Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биографический справочник






 

БЕРГЕР (Berger) ПИТЕР ЛЮДВИГ (р. 1929 г.) – американский социолог, ведущий представитель феноменологической социологии знания. Возглавлял Институт экономической культуры Бостонского университета. Основные сочинения: «Шум торжественных ассамблей» (1961), «Двусмысленное видение» (1961), «Введение в социологию» (1963), «Социальное конструирование реальности» (1966. совместно с Лукманом), «Священная завеса» (1967), «Слухи об ангелах» (1969), «Бездомное сознание» (1973), «Пирамиды жертв» (1975), «Лицом к современности» (1977), «Капиталистическая революция» (1986), «В поисках Восточно-Азиатской модели развития» (1988) и др.

Творчество П.Бергера посвящено разработке проблем феноменологической социологии знания, социологии религии, теории модернизации. Теоретическая концепция П.Бергера синтезирует социологические традиции, идущие от М. Вебера и Э. Дюркгейма, феноменологически ориентированную социологию А. Шюца и символический интеракционизм Дж. Г. Мида.

БУРДЬЕ (Bourdieu) ПЬЕР (1930-2002 гг.) – французский социолог, представитель поструктурализма. Основатель и издатель (с 1975 г.) журнала «Ученые труды в социальных науках», заведующий кафедрой социологии Коллеж де Франс (с 1981 г.), профессор Высшей школы социальных наук, глава издательства «Liber – Raison d'agir». Учился на отделении философии Эколь Нормаль у Л. Альтюссера, Г. Башляра и М. Фуко. С 1955 по 1958 гг. преподавал философию в лицее г. Мулен, затем уехал в Алжир, где продолжил преподавание и начал работать как социолог. Преподавал в университете Лиля, затем в Париже. С 1964 г. – директор-исследователь Высшей школы практических исследований. В 1975 г. возглавил Центр Европейской социологии. Автор 35 книг и нескольких сотен статей, П.Бурдье исследовал социальное воспроизводство, систему образования, государство, власть и политику, литературу, масс-медиа, социальные науки.

Основные работы:

Опубликованные на русском языке: «Начала» («Choses dites») (M.: Socio-Logos, 1994); «Практический смысл» (М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2001); «Рынок символической продукции» // Вопросы социологии. 1993. № 1/2; «Социология политики» (М.: Socio-Logos, 1993).

А также: «Любовь к искусству. Европейские художественные музеи и их публика» (1966 и 1969); «Срединное искусство, Очерк о социальном использовании фотографии» (1965, совм. с L. Boltanski, R. Castel, J.-C. Chamboredon); «Различие. Социальная критика суждения» (1979); «Интеллектуальное поле и творческий проект» (1966); «Научное поле» (1976); «Студенты и их учеба» (1964, совм. с J.-C. Passeron, M. Eliard); «Наследники. Студенты и культура» (1964, совм. с J.-C. Passeron); «Паскалев-ские размышления» (1997); «Нищета мира» (1993, в соавт.); «Практический разум. О теории действия» (1994); «Правила искусства. Происхождение и структура литературного поля» (1992); «Ответы. К рефлексивной антропологии» (1992); «Вопросы социологии» (1980); «Ответы экономистам» (1984) и др.

Концепция П.Бурдье представляет собой попытку синтеза структурализма и феноменологии – «генетический структурализм».

Теоретической основой социологии П.Бурдье является концепция «двойного структурирования». Ее суть заключается в том, что социальная действительность структурирована, во-первых, со стороны (существующих объективно, т.е. независимо от сознания и воли агентов) социальных отношений, объективированных в распределениях разнообразных ресурсов (капиталов) как материального, так и нематериального характера, и, во-вторых, со стороны представлений людей о данных отношениях, о социальных структурах и об окружающем мире в целом, оказывающих обратное воздействие на первичное структурирование.

ВЕБЕР (Weber) МАКС (Карл Эмиль Максимилиан) (1864-1920 гг.) – немецкий социолог, философ и историк конца ХIХ – начала ХХ в. Приват-доцент, экстраординарный профессор в Берлине (с 1892 г.), профессор национальной экономии во Фрейбурге (с 1894 г.) и Гейдельберге (с 1896 г.). Почетный профессор Гейдельбергского университета (1903 г.). Издатель (совместно с Э. Яффе и В.Зомбартом) «Архива социальных наук и социальной политики» (с 1904 г.). Основатель (1909 г.) Немецкого социологического общества. Профессор национальной экономии в Вене (с 1918 г.) и Мюнхене (с 1919 г.). Основные сочинения: «К истории торговых обществ в средние века» (1889), «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права» (1891), «Национальное государство и народно-хозяйственная политика» (1895), «Объективность социально-научного и социально-политического познания» (1904), «Рошер и Книс и логические проблемы исторической политэкономии. Серия статей» (1903-1905), «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905), «Критические исследования в области логики наук о культуре» (1906), «К положению буржуазной демократии в России» (1906), «О категориях понимающей социологии» (1913), «Хозяйственная этика мировых религий» (1916-1919), «Политика как профессия» (1919), «Наука как профессия» (1920), «Хозяйство и общество» (1921) и др.

Умер Вебер, не успев осуществить всего, что задумал. Уже посмертно были изданы его фундаментальная работа «Хозяйство и общество» (1921 г.), где подводились итоги его социологических исследований, а также сборники статей по методологии и логике культурно-исторического и социологического исследования, по социологии религии, политики, социологии музыки и др.

ГИДДЕНС (Giddens) ЭНТОНИ (p. 1938 г.) – один из основных представителей социологической теоретической мысли современной Англии. В 1956-1959 гг. учился в университете Халла (Hull) на отделении социологии и психологии. Затем с 1959 по 1961 гг. посещал Лондонскую школу экономики по специальности «Социология», закончив ее с отличием. А уже после этого в 1976 г. в Кембридже получил степень доктора философских наук. На протяжении своей жизни Э. Гидденс занимал различные посты, часто меняя места работы, что является необходимым условием для продвижения карьеры на Западе. Э. Гидденс имеет семь ученых степеней, которые он получил в самых известных и престижных учебных заведениях Европы и Америки. На данный момент Э. Гидденс является директором Лондонской школы экономики и политических наук (LSE). До прихода в эту школу в 1997 г. Э. Гидденс был профессором социологии и членом королевского колледжа Кембриджа.

На 2002 г. у Э.Гидденс опубликовано более 200 статей и очерков и 34 книги (книги изданы на 22 языках). Э.Гидденс зарекомендовал себя в качестве самого читаемого и часто цитируемого теоретика нашего времени. Сегодня он является редактором журнала «Теория и общество» и директором отдела политической прессы.

