урок четвертый: От вопросов к проблемам). 5. Peat J., Elliott E., Baur L. Scientific writing: Easy when you know how. L.: BMJ Publishing Group, 2002. P. 1-47 (Ch. 1: Scientific writing, Ch. 2: Getting started). [База данных ebrary]. Радаев В.В. 6. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М.: ГУ ВШЭ, ИНФРА М, 2001. С. 10-23, 86-102. (Главы 1, 4) 3.https://gramota.ru/ 4.https://best-language.ru/ 5.https://www.allysatis.org/fiche
7 неделя Мультимедийное и онлайн-занятие Мультимедийное и онлайн-обучение. Участие в научной он-лайн конференции   2 часа 3. Бут У.К., Коломб Г.Дж., Уильямс Дж.М. Исследование: Шестнадцать уроков для начинающих авторов / Авт. пер. с англ. А. Станиславского. М.: Флинта: Наука, 2004. С. 51-90 (Урок третий: От тем к вопросам; Урок четвертый: От вопросов к проблемам). 7. Peat J., Elliott E., Baur L. Scientific writing: Easy when you know how. L.: BMJ Publishing Group, 2002. P. 1-47 (Ch. 1: Scientific writing, Ch. 2: Getting started). [База данных ebrary]. Радаев В.В. 8. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М.: ГУ ВШЭ, ИНФРА М, 2001. С. 10-23, 86-102. (Главы 1, 4) 1.https://gramota.ru/ 2.https://best-language.ru/ 3.https://www.allysatis.org/fiche
  Всего:   6 часов  

 

Тематика СРСП студентов дисциплины модуля «Академическое письмо и чтение»

 

 

Неделя Тема и содержание вопросов Форма контроля Рекомендуемая литература Примечания
3 неделя Обзор научных порталов (материалы конференций, научные журналы) в интернете по избранной тематике модульного задания. Письменный отчет Мә жітаева Ш.М. Ғ ылыми-зерттеу жұ мыстарын ұ йымдастыру. –Қ арағ анды, 2006 ж. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М.: ГУ ВШЭ, ИНФРА М, 2001. С. 61-148. (3-5 тараулар)  
5 неделя Написать тезисы научной статьи (подобрать материал, название статьи, описать актуальность и цели статьи, результаты, список использованной литературы) Письменная работа Мә жітаева Ш.М. Ғ ылыми-зерттеу жұ мыстарын ұ йымдастыру. –Қ арағ анды, 2006 ж. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М.: ГУ ВШЭ, ИНФРА М, 2001. С. 61-148. (3-5 тараулар)  
7 неделя Написание реферата на тему: «Реализация программы полиязычия в КазГЮУ» Письменная работа Мә жітаева Ш.М. Ғ ылыми-зерттеу жұ мыстарын ұ йымдастыру. –Қ арағ анды, 2006 ж. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М.: ГУ ВШЭ, ИНФРА М, 2001. С. 61-148. (3-5 тараулар)  

 

Тематика консультационных занятий дисциплины модуля «Академическое письмо и чтение»

 

 

Неделя Тема и содержание вопросов Количество часов
3 неделя Композиция введения. В предложенной статье (автореферате) выделить текстовые части, раскрывающие содержание следующих компонентов статьи (актуальность, практическая значимость, цель, задачи, методы и т.д.). 2 часа
5 неделя Методика исследования Провести опрос среди студентов КазГЮУ «Необходимо ли студенту заниматься наукой?» 2 часа
6 неделя Работа с используемой литературой. Подобрать список литературы для научного проекта (модульного задания) ипродемонстрировать правилаоформления литературы (10-15 источников). 2 часа
7 неделя Презентация. Устное выступление. Подготовить презентацию по модульному заданию. Количество слайдов. Содержание слайдов. Оформление слайдов. 2 часа
Всего   8 часов

 

Тематика экскурсии дисциплины модуля «Академическое письмо и чтение»

 

Неделя Тема Место проведения
2 неделя Работа с научной литературой Знакомство с работой каталога Национальной академической библиотеки РК Астана, Национальная академическая библиотека РК

