Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация социальных технологий






 

Основание классификации Разновидности социальных технологий и их характеристика
   
По типу социального процесса Экономические, моделирующие хозяйственно-экономическую деятельность; • экологические, ориентированные на моделирование взаимодействия человека с природой; • собственно социальные, регулирующие социальную сферу общества; • политические, оперирующие политическими процессами; • культурологические, представляющие явления и процессы в сфере культуры; • духовно-идеологические, моделирующие идеологические и духовные процессы; • информационные, отражающие информационные процессы; • управленческие, ориентированные на оптимизацию управленческих процессов; • комплексные, отражающие явления во всех сферах их проявления
По масштабу объекта технологизации Глобальные, направленные на регулирование глобальных проблем современной цивилизации; • континентальные, ориентированные на решение проблемы континента; национальные, решающие проблемы в пределах страны; • технологии обновления общественной системы, ориентированные на изменение социально-экономической системы общества; • технологии трансформации подсистем общества, моделирующие изменение конкретных подсистем; • технологии трудовой ассоциации, регулирующие различные аспекты жизнедеятельности трудового коллектива; • технологии человеческого капитала, ориентированные на развитие личности, человеческих ресурсов
По степени новизны Инновационные (новаторские), представляющие собой нововведения; • традиционные, представляющие собой известные апробированные и устоявшиеся формы деятельности; • ретро (рутинные), т. е. заимствованные из прошлого
По типу выполняемой функции Познавательные, представляющие собой некоторые алгоритмы познания; • диагностические, обеспечивающие диагностику социальных проблем; • информационные, ориентированные на получение, передачу, хранение и переработку информации; • обучающие, осуществляющие процесс обучение в аспекте той или иной педагогической доктрины; • игровые, являющиеся средством имитации реальнойдеятельности; • управленческие, осуществляющие процесс управления; • деятельностные, представляющие собой модели тех или иных видов деятельности; • технологии противоборства, обеспечивающие победу в борьбе; • миротворческие, ориентированные на мирное решение социальных проблем
По характеру воздействия Формирующие, направленные на формирование определенных социальных процессов; • стимулирующие, ориентированные на поддержание или развитие социальных процессов; • сдерживающие, или препятствующие, задающие определенные границы социальных процессов; • деструктивные, или разрушающие, направленные на подрыв и устранение определенных процессов
По степени жесткости и способности к саморазвитию Жесткие, детерминистские, схемы которых представляются однозначными; • адаптивные, т. е. приспосабливающиеся к изменяющимся условиям; • развивающиеся, т. е. обладающие способностью к саморазвитию, кардинальному обновлению структур и функций
По типу целевой ориентации Стратегические, ориентированные на достижение дальних целей на относительно длительных этапах развития; • тактические, ориентированные на достижение ближних целей в конкретных ситуациях; • оперативные, ориентированные на достижение текущих целей и решение возникающих при этом задач

 

Итак, в процессе разработки и внедрения социальных технологий разного уровня, класса, типа или вида, создается определенная интеллектуальная атмосфера, в которой всем есть место для самореализации. Ключ при этом сокрыт в переходе к информационному обществу, а также в создании программ личностного само- и взаимосовершенствования (согласимся с тем, что нельзя построить " золотое" общество из " оловянных" людей).

Если же социальный процесс можно расщепить, измерить и описать, а затем осуществить его на основе этого описания (например, теории человеческих отношений), то, значит, мы располагаем социальными изобретениями в сфере социальных технологий. Речь здесь идет о способах разрешения возникающих социальных проблем на принципах гуманизма, духовности, диалога, сотворчества, свободы выбора, ответственности, независимого поиска истины, первенства морального и духовного начал, равноправия мужчины и женщины, единства чувства и разума, внешнего и внутреннего, гармонии материального и духовного, личностного и общественного. Социальная технология при этом представляет собой систему инновационных способов и средств оптимизации социального управления. Социотехнология – это стержень социологии управления. Если суть научно-технического прогресса составляют наукоемкие высокие технологии, то для социального прогресса таковыми являются новые технологии жизнедеятельности людей, создания благоприятных условий для воспроизводства жизни, реализации творческого потенциала каждой личности [25, с. 98].

Все сказанное подчеркивает значимость принципа единства знаний, усилий, практических навыков и действий в технологизации социального пространства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.