Творчество Э.Гидденса, охватывающее большое количество работ, написанных в течение последних 25 лет, разделяется на два периода. Можно говорить о том, что существует ранний Гидденс – автор теории структурации, пытавшийся исправить недостатки функционализма и структурализма, с одной стороны, и понимающей социологии и герменевтики, с другой. На развитие его идей большое влияние оказали работы основных классиков теоретической социологии – М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса и др. Сегодня же существует «поздний» Э. Гидденс, который пишет о пространственно-временной дистанцированности, глобализации в современном мире и о возможности нового третьего пути развития государств, дополняющего два существующих на сегодняшний день – капитализм и социализм.

ГИДДИНГС (Giddings) ФРАНКЛИН ГЕНРИ (1855-1931 гг.) –американский социолог, первый полный профессор социологии в США (в Колумбийском университете), президент Американского социологического общества (1908), основатель первой в США кафедры социологии в Колумбийском университете (1894).

Ф.Гиддингс, подобно Уорду, ориентировался на создание всеохватывающей социологической системы, исходя из психологических оснований.

Характеризуя социологию как «конкретную, описательную, историческую, объяснительную» науку, Ф.Гиддингс отмечал, что в отличие от психологии, изучающей проявления индивидуального разума, социология касается более сложных и специализированных явлениий разума, наблюдаемых в ассоциации индивидов друг с другом.

По мысли Ф.Гиддингса, социология – это наука, изучающая психические явления в их более высокой сложности и противодействии, в силу чего в социологии необходимо развивать «конструктивный» метод психологического синтеза на основе тщательного изучения психических вероятностей «великого мира человеческой борьбы».

ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) ЭМИЛЬ (1858-1917 гг.) – французский социолог и философ, родоначальник французской социологической школы, первый в мире профессор социологии, основатель и издатель журнала «Социологический ежегодник» (1896-1913). Преподавал в университетах Бордо и Парижа, осуществил институциализацию социологии во Франции. Основные сочинения: «Элементы социологии» (1889), «О разделении общественного труда» (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912), «Социология и философия» (1924) и др. Продолжая традиции О. Конта, Д. испытал также влияние Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И.Канта, Спенсера.

Соглашаясь с Контом о месте социологии в системе наук, доказывая возможность появления социологии только в ХIХ в., когда люди осознали, что необходимо стремиться самим управлять социальной жизнью, Э.Дюркгейм отстаивал специфичность объекта социологии – социальной реальности, ее несводимость к биопсихической природе индивидов, определил предмет социологии как социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему «принудительной силой». Э.Дюркгейм, являясь главным теоретиком позитивистски ориентированной социологии, разработал теории «социального факта», «социального познания», «социальной сплоченности», «функционального анализа», «разделения труда», «самоубийства», «социологии религии» и др. Проблема социального факта прошла красной нитью через все его работы, являясь цементирующим звеном всего круга его идей.

ЗИММЕЛЬ (Simmel) ГЕОРГ (1858-1918 гг.) – немецкий социолог и философ, культуролог. Основоположник формальной школы в социологии, представитель поздней философии жизни. Окончил философский факультет Берлинского университета. С 1901 г. – экстраординарный профессор Берлинского, лишь с 1914 г. – профессор Страсбургского университетов (в 1908 г. М. Вебер предлагал Г. 3иммелю должность профессора в Гейдельберге, но министерство было против; в 1915 г. Риккерт пытался пригласить его в Гейдельберг, но вновь тщетно). В разные периоды жизни Г. 3иммель испытал влияние идей Э. Кассирера и А. Бергсона. В круг его общения входили также Э. Трельч, С. Георге, П. Эрнст, P.M. Рильке и мн. другие. У него учились Блох и Лукач, его влияние испытали Визе, А. Фиркард, Плеснер. А. Смолл и Р. Парк много сделали для распространения его идей в Америке, а Хоманс и Козер видели в нем своего предтечу. При жизни получили известность прежде всего его социологические идеи, но вскоре и они во многом были забыты.

Осознание значимости Г.3иммеля как философа произошло значительно позже, чему способствовало (кроме всего прочего) и его самоопределение как социолога. В последнее время наблюдается ренессанс его и социологических, и культурологических идей. Г.3иммель перестает восприниматься «забытым» социологом (философом): наследие Г.3иммель обширно, но сложно поддается тематизации и дисциплинарной рубрикации, что во многом связано и со спецификой его эссеистического стиля письма. Автор многочисленных работ (30 книг, 25 из которых было опубликовано при жизни): «Социальная дифференциация» (1890); «Введение в моральную науку» (1892-1893); «Философия денег» (1900); «Кант» (1904); «Социология» (1908); «Основные проблемы философии» (1910); «Философская культура» (1911); «Рембрант» (1916); «Созерцание жизни» (1918) и др.

KOHT (Comte) ОГЮСТ (до 1818 имя Конта – Исидор) (1798-1857 гг.) – французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, преподаватель Парижского политехникума, основатель школы позитивизма, социальный реформатор, оставивший большое литературное наследие, в т.ч. шеститомный «Курс позитивной философии» (1830-1842). В 1816-1824 – секретарь Сен-Симона. По мысли О.Конта, позитивизм есть средняя линия между эмпиризмом (материализмом) и мистицизмом (идеализмом); в этом контексте ни философия, ни наука не имеют права на постановку вопроса о причине явлений либо о сущности вещей. Рассуждать можно лишь на тему, както или иное явление происходит.

ЛЕНСКИ ( Lenski) ГЕРХАРД (Gerhard) (р. 1924 г.) – американский социолог, профессор социологии. Первая его статья была опубликована в журнале «Американское социологическое обозрение» в 1954 г. Высказанные автором идеи способствовали возникновению нового дисциплинарного направления, которое получило название «концепция статусной неконсистентности», или «концепция статусных рассогласований». Затем вышли в свет «Социальное участие и статусная кристаллизация» (1956), «Статусная неконсистентность и голосование: четыре национальных проверки» (1967) и некоторые другие работы. Ситуация статусной неконсистентности фрагментарно прослеживается (но не проблематизируется) в работах М. Вебера и П. Сорокина. В теории статусных рассогласований Ленски это понятие получило концептуальное и операциональное определения, что является существенным вкладом в методологию исследования социального неравенства.

ЛУКМАН (Luckmann) ТОМАС (p. 1927 г.) – немецкий социолог, ученик и последователь А. Шюца (см.), ведущий представитель феноменологически ориентированной социологии, профессор социологии университета в Констанце (ФРГ). Основные сочинения: «Проблема религии в современном обществе» (1963); «Социальное конструирование реальности» (совместно с Бергером, 1966); «Невидимая религия» (1967); «Структуры жизненного мира» (совместный проект с Шюцем, опубликовано после смерти последнего в 1973) и др.