Тематика практических занятий студентов дисциплины «Русский язык»

Тема каждого блочного часа Содержание практического занятия Кол-во часов
Устный опрос Письменный опрос
1. 1 1-блок. Русский язык для специальных целей (ЯСЦ). РЯ - международный язык бизнеса. 1. Подготовить ответы на следующие вопросы: 1) История РЯ 2) Современное состояние РЯ РЯ как язык бизнеса и коммуникации.Сообщение. Подготовить сообщение-доклад. 2 ч, 1 неделя
2. 2 РЯ и его место в концепции новой грамотности 1. Подготовить ответы на следующие вопросы: 1) Что такое дефиниция, термин, определения 2) Лексикография 3) Терминография 4) 4) Особенности употребления аббревиатур, устойчивых словосочетаний, заимствований из латинского языка. Создать один из видов словарей (толковый, этимологический, двуязычный и пр.)   3 ч, 1-2 недели
3. 3 Текст. Основные признаки текста. 1. Подготовить ответы на следующие вопросы: -что такое текст; -особенности текста; -виды и типы текста; -структура текста (введение, основная часть, заключение). Использование гамбургер-модели.. Синтаксис предложений. Сделать лингвистический анализ текста. 2 ч, 2 неделя
1. 4 Этические проблемы в произведенияхпоэтов и писателей Казахстана XIX – XX века 1. В прочитанных произведениях писателей Казахстана определить философские и этические проблемы, актуальные для современности. 2. Выделение темы и идеи текста (резюмирование). 3. Методика написания эссе. 4. Пунктуационные правила русского языка. Сложные случаи. Написать эссе, представляющее тему философии, этики (на выбор) 3ч, 3 неделя
  Аннотирование текста. Подготовить устное сообщение на тему: 1. Что такое аннотация; 2. Виды аннотаций. Типы связи слов в словосочетаниях. Образование множественного числа заимствованных существительных. Написать аннотацию на одно из произведений выбранных поэтов и писателей Казахстана. 2 ч, 4-5 недели
  Цитирование, перефразирование, редактирование текста. Плагиат. Обзор и анализ материалов по теме: -Цитирование: его виды и типы; - Перефразирование и плагиат: сходства и различия; - Компелляция и компрессия. Пунктуационное оформление цитат. Корректирование полученного текста. 3 ч, 6-7 недели
  Всего:   15 часов

Тематический план выполнения и сдачи заданий СРСП и СРС по дисциплине «Русский язык»

№   Консультационные часы Самостоятельное обучение
Темы и вопросы содержания дисциплины модуля Сроки сдачи Форма проведения Темы и вопросы содержания дисциплины модуля Сроки сдачи Форма проведения
  Подготовить реферат на тему «Актуальные вопросы этики» Обзор модульного задания. 1 неделя, 1 час Письменный отчет Охарактеризуйте тему реферата, определите ее контекст и важность. Укажите цель исследования и методы. Дайте обзор структуры вашего текста. 1 неделя, 6 часов Письменный отчет
  Провести социологический опрос на тему: «Интернет: польза и вред». 2 неделя, 1 час Устная презентация Составить перечень вопросов. Определить общую направленность исследования. Структурировать и классифицировать полученные данные. 2 неделя, 6 часов Устный отчет
  Создать текст на темы: «Этика современного человека», «Электронные сообщества как замена реальной дружбе». 3 неделя, 1 час Устное выступление Подобрать материал по теме и ознакомиться с ним. Найти аргументы, доводы, факты, подтверждающие выдвигаемые тезисы. 3 неделя, 6 часов Устный отчет
  Презентация на тему «Самое яркое изобретение XX века». 4 неделя, 1 час Наглядные материалы (фото-, аудио- и видеоматериал) Ознакомиться с материалом на тему «Плагиат». Спопсобы избежания плагиата. Подобрать информацию по теме презентации. Ознакомиться с методами устной презентации. 4 неделя, 5 часов Наглядные материалы (фото-, аудио- и видеоматериал), устный отчет
  Всего     Всего    

 

 

Контактные часы:

