Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность и право.






«Право внутренне связано с моралью. Пресекая наиболее опасные формы зла, право одновременно стоит на страже добровольно выбираемого добра. Оно выстраивает нормативный заслон не только против общепризнанных преступлений, но и против попыток принудительного совершенствования людей. В общественном сознании по сей день сталкиваются два понимания права: традиционное и строго юридическое. Можно сказать, что, заслышав слово «право», приверженец первого понимания вспоминает о существовании уголовного кодекса. У приверженца второго слово «право» ассоциируется с Декларацией прав человека и гражданина. Приверженцы первого понимания полноценное воплощение права видели в едином «уложении о наказаниях». Считалось, что оно тем полнее отвечает понятию справедливости, чем больше проникнуто духом «суровости, неизменности». Предполагалось, что государственные постановления и предписания в принципе охватывают всю гражданскую жизнь, а потому любая новая инициатива, любая частная или корпоративная свобода должна специально санкционироваться в качестве привилегии. Указно-инструктивное ограничение произвола именовалось правом вообще, а гарантии свободы – «особыми правами», или «пожалованными вольностями». Просветительская философия права упорно настаивает на том, что в разумно устроенном обществе любым государственным запретам, требованиям и советам должно предшествовать первоначальное признание-дозволение. Суть его в том, что каждый член общества принимается за интеллектуально совершеннолетнее существо, которое не нуждается в чужой подсказке для определения того, что для него желательно, выгодно, ценно. Государство обязано категорически запретить кому бы то ни было (в том числе и себе самому) обращаться с человеком как с ребёнком… Но отсюда следует, что людям должно быть категорически разрешено думать так, как они думают, открыть выражать всё, что они думают, свободно распоряжаться своими силами и имуществом».(Э.Ю. Соловьёв).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. В чём, по мнению автора, выражается внутренняя связь морали и права? Приведите два положения, опираясь на текст.

2. Перечислите названные автором три элемента «первоначального признания-дозволения».

3. Автор пишет о двух пониманиях права. Назовите их и укажите по одной характеристике каждого.

4. Автор утверждает, что право выстраивает «нормативный заслон» против попыток «принудительного совершенствования людей». В каких положениях Конституции РФ этот «нормативный заслон» нашёл отражение? Приведите любые три положения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.