ЛУМАН (Luhman) НИКЛАС (1927-1998 гг.) – немецкий социолог. В 1946-1949 гг. изучал юриспруденцию во Фрайбургском университете, затем до 1962 г. работал в земельных органах государственной власти. В 1960-1961 гг., взяв отпуск, учился в Гарвардском университете у Т. Парсонса), а возвратившись в Германию, изучал теорию управления. В 1965 г. приступил к научной работе и уже в 1966 г. защитил две диссертации по социологии и перешел на работу в Мюнстерский университет, а в 1968 г. получил профессуру в Билефельдском университете, где и преподавал до выхода на пенсию в 1993 г.

Н. Луман написал 40 книг и 250 статей по теории социального познания и системной теории общества, которые переведены на многие языки мира. В последние годы интенсивно работал над обобщающими произведениями, поддерживал активные научные контакты.

Основные произведения: сборники статей под общим названием «Социологическое Просвещение» – 6 выпусков; «Социальные системы» (1984); «Общество общества» (1997).

Примыкает к функциональному подходу в социологии. Концептуальными истоками творчества Н.Лумана явились общая теория систем, феноменология Э. Гуссерля, философская антропология Гелена, структурный функционализм Парсонса.

МАРКС (Marx) КАРЛ (1818-1883 гг.) – немецкий социолог, философ, экономист. Основатель одного из крупнейших теоретических направлений в гуманитарных науках и в экономической науке - марксизма. Изучал право, философию, историю, историю искусств в Бонне и Берлине (1835-1841). Докторская степень философского факультета Йенского университета (1841). Основные сочинения: «К критике гегелевской философии права. Введение» (1843); «К еврейскому вопросу» (1843); «Экономическо-философские рукописи» (условное название необработанных черновиков молодого К. Маркса, написанных в 1844 гг., опубликованы в 1962 г. одновременно Д. Розановым и на немецком языке под названием «Исторический материализм» С. Ландшутом и И. Майером); «Святое семейство» (1844-1845); «Немецкая идеология» (1845-1846); «Нищета философии: реплика на книгу Прудона «Философия нищеты» (1847); «Манифест коммунистической партии» (совместно с Энгельсом, 1848); «Классовая борьба во Франции» (1850); «Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта» (1852); «К критике политической экономии. Предисловие» (1859); «Господин Фогт» (1860); «Капитал» (тт. 1-3: 1 том опубликован в 1867, 2-й – в 1885, 3-й – в 1894); «Гражданская война во Франции» (1871); «Критика Готской программы» (1875) и др. (В 1905-1910 Каутский отредактировал и издал под названием «Теории прибавочной стоимости» 4-томные заметки и черновые наброски К.Марска – видимо, предполагавшийся им 4 том «Капитала»).

МОСКА (Mosca) ГАЭТАНО (Gaetano) (1858-1941 гг.) – итальянский политолог и политический деятель, считающийся наряду с Парето и Михельсом создателем теории элит. В представлении Г.Моски, общество всегда состояло из двух «классов»: правящих и управляемых. Подобно Парето, у которого он непрестанно оспаривал приоритет в формулировке теории элит, Г.Моска оценивал многие из оправдании (политических формул) правления просто как видимость подкрепления модернизации и сохранения политической власти. Он подтвердил существование различия между политическими системами, которые руководствовались «либеральными» принципами (то есть избираемостью руководства), и «деспотичными». Последний вид устройства, включая средства вербовки новых членов политической элиты, не предполагало «правление народа» или «правление большинства», хотя классы могли быть представлены в правительстве. Не могло быть и речи о правлении всего класса – тем более о «бесклассовом обществе» – о котором утверждал Маркс. Наиболее известный труд Г.Моски – «Element di scienza politico» (1896) – неоднократно пересматривавшийся в последующих изданиях, был переведен на английский язык под названием «Правящий класс» в 1939 г. Ошибочно видеть в авторе защитника автократии. Скорее он отдает предпочтение специфическим формам представительной демократии. Его идеи предшествуют влиятельной современной теории демократического элитизма, превозносящей представительные элиты и принижающей то, что Г.Моска определял «нереалистичны ми ожиданиями», связанными с концепциями партисипационной демократии и марксизма.

ПАРСОНС (Parsons) ТОЛКОТТ (1902-1979 гг.) – американкий социолог. Основатель школы структурного функционализма в социологии – линия функционального императивизма отличие от линии функционального структурализма Мертона по определению Дж. Тернера. На протяжении более чем 30 лет после Второй мировой войны являлся одним из основных теоретиков социальной мысли по крайней мере в англоговорящем мире. Образование: Амхерстский колледж (степень бакалавра, с отличием); Лондонская школа экономики (магистратура); Гейдельбергский университет (докторантура). С 1927 г. – преподаватель социологии в Гарвардском университете. В 1949 г. был избран президентом Американской социологической ассоциации. Являлся членом и президентом Американской академии искусств и наук.

Для Т.Парсонса основной научно-исследовательской задачей было построение общей, системной, основанной на обобщении накопленного эмпирического и теоретического опыта, социологической теории. Для построения собственной концепции Т.Парсонс широко использует работы своих предшественников: Дюркгейма, в частности, его идею «органической солидарности» и метод анализа стабильности социальной системы, состоящей из функционально-дифференцированных ролей; М. Вебера, – обоснование необходимости изучения социальных организаций и институтов через обобщенную схему – «рациональность социальной системы»; а также труды Парето (в ин­терпретации Л.Дж. Хендерсона). Кроме того, Т.Парсонс придает большое значение положениям, разработанным в рамках антропологического и психологического направлений со­циальной мысли (Г. Спенсер, Фрейд).

ПИАЖЕ (Piaget) ЖАН (1896-1980 гг.) – швейцарский уче­ный один из ведущих психологов ХХ в. Профессор универси­тетов Невшателя (1923-1929 гг.), Женевы (с 1929 г.), Лозанны (1937-1954 гг.). Основатель Международного центра генетиче­ской эпистемологии (1955), создателем которой он является. Основные сочинения: «Речь и мышление ребенка» (1923); «Психология интеллекта» (1946); «Введение в генетическую эпистемологию» (т. 1-3, 1949-1950); «Механизмы восприятия» (1961); «Генетическая эпистемология» (1970); «Генезис эле­ментарных логических структур» (1972, совместно с Б. Имельдер) и др.