Русский -15 ч

Консультационные часы (СРСП) – 4 ч

Консультации по заданию модуля – 1 ч

Консультации по обучению и участие студентов в олимпиадах –1 ч

Студенческая нагрузка по лекциям/ видам деятельности

Общее количество часов – 45

Контактные часы – 19

Мультимедийное и он-лайн обучение – 0

Вводная лекция – 0

Практические занятия – 15

Экскурсии – 0

Лабораторные занятия – 0

Часы на самостоятельное обучение - 24


Определение темы дисциплины «Физическая культура»

ФИО, должность и номера телефонов ППС:

Садвакасова Салтанат Жумабековна-ст. преподаватель, 87015184071

Алдонгаров Ахтан умирзакович-ст преподаватель, 87019993241

Байзахов Талгат Акылбекович- ст преподаватель, 87753094888

· Описание дисциплины и цели:

Физическая культура представляет собой дополнительный вид обучения, который изучается студентами 1, 2 курса пропедевтического года обучения подготовительной школы.

Физическая культура — часть образа жизни человека — система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностям организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека

Целью дисциплины является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки., знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни.

 

Краткое описание содержания дисциплины:

Изучение дисциплины «Физическая культура» позволит студентам обрести общие компетенции в области коммуникативных навыков знания части культуры, представляющей собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития, формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания и подготовки.

Вступительные требования дисциплины:

Все студенты 1 курса будут частью подготовительной школы. Следовательно, к началу изучения Физической культуры студенты должны владеть базовыми знаниями в объеме школьной программы по следующим дисциплинам: Валеология, ОБЖ, физическое воспитание.

Взаимосвязь с другими модулями, программами и специальностями:

На первом и вторых курсах подготовительной школы Физическая культура связана с модулями для всех специальностей бакалавриата.


Дисциплины и ППС:

Физвоспитание

 

Садвакасова Салтанат Жумабековна-ст. преподаватель, 87015184071

Алдонгаров Ахтан умирзакович-ст преподаватель, 87019993241

Байзахов Талгат Акылбекович- ст преподаватель, 87753094888

 

 

Язык обучения: русский

Код дисциплин:

Дополнительный вид обучения

 

 


Дисциплина «Физическая культура»