СОРОКИН ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1889-1968 гг.) – русский и американский социолог. Представитель позитивистской ориентации в русской социологии. Сам себя П.Сорокин считал представителем эмпирического неопозитивизма или критического реализма. В детстве П.Сорокин рано оказался сиротой и бродяжничал. В 1902 г. поступил, а в 1904 г. с отличием окончил Гамскую двухклассную школу, затем поступил в Хреновскую церковно-учительскую школу. В 1906 г. – арестован за революционную деятельность, заключен в тюрьму в Кинешме, где много читал (Лавров, Михайловский, Маркс, Ленин, Плеханов, Дарвин, Спенсер, Конт и др.). После освобождения решил продолжить образование. В 1909 г. П.Сорокин поступает в столичный Психоневрологический институт, где была открыта кафедра социологии Е.В. Де-Роберти) и Ковалевским. Через год П.Сорокин переводится на юридический факультет университета, где проходит обучение под началом Петражицкого. Главным достижением этого периода творчества П.Сорокин становится его монографическая работа «Преступление и кара, подвиг и награда» (1914), которая представляет собой обстоятельный обзор современных криминологических теорий. В 1917 г. П.Сорокин получил звание приват-доцента Петербургского университета. Был активен в области популяризаторства, пытался донести до читателя мысли Дюркгейма, идеи которого пронизывают почти все его работы. Февральская революция застала П.Сорокина «посреди дел». Отложив работу, он опять занялся политикой, принимал активное участие в работе Госдумы, Временного правительства, редактировал эсеровские газеты. За это время им была написана целая серия социально-политических памфлетов. В 1918 г. опять арестован, но уже новым, большевистским правительством. В 1920 г. П.Сорокин избирается руководителем кафедры социологии при факультете обще ствознания Петроградского университета. Предлагает конструирование новой дисциплины – «родиноведения», призванной синтезировать знания разных естественных и гуманитарных наук. Тогда же он пишет популярные учебники по праву и социологии, публикует работу в двух томах «Система социологии» (1920), которая стала венцом его творчества в России. В 1922 г. начались массовые аресты среди научной и творческой интеллигенции. В России оставаться было опасно и П.Сорокин вместе с женой эмигрируют за границу. Сначала П.Сорокин жил и работал в Праге, а потом переехал в Америку и прожил там весь остаток своей жизни.

Творчество П.Сорокина принято делить на два периода: русский и американский. Его основные работы: русского периода -»Преступление и кара, подвиг и награда» (1913); «Система социологии» (1920); американского – «Социология революции» (1925); «Социальная мобильность» (1927); «Современные социологические теории» (1928); «Систематическая антология сельской социологии» (1930-1932); «Социальная и культурная динамика» (1937-1941); «Общество, культура и личность» (1947) и мн. др.

СПЕНСЕР (Spencer) ГЕРБЕРТ (1820-1903 гг.) – британский философ и социолог. С. отличался необыкновенной эрудицией и работоспособностью. Оставленное им наследие огромно. Фундаментальный десятитомный труд, задуманный как энциклопедический синтез всех наук на принципах эволюционизма, был опубликован в 1862-1896 гг. Этот труд включал: «Основные начала» (1862), «Основания биологии» (1864-1867), «Основания психологии» (1870-1872), трехтомный труд «Основания социологии» (1876-1896), «Социология как предмет изучения» (1903), «Основания этики» (1879-1893).

Творчество Г.Спенсера с наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма, оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу той эпохи. Теоретические взгляды Спенсера формировались главным образом под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции. Так, в частности, Г.Спенсер высоко оценил «Происхождение видов» Ч. Дарвина. Большое влияние на Спенсера оказали также труды А. Смита и Т.Р. Мальтуса, английских утилитаристов, проповедовавших идеи радикального буржуазного либерализма и индивидуализма.

УОРД (Ward) ЛЕСТЕР (1841-1913 гг.) – американский социолог, один из основоположников психологической социологии, геолог и палеонтолог, сооснователь палеоботаники, первый президент (1906-1908) Американского социологического общества (ныне Американской социологической ассоциации), профессор. Предложил широкое понимание сферы психологии, в которую включал все, что не служит исключительно содействию жизненным функциям. Выдвинул положение об активном характере социальной эволюции и определяющем воздействии на нее различных психических сил, – в первую очередь, волевых импульсов. Стремился к созданию целостной психосоциологической системы социальной науки. Предпринял попытку генерализации общественной роли психических факторов, обеспечивающих прогресс цивилизации. Автор книг «Динамическая социоло­гия, или Прикладная социальная наука, основанная на стати­стической социологии и менее сложных науках» (1883), «Пси­хические факторы цивилизации» (1892), «Очерки социологии» (1898), «Чистая социология» (1903) и др.

УОРНЕР (Worner) УИЛЬЯМ ЛЛОЙД (1898-1970 гг.), американский антрополог и социолог. Социологическая, концепция Уорнера сложилась под влиянием Малиновского, Радклифф-Брауна и Дюркгейма. Работы Уорнера по изучению классовой структуры США основаны на описании и анализе субъективных мнений и убеждений опрашиваемых лиц относительно своего классового положения.

Уорнер изучал также проблемы взаимоотношений между различными этническими группами, особенно в Австралии и США, социальную структуру промышленных предприятий США, роль и влияние средств массовой коммуникации, факторы воспитания и образования, механизмы формирования религиозных убеждений и верований.

ЯДОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1929 г.) – ведущий российский социолог.

По окончании философского факультета Ленинградского университета был исключен из партии и работал сначала учителем логики и психологии, затем фрезеровщиком на заводе. В 1954 г. был восстановлен в КПСС и принят в аспирантуру ЛГУ, после XX съезда КПСС перешел на комсомольскую работу и был избран первым секретарем Василеостровского райкома ВЛКСМ Ленинграда. Под влиянием идей Макинтайра, Узнадзе, Ананьева, Мясищева Ядовым были развиты предпосылки теории диспозиционной регуляции социального поведения личности, которая впоследствии сыграла значительную роль в формировании тематической программы российской социологии.

В конце 1950-х гг. Ядов организовал лабораторию социологических исследований при ЛГУ, которая впервые в СССР стала изучать трудовую мотивацию. В 1963-1964 гг. прошел стажировку в Университете Манчестера и Лондонской школе экономики и политических наук, где изучал методику и технику социологических исследований. Под руководством Ядова в Ленинграде сложился коллектив высококвалифицированных специалистов, осуществивший исследовательский проект «Человек и его работа». На протяжении 1960 – 1970-х гг. возглавляемая Ядовым ленинградская социологическая школа провела фундаментальные исследования ценностных ориентации, в результате которых была разработана и получила широкое признание диспозиционная теория регуляции социального поведения личности, сыгравшая важную роль в обособлении социологической теории от доктрины истмата.

Принципиальное значение для институциализации социологической науки в СССР имела научно-педагогическая работа Ядова. В 1968 г. он опубликовал первое в СССР учебное пособие по методологии социологических исследований, которое неоднократно переиздавалось и в настоящее время является базовым учебником для вузов.