Тематика практических заданий дисциплины Физическая культура
Тема/ предмет каждого блочного часа Описание, содержания   Требуемая литература (по лекции/семинару) и дополнительные электронные источники Форма занятия Кол-во часов Неделя
  I.Основные средства для развития и совершенствования физических качеств аэробной направленности (выносливость). Легкая атлетика.Терренкур (дозированная ходьба). Бег трусцой (джоггииг)   1. Развивать общую выносливость. 2. Развить двигательные качеств – силу сгибание и разгибание рук в упоре лежа. 3. Совершенствовать технику бега по дистанции. 4. Воспитывать чувство команды, объединенной одной целью, товарищество. 5. Добиваться при выполнении ОРУ и во время бега глубокого и ритмического дыхания 6. Совершенствовать технику бега по дистанции. 7. Воспитывать чувство команды, объединенной одной целью, товарищество. 8. Комплекс специальных подготовительных упражнений. 9. Освоение оздоровительных программ в беге на избранные дистанции. 1. Жолдак В.И. Физическая культура студентов вузов: Учебник Физкультура и спорт, 1991. 2. Лутковский Г.М., Филиппов А.А. Легкая атлетика: Учебник - М.: Физкультура и спорт, 1990. 4. Легкая атлетика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений /А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 464 с. Практические    
  Легкая атлетика. Легкая атлетика. Решает задачи поддержки и укрепления здоровья. Способствует развитию выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств, упорства, трудолюбия, внимания, восприятия, мышления. 1. Развивать общую выносливость. 2. Развить двигательные качеств – силу сгибание и разгибание рук в упоре лежа. 3. Совершенствовать технику бега по дистанции. 4. 3Воспитывать чувство команды, объединенной одной целью, товарищество. 5. Добиваться при выполнении ОРУ и во время бега глубокого и ритмического дыхания 6. 6.совершенствовать технику бега по дистанции. 7. Воспитывать чувство команды, объединенной одной целью, товарищество. 8. 8. Добиваться при выполнении ОРУ и во время бега глубокого и ритмического дыхания Легкая атлетика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений /А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 464 с. Практические    
  Лыжная подготовка Лыжная подготовка. Решает оздоровительные задачи, задачи активного отдыха. Увеличивает резервные возможности сердечнососудистой и дыхательной систем, повышает защитные функции организма. Совершенствует силовую выносливость, координацию движений. Воспитывает смелость, выдержку, упорство в достижении цели. Переход с одновременных лыжных ходов на попеременные. Преодоление подъемов и препятствий. Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни. Элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование и др. Прохождение дистанции до 3 км (девушки) и 5 км (юноши). Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая помощь при травмах и обморожениях. 1 Жолдак В.И. Физическая культура студентов вузов: Учебник Физкультура и спорт, 1991. 2 Лутковский Г.М., Филиппов А.А. Легкая атлетика: Учебник - М.: Физкультура и спорт, 1990. 3 4. Легкая атлетика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений /А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 464 с. Практические    
a. Ритмическая гимнастика и гимнастика. Регби-15, регби-юнион. Ритмическая гимнастика - это комплекс произвольных упражнений, выполняемых в танцевальной манере, когда не требуется больших усилий для их выполнения и темп продиктован, прежде всего, звучащей музыкой. Сам человек при этом становится другим, находится в особом психическом состоянии, приподнятом настроении, наступает психологическая разрядка. Занятия ритмической гимнастикой улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет мышцы, восстанавливают координацию движений, исправляют осанку, походка становится правильной и элегантной. Также, вырабатывается выносливость, силовые качества, улучшается подвижность суставов. Решает оздоровительные и профилактические задачи. Развивает силу, выносливость, координацию, гибкость, равновесие, сенсоторику. Совершенствует память, внимание, целеустремленность, мышление. Разновидности ходьбы, танцевальные шаги, выпады, подскоки. Различные наклоны, махи, повороты, растягивания, вращения в суставах. Включать одновременно движения различными частями тела, выполнять в разных плоскостях, в нескольких направлениях. Упражнения в положений сидя и лежа. Упражнения на расслабление с включением упражнений на гибкость и растяжения, дыхательные упражнения на релаксационной направленностью. Специальные упражнения. Общеразвивающие упражнения, упражнения в паре с партнером, упражнения с гантелями, с набивными мячами, упражнения с мячом, обручем (девушки). Упражнения для профилактики профессиональных заболеваний (упражнения в чередовании напряжения с расслаблением, упражнения для коррекции нарушений осанки, упражнения на внимание, висы и упоры, упражнения у гимнастической стенки). Упражнения для коррекции зрения. Комплексы упражнений вводной и производственной гимнастики. Цель игры занести как можно больше тачдаунов и помешать оппоненту от совершения таковых. Тачдаун сходен с «попытками» в обычных регби-юнион и регби-лиг. За каждый тачдаун начисляется по одному очку. Других способов набора очков нет. Побеждает та команда, которая занесёт больше тачдаунов к концу игры. Правила. Владение мячом. Игра в защите.Набор очков. Пенальти. Замены. Снаряжение и Инвентарь. Учебная игра. ОФП 1. Е.С.Крючек, Аэробика, содержание и методика проведения оздоровительной занятий. М., 2003 2. Ильяшенко Н.Ф. Ритмическая гимнастика в системе физичесчкого воспитания в вузах. М., 2008 3. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания. -М.: Медицина, 2006.-с146-163 4. Габович Р.Д. Гигиена в Регби: Учеб. для студентов мед. училищ. -6-е изд. -М.: Медицина, 2005.-с 60- 5. Игнатьев А.Д., Кономкулов Т.А. Питание: Наука и практика. -М.: Владос, 2004.- 280 с. 6. Конышев В.А. Питание и регулирующие системы организма. -М.: Академия, 2005. - 112 7. Куценко Г.Н. Основы гигиены. - М.: Медицина, 2006. - 232 с 8. Минх А.А., Малышева И.Н. Основы общей и спортивной гигиены. -М.: Медицина, 2004.-с18- 9. Полиевский С.А. Физическое воспитание учащейся спортивной молодежи. - М.: Медицина, 2003. - С. 67-1     Практические    
b. II.Сила и скоростно-силовая направленность Атлетическая гимнастика. Кана́ дский футбо́ л Упражнения для мышц ног на различных тренажерах, упражнения для мышц спины, для мышц брюшного пресса, мышц рук. Упражнения с гантелями. Основные и специальные подготовительные комплексы упражнений с гантелями. Освоение и подбор индивудуальных комплексов силовых, оздоровительных программ. Обучение специальным беговым упражнениям –семенящий бег, многоскоки, бег с высоким подниманием бедра, бег с забрасыванием голени назад, бег на коротких отрезках, изучение техники низкого и высокого старта, обучение технике прыжков длину с места, прыжки с места с акцентом на силу отталкивания, прыжки с особым вниманием на приземление. Круговая тренировка: Метание теннисных мячей.. ОРУ на верхнее -плечевой пояс, имитация движения броска правой, левой рукой. Бросок набивного мяча. обучение технике броска набивного мяча, имитация движения броска на дальность, бросок мяча на дальность. Кана́ дский футбо́ л (англ. Canadian football, фр. football canadien) — командный вид спорта, возникший в Канаде. Сочетает сложные стратегии с интенсивной игрой. Цель игры — с овальным мячом в руках войти в зачётное поле соперника в конце площадки. Мяч можно проносить в руках (бег) или бросать игроку своей команды (передача). Очки зарабатываются различными способами, например при пересечении с мячом линии ворот, броске мяча другому игроку, находящемуся за линией ворот, блокировке ног противника с мячом в его зачётном поле или при забивании мяча ногой между штангами неприятельских ворот. Победившей считается команда, получившая большее число очков к концу игры. Футбол это страстное противоборство двух команд, в котором проявляются скорость, сила, ловкость, быстрота реакции 1. Все о футболе: Справочник / Cост. А. Соскин. М 1972. 2. Пирогов Б. А. Футбол: Хроника, события, факты. М 1995. 3. Лебедев И. В. Футбол. 2. Еврокубки 1955/56-1995/96: История и статистика всех турниров. Одесса, 1996. 4." Футбол: полная иллюстрированная энциклопедия мирового футбола". 3. Бельский И.В. Системы эффективности тренировки. Армрестлинг. Бодибилдинг. Бенчпресс. Пауэрлифтинг. - Минск: «ООО Вида - Н». - 2002. - 356 с. 4. Вейдер Д., Строительство тела по системе Джо-Вейдера.- М. Практические    
c. III. Координационные способности. Спортивные игры. Бадминтон. Гандбол. Проведение спортивных игр способствует совершенствованию профессиональной двигательной подготовленности, укреплению здоровья, в том числе развитию координационных способностей, ориентации в пространстве, скорости реакции; дифференцировке пространственных временных и силовых параметров движения, формированию двигательной активности, силовой и скоростной выносливости; совершенствованию взрывной силы; развитию таких личностных качеств, как восприятие, внимание, память, воображение, согласованность групповых взаимодействий, быстрое принятие решений; воспитанию волевых качеств, инициативности и самостоятельности. Обучение двигательным действиям бадминтона, ознакомление с игровыми стойками, способами хвата ракетки, имитация ударов на месте, передвижением по площадке, жонглирование воланов на месте, с передвижением по площадке. Игра по упрощенным правилам.. Цель игры — забросить как можно больше мячей в ворота (3 м × 2 м) противника. Бельский И.В. Системы эффективности тренировки. Армрестлинг. Бодибилдинг. Бенчпресс. Пауэрлифтинг. - Минск: «ООО Вида - Н». - 2002. - 356 с. 2.Вейдер Д., Строительство тела по системе Джо-Вейдера.- М. Практические    