Ядов опубликовано более 270 научных работ по социологии труда, социологии науки, теории и истории социологии, многие из которых были переведены на иностранные языки. В 1988 гг. Ядов был избран директором Института социологии АН СССР. Занимая руководящие посты в Международной социологической ассоциации, Международном институте социологии, Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии, возглавляя Российское общество социологии, Институт социологии образования Российского центра гуманитарного образования, Ядов внес выдающийся вклад в институциализацию социологической науки в России, ее признание за рубежом и воспроизводство научных кадров. Им подготовлено свыше 50 докторов и кандидатов наук.

Основные сочинения: «Методология и процедуры социологических исследований» (1968); «Социологическое исследование: Методология, программа, методы» (1972); «Отношение к труду: концептуальная модель и реальные тенденции» (1983); «Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности» (1995); «Структура социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности» (1998) и др.

 

Список основных понятий по курсу «Социология»

АВТОРИТЕТ – тип власти, при котором люди с готовностью подчиняются руководителю, поскольку считают его легитимным.

Эта проблема введена в социологию М. Вебером, который различал три типа авторитета, обеспечивающихся различными способами:

  1. легально-рациональный авторитет основан на подчинении формальным правилам, носителем которых является руководитель, вере в их законность;
  2. традиционный авторитет основан на вере в святость традиций и восприятии тех, кто управляет, как носителей данной традиции (короли и королевы);
  3. харизматический авторитет основан на вере в экстраординарные качества лидера, на исключительной преданности лидеру и безусловном следовании его приказам и введенным им правилам.

Авторитет может искать себе опору в принуждении, вознаграждении и т.п.

АНОМИЯ (безнормность) – состояние общества, характеризующееся распадом норм, регулирующих социальные взаимодействия, индивидуальное поведение. Понятие введено в социологию Э. Дюркгеймом. По Дюркгейму, у человека отсутствуют какие-либо «естественные» ограничения потребностей и желаний. Ограничения носят социальный характер, т.е. устанавливаются обществом посредством социальных норм. Аномия возникает тогда, когда общество не в состоянии установить рамки социальных норм, когда в обществе имеется слабый консенсус относительно ценностей и целей, что ведет к утрате эффективности их воздействия на индивида. В дальнейшем понятие аномии было расширено американским социологом Р. Мертоном, который связал проблему аномии с несоответствием между определяемыми культурой целями и доступностью институциализированных средств их достижения. При ограниченности возможностей достижения широко распространенных и постоянно подчеркиваемых целей (в США – богатства) с помощью доступных средств индивид использует иные средства достижения цели, даже если эти средства незаконны. В рамках определенных социальных групп такие средства могут считаться нормальными. Мертон выделил пять возможных вариантов индивидуальной адаптации в обществе, где имеется разрыв между определенными культурными нормами и одобряемыми средствами их достижения, доступными отдельным индивидам или целым социальным группам:

- конформизм – подчиняющееся поведение, признающее и цели, и средства их достижения;

- инновация – использование социально осуждаемого средства достижения социально одобренных целей;

- ритуализм попытка продолжать использовать одобренные средства без ожидания успеха (обесценивание цели);

- ретритизм отказ и от одобряемых целей, и от одобряемых средств их достижения;

- восстание (бунт) – стремление изменить систему (т.е. отказ как от принятых целей, так и от средств их достижения и выдвижение новых).

В концепции Мертона аномия рассматривается не только как источник социальных проблем, но и как источник социальных изменений.

БЮРОКРАТИЯ – особый тип организации, особая система управления, основанная на подчинении человека не другому человеку, а безличной системе. В социологию в качестве особой категории бюрократия введена М. Вебером, который видел в ней специфическую форму организации, характерную для современного общества. Вебер связывает становление бюрократии с процессом рационализации и рассматривает ее как наиболее рациональную и эффективную форму достижения управленческих целей, основанную на легально-рациональном типе легитимности (господства). Рациональная бюрократия рассматривается Вебером как технически более совершенная и эффективная, чем все предшествующие формы администрации (патриархальная, патерналистская), поскольку она наиболее предсказуема, точна, беспристрастна и быстродействующа. Она пронизывает все основные учреждения капиталистического общества, начиная от государственного управления, экономики и кончая образованием и церковью. Современная социология отмечает ограниченность и неэффективность бюрократии, недостаточную гибкость, связанную именно с ее основным достоинством – предсказуемостью и стандартностью действия.

ВЛАСТЬ – (как властное могущество вообще) (от англ. power; от лат. potere – быть в состоянии, мочь, иметь возможность) - это социологически «аморфное» (М. Вебер), т.е. неуточненное, понятие, предполагающее способность каким-либо желаемым образом и многими приемами воздействовать на поведение других в самых разных обстоятельствах.

Политическая власть: 1) (согласно определению М. Вебера) – «возможность для одного человека или группы в данных социальных условиях проводить собственную волю вопреки интересам других людей»; 2)способ социального субъекта в своих интересах распределять цели и направлять деятельность других социальных субъектов (безотносительно к их интересам); распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами общества; формировать и навязывать правила и нормы поведения; предоставлять полномочия, услуги, привилегии.

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ -совокупность индивидов, ограниченная неформальным или формальным членством. Ее члены взаимодействуют на основе определенных ролевых ожиданий в отношении друг друга.

ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – важнейшее понятие теоретической социологии. Введено в социологию М. Вебером, который основным признаком социального действия считал осмысленную ориентацию его субъекта на другого, на ответную реакцию со стороны других участников взаимодействия. Действие, не ориентированное на других людей и не обладающее определенной мерой осознанности этой ориентации, не является социальным. Таким образом, по Веберу, социальное действие характеризуется двумя чертами: наличием субъективного смысла и ориентацией на другого. Известная веберовская классификация типов социального действия основана на различной степени сознательности и рациональности, характерной для его различных типов: целерациональное действие - это действие, характеризующееся ясностью и однозначностью осознания действующим субъектом своей цели, которую он соотносит с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими ее достижение; у Вебера этот тип социального действия играет роль рациональной «модели» человеческого действия; ценностно-рациональное действие это действие, цель которого воспринимается действующим субъектом как безусловная ценность, как нечто самодостаточное, не требующее сравнения различных средств его достижения; чем больше абсолютизируется ценность, на которую ориентируется действие, тем значительнее иррациональный компонент; традиционное действие это действие, основанное на привычке и получающее в связи с этим почти автоматический характер, действие, почти не требующее осмысленного целеполагания и потому рассматриваемое Вебером в качестве «пограничного случая» социального действия вместе с четвертым типом социального действия – аффективным действием. Это действие, определяющей характеристикой которого является доминирующее эмоциональное состояние действующего субъекта: любовь или ненависть, ужас или прилив отваги и т.п. Оно фиксирует меру минимальной осмысленности социального действия, за которой оно уже перестает быть социальным. Вебер выделяет эти типы социального действия как идеальные типы, реальное же действие может представлять собой смесь двух или более типов.

ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНЫЕ -объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся связь социальных явлений и процессов. Начиная с Конта, социология исходила из того, что в обществе действуют глубинные, непреодолимые силы, подобные тем, которые действуют в мире природы. Поэтому социальные законы аналогичны законам природы, и социология должна открывать общие законы социальных изменений, подобно физике Ньютона или дарвиновской биологии. Э. Дюркгейм, провозгласивший принцип «объяснять социальное социальным», внес в социологию новое понимание социальных законов – как законов поведения людей. Согласно Дюркгейму, социальная реальность, раз возникнув в результате взаимодействия индивидов, начинает жить по своим собственным законам, уже не природным. Таким образом, человеческое взаимодействие ведет к появлению новых, собственно социальных явлений и законов. Современная социология понимает социальные законы как относительно устойчивые и воспроизводящиеся типы отношений между различными социальными общностями. Социальные законы – это законы социальной деятельности людей. Они являются результатом деятельности множества индивидов, сформировавших определенную систему общественных отношений, определенные способы деятельности, определенные формы общественной связи.

КАСТА - замкнутые, эндогамные (направленные на себя)страты с аскриптивным (приписанным) членством и полным отсутствием социальной мобильности, составляющие основу особой исторической формы социальной стратификации – кастовой. В чистом виде кастовая система существовала в индуистской Индии. Корни ее уходят далеко в историю (около 3 тыс. лет). Кастовая система при помощи религии жестко закрепляет определенное разделение труда, сформировавшееся на этнической основе, - каждой касте разрешается только определенный род занятий. Касты занимают свои места в соответствии со степенью «ритуальной чистоты», т.е. по религиозному признаку. В Индии существовали четыре кастовых группы и одна внекастовая – неприкасаемые. С 1947 года кастовое разделение перестало поддерживаться государством, но его социальная роль все еще остается очень значительной.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - процесс и результат самоотождествления индивида с каким-либо человеком, группой, образцом. Идентификация – один из механизмов социализации личности, посредством которого усваиваются определенные нормы поведения, ценности и т.п. тех социальных групп или индивидов, с которыми личность себя идентифицирует. В концепции З. Фрейда, к примеру, решающую роль в формировании личности ребенка играет его идентификация с родителем того же пола, которая ведет к усвоению нравственных ценностей родителей и формированию Суперэго как внутреннего механизма самоконтроля.

ИДЕОЛОГИЯ – (от гр. idea – идея, образ, logos – учение) – относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, представлений, концепций и доктрин как об устройстве и принципах функционирования общества, так и о способах достижения отвечающего интересам носителя этих идей состояния общества, которая создает основу для организованной политической деятельности независимо от того, является ли целью идеологии сохранение, преобразование или разрушение наличной политической действительности.

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ – начавшийся в Великобритании в ходе промышленной революции конца 18 - начала 19 вв. и распространившийся на другие страны процесс превращения экономик и обществ с преобладанием сельского хозяйства и ремесла в экономики и общества, основанные на машинном (механизированном) производстве. Начавшись в промышленности, индустриализация постепенно распространяется на сельское хозяйство и сферу услуг. Индустриализация предполагает развитие разделения труда и новых производственных отношений, урбанизацию, изменения в структуре занятости населения и т.д. Процесс индустриализации является основой более широкого процесса модернизации.

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ – относительно устойчивые и долговременные формы социальной практики, которые санкционируются и поддерживаются с помощью социальных норм и посредством которых организуется общественная жизнь и обеспечивается устойчивость социальных отношений. Э. Дюркгейм называл социальные институты «фабриками воспроизводства общественных отношений». Социальные институты организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО - одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ).
Информационное общество - это общество, в котором:

  1. Информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП. ИТТ становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке.
  2. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука. Происходит перераспределение ресурсов в пользу науки и образования. В США так называемый накопленный человеческий капитал в три раза больше активов всех американских корпораций. Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность. В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор – уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии.
  3. Информация становится предметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом (военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями. Появляются новые критерии оценки уровня развития общества – количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и фиксированных телефонов и т.д. Вырабатываются правовые основы информационного общества.
  4. Формируется единая интегрированная информационная система на основе технологической конвергенции (слияния телекоммуникационной, компьютерно-электронной, аудиовизуальной техники). Создаются единые национальные информационные системы (в США - в 80-е гг., в Западной Европе – в 90-е.)

КАСТА - замкнутые, эндогамные (направленные на себя)страты с аскриптивным (приписанным) членством и полным отсутствием социальной мобильности, составляющие основу особой исторической формы социальной стратификации – кастовой. В чистом виде кастовая система существовала в индуистской Индии. Корни ее уходят далеко в историю (около 3 тыс. лет). Кастовая система при помощи религии жестко закрепляет определенное разделение труда, сформировавшееся на этнической основе, - каждой касте разрешается только определенный род занятий. Касты занимают свои места в соответствии со степенью «ритуальной чистоты», т.е. по религиозному признаку. В Индии существовали четыре кастовых группы и одна внекастовая – неприкасаемые. С 1947 года кастовое разделение перестало поддерживаться государством, но его социальная роль все еще остается очень значительной.

КЛАСС – понятие, которое употребляется в социологии в нескольких смыслах:

  1. для обозначения социальных страт, составляющих особую, «открытую» систему социальной стратификации, характерную для индустриального общества. Для нее, в отличие от «закрытых» кастовой и сословной систем стратификации, характерны преимущественно достигаемый статус, «открытые» социальные границы и высокий уровень социальной мобильности;
  2. как самый общий термин в теориях социальной стратификации для обозначения определенного положения в системе иерархических различий (высший, низший и средний классы);
  3. как теоретическое (аналитическое) понятие, лежащее в основе классовых теорий общества. В классической и современной социологии имеются две наиболее влиятельные классовые теории – марксистская и веберовская.

КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНЫЙ – открытая борьба между индивидами или группами в обществе или между государствами. Конфликт носит социальный характер, когда в его основе лежит объективное расхождение или противоречие целей и интересов различных социальных субъектов. Таким образом, конфликт можно рассматривать как способ выражения и разрешения (или урегулирования) социальных противоречий. В социологии существует два направления, по-разному оценивающих природу и роль конфликтов в обществе. Еще в 19 веке сторонники социал - дарвинизма (Спенсер, Самнер) рассматривали конфликт как неизбежное явление в истории человеческого общества, как социальную форму борьбы за существование, стимул и важнейший механизм общественного развития. К. Маркс предложил модель классового конфликта, который носит антагонистический (непримиримый) характер и разрешается социальной революцией, разрушающей существующий строй. В 50-60-е гг.20 века оформилась общесоциологическая концепция, получившая название «теория конфликта» (Р.Дарендорф, Л.Козер). Она исходит из представления о конфликтной природе социума. Дарендорф сохраняет понятие классового конфликта. Однако, в отличие от Маркса, он считает, что основной конфликт в обществе возникает по поводу распределения власти и авторитета, а не собственности. Конфликт рассматривается как результат сопротивления существующим в любом обществе отношениям господства – подчинения, следовательно, как неустранимый. Сторонники данной концепции считают, что конфликт выполняет позитивную функцию, способствуя стабилизации общества и сохранению существующего порядка. В сложных плюралистических обществах он не сводится к противоборству двух классов, а имеет «перекрестный» характер, когда противники в одном вопросе являются сторонниками в другом. Снижение остроты и количества классовых конфликтов, которые на ранней стадии капиталистической индустриализации носили угрожающий характер, теоретики конфликта объясняют институциализацией конфликта. Постепенно в обществе сложились специализированные институты (такие, как профсоюзы, арбитражные суды и т.п.) и соответствующие ценностно-нормативные системы, предназначенные для урегулирования конфликтов. Другое направление, представленное Дюркгеймом и современными «теоретиками равновесия» (Т. Парсонс, Р. Мертон), рассматривает конфликт как дисфункцию в равновесной социальной системе, как патологию. Оно ориентировано не столько на изучение конфликта, сколько на обоснование консенсуса. В рамках теорий среднего уровня сложилось специфическое направление исследования - социология конфликта. В ней разрабатываются теоретические проблемы и практические методы анализа и разрешения конфликтов разного рода.

КОНФОРМИЗМ – приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, господствующих мнений и т.п. От конформизма следует отличать другие проявления единообразия во взглядах, мнениях, суждениях, которые формируются в процессе социализации, а также изменение взглядов под влиянием убедительной аргументации. Конформизм – это принятие индивидом определенного мнения «под нажимом», под давлением общества или группы. Оно обусловлено главным образом боязнью санкций или нежеланием остаться в изоляции.

КУЛЬТУРА - система ценностей, представлений о мире и правил поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни.

ЛИДЕРСТВО – этот термин в социологии обозначает:

1) ведущее положение отдельных личностей, класса, партии, государства;

2) один из механизмов социальной интеграции, управленческого воздействия.

Лидер – это человек, способный объединить людей для достижения определенной цели.

ЛИЧНОСТЬ - система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений. Социологический анализ выделяет в личности не индивидуальные, а социально-типические черты, формируемые данной системой общественных отношений и необходимые для ее воспроизводства. Индивид становится личностью лишь в качестве члена определенного социума в процессе освоения определенных социальных ролей и соответствующей ценностно-нормативной системы, в процессе обретения социальной идентичности, т.е. в процессе социализации. Личность является продуктом и субъектом социальных систем, их изменения и развития.

МАКРО- и МИКРОСОЦИОЛОГИЯ – два уровня социологического анализа, социологических обобщений. Макросоциология - уровень социологического анализа целых обществ, социальных структур и систем, фундаментальных социальных закономерностей и процессов (структурный функционализм, эволюционизм, теория конфликтов и др.). Базовые понятия этого уровня – общество, социальная система, класс, власть и т.п. Микросоциология – уровень социального анализа, основанный на изучении непосредственных межличностных взаимодействий повседневного уровня, на отношениях в группе (символический интеракционизм, этнометодология и др.). Базовые понятия этого уровня – социальная группа, групповая динамика, лидерство и т.п.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ (от лат. мargo – край) – «пограничность», промежуточность положения индивида или социальной группы в социальной структуре общества.

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение. Однако маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны). А может привести к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве.

МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - перемещение индивидов и социальных групп общества между различными позициями в системе социальной стратификации. Проблематика социальной мобильности и сам термин были введены в социологию П. Сорокиным. Движение вверх в соответствующей статусной иерархии представляет собой восходящую мобильность, вниз – нисходящую. Индивидуальная социальная мобильность связана с социальными перемещениями отдельных индивидов, групповая – с изменениями социальной структуры общества и самих оснований социальной стратификации (революции, реформы).

НОРМА СОЦИАЛЬНАЯ -предписания, служащие общими указаниями для социального действия и выражающие социальные ожидания «правильного» или «надлежащего» поведения. Определенная упорядоченность поведения людей в обществе как раз и является результатом следования общим ожиданиям или нормам, система которых называется нормативным порядком, обеспечивающим сохранение и воспроизводство образца. Социальная норма не обязательно выражает реальное поведение – это скорее «ожидаемое» поведение. Нормы предполагают наличие легитимности. Они осваиваются в процессе социализации индивидов на основе интернализации и обеспечиваются механизмами социального контроля. Отклонение от норм наказывается санкциями.

ОБЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ – широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания. Общности различного типа – это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития. Они складываются на различной основе и крайне многообразны. Это общности, формирующиеся в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т.п.), вырастающие на этнической основе (народности, нации), на основе демографических различий (поло-возрастные общности) и др.

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - закрытая и иерархическая структура, создаваемая под определенные цели и обладающая внутренней формальной статусно-ролевой и ценностно-нормативной структурой. Организация – один из важнейших элементов структуры современного общества. Большая часть социальных групп в современном обществе существует в виде организаций (от детского сада, школы и вуза до трудового коллектива, партии и профсоюза). От других социальных групп (семьи, групп общения и т.п.) организации отличает именно формальный характер отношений.

ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ – это определенная, упорядоченная система взаимоотношений индивидов, входящих в различные социальные общности. Люди взаимодействуют друг с другом не случайным образом. Они являются членами определенных социальных групп, занимают определенные статусные позиции. Поэтому с другими людьми они вступают в отношения, соответствующие этим позициям. Эти отношения более или менее устойчиво воспроизводятся в процессе функционирования общества. Изменение социального статуса индивида неизбежно влечет за собой изменение характера его отношений с другими людьми. Социальные изменения предполагают изменение всей системы взаимоотношений в этой сложной конструкции социальных связей и взаимодействий.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - Это понятие было впервые предложено Д. Беллом в 1962 году. Оно зафиксировало вступление в конце 50-начале 60-х гг. развитых западных стран, исчерпавших потенциал индустриального производства, в качественно новый этап развития. Он характеризуется снижением доли и значения промышленного производства за счет роста сферы услуг и информации. Производство услуг становится основной сферой экономической деятельности. Так, в США в сфере информации и услуг сейчас трудится около 90% занятого населения. На основе этих изменений происходит переосмысление всех базовых характеристик индустриального общества, фундаментальная смена теоретических ориентиров. Так, постиндустриальное общество определяется как общество «постэкономическое», «посттрудовое», т.е. такое общество, в котором экономическая подсистема утрачивает свое определяющее значение, а труд перестает быть основой всех социальных отношений. Человек в постиндустриальном обществе уже не рассматривается как «человек экономический» по преимуществу. Доминирующими для него становятся новые, «постматериалистические» ценности. Если прежде статус индивида в обществе определялся его местом в экономической структуре, т.е. классовой принадлежностью, которой были подчинены все остальные социальные характеристики, то теперь статусная характеристика индивида определяется множеством факторов, среди которых возрастающую роль играет образование, уровень культуры (то, что П. Бурдье назвал «культурным капиталом»).