d. Игровые виды: Корфбол- Баскетбол. Упражнения на развитие силы, общей выносливости. Обучение видам передач: и ловле мяча. Упражнения на развитие силы с противодействием партнера. Упражнения на развитие специальной выносливости. Обучение ведению мяча. Эстафеты и упражнения в парах на скоростно- силовые качества, общую выносливость. Обучение бегу боком, снижает вперед приставными ногами. Совершенствование ведению мяча. Эстафеты и упражнения в парах на быстроту реакции. Классификация техники игры в нападении. Перемещения. Техника владения мячом (передачи). Техника владения мячом (ловле). Техника владения мячом, отвлекающие движения (финты) без мяча. Совершенствование штрафных бросков и бросков из-под кольца. Совершенствование ловли передаче мяча двумя и одной руками. Обучение броскам двумя руками от груди. Баскетбол технические действия в защите нападения.учебная игра. Ловля и передача мяча, ведение, броски мяча в корзину (с места, в движении, прыжком), вырывание и выбивание (приемы овладения мячом), прием техники защиты - перехват, приемы, применяемые против броска, накрывание, тактика нападения, тактика защиты. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам. Корфбол- командная игра. Команды делятся также на атаку и защиту (по два игрока мужского пола и женского). Цель игры — забрасывать мяч в корзину. Корзина располагается на шесте на высоте 3, 5 м, имеет высоту 25 см и диаметр приблизительно 40 см (39-41). Учебно-тренировочная игра. ОФП Задачи: «Баскетбол» предполагает приобрести: - знания, умения по баскетболу, и иметь навыки к самостоятельной работе; - изучение основ техники и тактики игры в баскетбол; - изучение техники и тактики игры в баскетбол; - знать требования к спортивным сооружениям, судейству и правилам соревнованиям. Обучение технике игры. Техника нападения. Стойка баскетболист. Ловля мяча двумя руками. Передача мяча двумя руками. Бросок мяча с места. Ведение мяча. Техника защиты. Стойка защитника. Передвижение в защитной стойке. Вырывание, выбивание, перехват мяча. Накрывание мяча спереди при броске в корзину. Обучение тактике игры. Тактика нападения. Индивидуальные действия. Групповые действия. Командные действия. Учебно-тренировочная игра. ОФП 1. Г. Пинхолстер. Энцеклопедия баскетбольных упр-й. М., ФиС, 1981 2. Е.Р. Яхонтов, Л. С. Кит Индиведуальные уаражнения баскетболиста 3. М., ФиС, 1981. 4. К. В. Суетнов. Методические указания к практическим занятиям по баскетболу. Алматы 1986. Практические    
  Волейбол. Ка́ бадди.   Волейбол. Развивать ловкость, гибкость, меткость. Исходное положение (стойки), перемещения, передача, подача, нападающий удар, прием мяча снизу двумя руками, прием мяча одной рукой с последующим нападением и перекатом в сторону, на бедро и спину, прием мяча одной рукой в падении вперед и последующим скольжением на груди-животе, блокирование, тактика нападения, тактика защиты. Правила игры. Техника безопасности игры. Передвижения в средней и высокой стойках вперед, в стороны, назад, подача мяча снизу и прямая сверху, прием и передача мяча двумя руками снизу, нападающий удар. Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам. Ка́ бадди — популярная командная игра.включающая в себя элементы борьбы и пятнашек. 1.Беляев А.В. Волейбол: Учебник. – Москва: 2002 2.Кумянский В.А. Волейбол: О судьях и судействе. – Москва: 2002 Джаркешев З.А., 3. Ивойлов А.В. Волейбол. - Минск: Высшая школа, 1974 Ильющенко К.В. Обучение и тренировка в волейболе. -Организация и судейство соревнований по лёгкой атлетике /сост. В.И. Лахов. – М: Физкультура и спорт, 1989 атлетике: Учеб.пособие /И.В. Лазарев, В.С. Кузнецов, Г.А. Орлов. – М.: «Академия», 1999. Практические    
  Итого       24 часа  
Поездки студентов (экскурсии) по дисциплине Физическая культура
Тема/ предмет каждого блочного часа Описание содержания Требуемая литература (по лекции/семинару) и дополнительные электронные источники Форма занятия Кол-во часов Неделя
  Легкая атлетика   Посещение лыжнороллерной трассы (президентское многоборье) Городской парк культуры и отдыха Экскурсия   Октябрь
  Волейбол Экскурсия - Республиканский Велотрек «Сары-Арка» На открытый турнир Экскурсия   Ноябрь
  Баскетбол Экскурсия Дворец спорта «Казахстан»   На открытый турнир Адрес: ул. Кажымукан, 9   Экскурсия   Декабрь
  Настольный тенист Экскурсия - Национальный Теннисный Центр   На открытый турнир Адрес: просп. Кабанбай Батыра, 6/1 Экскурсия   Март
  Борьба Дзю-до СК «Алатау» Международный турнир Жандосова по Дзю-до Экскурсия   Апрель
  Силовые виды спорта СК «ДАУЛЕТ» Международный турнир по кикбоксингу в честь заслуженного тренера Казахстана МСМК Я.Калинин Экскурсия   Май
  Итого       6 час  
  Всего       30 ч.  
СРС по дисциплине «Физическая культура»
Тема/ предмет каждого блочного часа Описание содержания   Требуемая литература Форма занятия Кол-во часов Неделя
1. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья   1. Что такое здоровье. 2. Факторы, определяющие здоровый образ жизни. 3. Активная мышечная деятельность. 4. Гигиенические основы здорового образа жизни.   1. Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В. А. Головина, В. А. Маслякова, 2. А. В. Коробкова и др. – М.: Высш. школа, 1983, Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2001 Бароненко В.А. «Здоровье и физическая культура студента», М.: Альфа-М, 2003 Виноградов П.А. «Физическая культура и здоровый образ жизни» М., 1993 г. СРС    
2. Особенности занятий избранным видом спорта: Лёгкая атлетика. 1. История развития легкой атлетики. 2. Какое количество видов спорта по легкой атлетике входит в программу Олимпийских игр? 3. Краткая характеристика основных физических качеств человека. 4. Краткая характеристика особенностей вида спорта легкой атлетики по разделам: (ходьба, бег, прыжки, метания и многоборье) и их классификация. 1. Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицин, Физическая культура. 2001 г. 2. А.Ф. Синяков Самоконтроль физкультурника 3. Платонов К.К. «Проблема способностей» – М., Наука, 1972   СРС    
3. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности студентов   1. Что такое утомление, переутомление, усталость? 2. Что составляет основу работоспособности студента? 3. Основные причины изменения состояния студентов в учебном году и факторы, ее определяющие. 4. Что влияет на повышение работоспособности студента в учебном процессе? 1. Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицин Физическая культура. 2001 г. 2. А.Ф. Синяков Самоконтроль физкультурника 3. Платонов К.К. «Проблема способностей» – М., Наука, 1972 г. 4. Легкая атлетика: учеб.для ин-тов физ. культ. / под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 671 с. (61) СРС    
4. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания 1. Методические принципы физического воспитания. 2. Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. 3. Специальная физическая подготовка. 4. Методы спортивной тренировки. 5. Методы развития выносливости. 6. Методы развития силы. 1. Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицин Физическая культура. 2001 г. 2. А.Ф. Синяков Самоконтроль физкультурника 3. Платонов К.К. «Проблема способностей» – М., Наука, 1972 г. СРС    
5. Социально-биологические основы физической культуры   1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система 2. Функциональные системы организма 3. Внешняя среда и её воздействие на организм и жизнедеятельность человека 4. Функциональная активность человека 5. Организм как биологическая система. 6. Двигательная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности. 7. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности. 8. Функциональные показатели тренированности организма в покое и при выполнении предельно напряжённой работы. 1. Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицин Физическая культура. 2001 г. 2. А.Ф. Синяков Самоконтроль физкультурника 3. Платонов К.К. «Проблема способностей» – М., Наука, 1972 г. 4. Легкая атлетика: учеб.для ин-тов физ. культ. / под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 671 с. (61) СРС    
6. Индивидуальный выбор видов спорта или системы физических упражнений   Общая характеристика спорта. 1. Единая спортивная классификация. 2. Спорт в высшем учебном заведении. 3. Студенческие спортивные соревнования 4. Нетрадиционные системы физических упражнений. 5. Индивидуальный выбор видов спорта.   1. Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицин Физическая культура. 2001 г. 2. А.Ф. Синяков Самоконтроль физкультурника 3. Платонов К.К. «Проблема способностей» – М., Наука, 1972 г. СРС    
7. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов   1. Физическая культура – часть общечеловеческой культуры. 2. Компоненты физической культуры. 3. Краткая история физической культуры. 4. Возрастание роли физической культуры в современном обществе. 5. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении. 6. Правовые и организационные основы физического воспитания студентов. 7. Особенности организации физического воспитания студентов УГНТУ. 1. Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицин Физическая культура. 2001 г. 2. А.Ф. Синяков Самоконтроль физкультурника Платонов К.К. «Проблема способностей» – М., Наука, 1972 г. СРС    
8. Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания 1. Принципы методики физического воспитания. 2. Средства и методы физического воспитания. 3. Воспитание физических средств. 4. Общая физическая подготовка. 5. Специальная физическая подготовка. 6.Формы занятий физическими упражнениями 1. Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В. А. Головина, В. А. Маслякова, 2. А. В. Коробкова и др. – М.: Высш. школа, 1983, Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2001   СРС    
9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом 1. Диагностика и самодиагностика организма при занятиях физическими упражнениями и спортом. 2..Врачебный контроль, его содержание и периодичность 3.Методы стандартов, антропометрических индексов для оценки физического развития. 4. Оценка функционального состояния систем организма 1. Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В. А. Головина, В. А. Маслякова, 2. А. В. Коробкова и др. – М.: Высш. школа, 1983, Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2001 СРС    
10. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов 1. Общие положения профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). 3. Цель и задачи профессионально-прикладной физической подготовки. 4. ППФП в системе физического воспитания студентов. 5. Средства профессионально-прикладной физической подготовки студентов. 6. Организация, формы и система контроля ППФП студентов в вузе 1. Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В. А. Головина, В. А. Маслякова, 2. А. В. Коробкова и др. – М.: Высш. школа, 1983, Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2001   СРС    
  Итого       30 ч.  
                       

 

Контактные часы:

Физическая культура-30 часов

Задачи (цели)

Цель преподавания курса – Формирование здорового образа жизни, подготовка к высокой профессиональной творческой активности. Сохранение и укрепление здоровья студентов для реализации их способностей в процессе повседневной деятельности.

 

Задачи изучения дисциплины – Дать научно-обоснованные знания об использовании физической культуры и спорта в развитии жизненно важных физических качеств и их совершенствовании, сформировать мотивационно-ценностное отношение к физической культуре и потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и спортом. Обеспечить приобретение разносторонних умений и навыков, по развитию основных физических качеств.

Форма контроля: аттестация (сдача контрольных нормативом)

 

Программа по физическому воспитанию студентов содержит разделы:

практический, контрольный.

Практический раздел. Учебный материал данного раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, на формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта.

Методико-практические занятия предусматривают освоение студентами основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта. Деятельность студентов на этих занятиях направлена на творческое овладение методами, обеспечивающими достижение практических результатов.

Учебно-тренировочные занятия направлены на приобретение опыта творческой практической деятельности, достижение высоких результатов в избранном виде спорта. Развитие самодеятельности в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности.

Средствами практического раздела, направленными на обеспечение необходимой двигательной активности студентов, достижение и поддержание оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения в вузе, являются отдельные виды легкой атлетики (в основном беговые и прыжковые), плавание, спортивные игры, лыжные гонки, туризм, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки и силовой направленности.

Практический раздел предусматривает как обучение занимающихся новым двигательным действиям, так и воспитание физических качеств.

Контрольный раздел. Материал раздела направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Контрольные занятия обеспечи­вают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения практических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента. В качестве критериев результативности учебно-тренирово­чных занятий выступают зачетные требования и практические нормативы, изложенные в примерной учебной программе для высших учебных заведений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.