ПРЕСТИЖ СОЦИАЛЬНЫЙ – общественная оценка положения отдельного человека или социальной группы в социальной системе. Различные статусные позиции в обществе наделяются разным социальным престижем, выражающим оценку привлекательности тех или иных позиций. На основе социального престижа происходит, например, выбор профессии. Если в период индустриального развития наиболее престижными в нашей стране были профессии инженера, врача и учителя, то сейчас – банкира, предпринимателя, менеджера. Поэтому социальный престиж является важным показателем социальной стратификации. Он символически оформляет и закрепляет поляризацию общества, взаимные оценки, притязания и ожидания социальных групп, становится механизмом консервации новых отношений. М. Вебер рассматривал престиж как показатель социальной репутации, «ресурс особого рода», наделяющий социальной значимостью определенные статусные группы. В современной социологии П. Бурдье выразил эту проблему в идее «символического капитала», который наряду с экономическим, культурным и социальным капиталом определяет позицию и влияние своего носителя в обществе.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - в специфическом социологическом смысле этот термин предложен М. Вебером в качестве основного понятия для описания основной тенденции изменения западного общества. Он объединяет множество взаимосвязанных процессов, в ходе которых рациональность утверждается в качестве основного принципа во всех сферах общественной жизни, а рациональное действие вытесняет иррациональные (аффективное и традиционное).

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ – связанная с определенной позицией индивида в социальной системе совокупность прав и обязанностей. Любая социальная структура общества может быть представлена как определенная статусно-ролевая структура. Социальные роли усваиваются индивидом в процессе социализации. Роль является лишь отдельным аспектом целостного поведения индивида, представляющего собой определенный ролевой набор. Индивид, выполняющий всегда несколько (множество) ролей в обществе, может столкнуться с ролевым конфликтом, когда он пытается придерживаться требований несовместимых ролей (например, ученика и члена дружеской компании). Социологи различают роли стандартизированные, безличные, которые строятся на основе прав и обязанностей и мало зависят от того, кто их исполняет (официальные роли – продавец, кассир и т.п.), и роли, которые определяются индивидуальными особенностями их участников (роли влюбленных).

СОСЛОВИЕ – социальные страты, составляющие особую историческую систему социальной стратификации – сословную, сложившуюся в Европе и России. Для нее, как и для кастовой системы, характерны аскриптивное (приписанное) членство и ограниченная социальная мобильность. В отличие от касты, сословная система, также закрепляющая общественное разделение труда, поддерживалась не религиозными, а законодательными средствами. Специальными законами определялось место каждого сословия в иерархической системе, его права и обязанности, регулировалась допускаемая мобильность между сословиями. Сословная система, сложившаяся в период феодализма, разрушалась в ходе буржуазных революций, которые в качестве одного из важнейших требований выдвигали требование юридического равенства всех граждан, ликвидацию сословных привилегий. В России до реформы 1861 года существовали следующие сословия: податные – крестьяне, мещане и купцы, неподатные – дворянство и духовенство.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Социализация также делает возможным существование общества и передачу его культуры от поколения к поколению. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, с помощью которых человек обретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

СОЦИОЛОГИЯ:

а) социология - наука о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей.

б) социология - наука о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью.

в) Социология - это систематическое изучение социального поведения индивидов; деятельности социальных групп и организаций; влияние общества, социальных групп и организаций на поведение индивидов.

СРЕДНИЙ КЛАСС – слой в системе социальной стратификации, который расположен между высшим и низшим классом. Понятие используется как описательное для обозначения положения в системе иерархических различий. Что касается теоретического определения среднего класса, то здесь общая позиция не выработана и используются различные критерии его выделения и определения. Самый простой экономический критерий – средний для данного общества уровень текущего дохода, а также накопленного богатства («стандартный» имущественный набор в виде дома или хорошей квартиры, машины, предметов длительного пользования и т.п.), в совокупности определяющие уровень общей материальной обеспеченности. Как показывают опросы населения, именно этот критерий используется в качестве основания самоотнесения к среднему классу. В развитых странах основная масса населения (60-70%) имеет общий уровень материальной обеспеченности, близкий к среднему, число бедных и богатых относительно невелико. Для России характерна другая схема – глубокая поляризация общества по уровню дохода и материальной обеспеченности в целом. Однако субъективно более 40% россиян относят себя к среднему классу, оценивая свое материальное положение как среднестатистическое. С точки зрения классовых критериев (отношение к средствам производства и характер и содержание труда) – к среднему классу относятся обладатели мелкой собственности на средства производства – мелкие и средние предприниматели, торговцы, ремесленники и т.п. К нему же относятся и люди, занятые умственным трудом, который в иерархии статусов признавался более престижным и обеспечивал относительно благоприятную рыночную позицию для «белых воротничков».

СТРАТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – термин, который в социологии обозначает 1) многомерную иерархически организованную структуру социального неравенства, существующую в любом обществе; 2) процесс, в ходе которого группы людей иерархически выстраиваются соответственно некоторой шкале неравенства. Система социальной стратификации представляет собой определенную дифференциацию социальных статусов и ролей. Социальная страта – ранговый слой в рамках иерархической системы социальной стратификации, социальных статусных позиций и ролей.

СУБКУЛЬТУРА – система ценностей и норм, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней. В современном обществе существует значительное количество таких субкультур. Это классовые, этнические, молодежные субкультуры и т.д. Девиантные и даже делинквентные (криминальные) субкультуры вырабатывают такие системы ценностей и нормы поведения, стили жизни, которые в господствующей культуре рассматриваются как антиобщественные или преступные. Они формируются в особых социальных условиях и для некоторых социальных групп предоставляют специфические возможности решения проблемы бедности, низкого статуса, ограниченных социальных возможностей и т.п. Внутри системы ценностей субкультуры и ее статусной структуры происходит социализация членов данной социальной группы, и в этом смысле она ничем не отличается от «стандартной» социализации законопослушных граждан. Молодежные субкультуры часто также рассматриваются как девиантные, выражающие некую степень оппозиции господствующей культуре. Молодежные субкультуры развиваются чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связаны с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Моло






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.