Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика принципов строения социальных технологий






 

 

Принцип Характеристика принципа
Эффективность и оптимальность Предполагает, что технология – это способ повыше­ния эффективности и достижения оптимальности со­циальной деятельности в соответствии с различными критериями оптимальности
Целеполагание Предполагает придание четкой целевой направленности всякой социальной деятельности
Системность Ориентирует на системное, комплексное преобразова­ние объекта, а также на учет всех факторов и последствий деятельности, четкое ее структурирование
Синергизм Ориентирует на получение умноженного результата, или синергетического эффекта
Саморазвитие Предполагает, что технология должна быть способной к саморазвитию
Предел и кардинальность Предусматривает, что технологию можно совершенст­вовать до определенного предела, после которого необ­ходимо ее кардинально обновить
Реализм Предполагает, что технологию нужно создавать на ос­нове реального обеспечения ресурсами, и она должна достигать реальных целей
Гуманизм Предполагает, что технологии должны быть подчинены прежде всего интересам человека, укреплению его прав и свобод
Устойчивое развитие Предусматривает обеспечение динамического баланса между потребностями людей и ресурсами их удовлетворения, т. е. должна быть обеспечена системная ус­тойчивость технологий
Проблемность Предполагает, что создание технологий должно быть направлено на решение реальных социальных проблем
Надежность Предполагает устойчивость технологий к воздействию разрушающих факторов внутренней и внешней среды
Инновационность Предполагает, что технологии должны быть формой и средством реализации нововведений
Обоснованное использование передового опыта Предусматривает постоянное обоснование правомерно­сти использования и технологического воплощения пе­редового опыта социальной жизнедеятельности

 

Принцип системности в социальном познании и преобразовании социального пространства предполагает, прежде всего: 1) рассмотрение объекта деятельности (теоретической и практической) как системы, т. е. как ограниченного множества взаимодействующих элементов; 2) определение состава, структуры и организации элементов и частей системы, обнаружения основных связей между ними; 3) выявление внешних связей системы, выделения из них главных; 4) определение функций системы и ее роли среди других систем; 5) анализ диалектики структуры и функции системы; 6) обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций, путей и направлений развития системы. Поскольку любая технология представляет собой системное образование, этот принцип просто незаменим при создании социальных технологий.

Принцип синергизма (или мультипликационный подход) был выделен из системного подхода к 80-м годам XX ст. В последнее время он выходит на первый план среди других методологических принципов благодаря тому, что научно-техническая революция и социальные преобразования потребовали расширения исследований проблемы эффективности. Перед учеными и практиками в этой связи стали все чаще возникать проблемы надежного обеспечения эффективности познавательной или практической деятельности.

В основе этого принципа лежит достижение мультипликационного, или синергетического, эффекта умножения. Один из разработчиков этого принципа Н. Стефанов [36], характеризуя его как новое явление в инструментарии человеческой деятельности, обладающее огромными возможностями повышения эффективности производства и других сфер общественной деятельности, выделил следующие важнейшие особенности мультипликационного эффекта: во-первых, это эффект постоянного нарастания и умножения; во-вторых, он несравнимо больше, чем суммарный эффект отдельных частей системы; в-третьих, он является интегральным, т. е. охватывает не только какую-либо сферу, но и " соседние" с ней познавательные или практи­ческие пространства.

Исходя из этого смысл принципа синергизма заключается в разработке конкретного и действенного механизма получения высокого и постоянно нарастающего эффекта, что весьма важ­но для создания социальных технологий. Исследование механизмов принципа синергизма дает возможность выделить в нем такие важные звенья, как эффект диффузии, т. е. проникновения идеи в соседние области; эффект резонанса, когда идея или нововведение стимулирует изменения в других объектах, а не просто усваивается ими; эффект стартового взрыва, т. е. своеобразной реакции; эффект акселерации, т. е. ускоренного роста; эффект сопутствующих изменений – промежуточных и побочных результатов. Наконец, принцип синергизма предполагает лавинообразный и умноженный эффект от внедрения социальных технологий.

Принцип проблемности включает в себя два подпринципа. Первый гласит: социальная технология должна решать реальную социальную проблему; нет проблемы – нет и технологии. Второй подпринцип ориентирует на то, чтобы сама технология не создавала проблем. Если это происходит, то мы сталкиваемся с самым верным индикатором неэффективности социальной технологии.

Современная социальная технология должна быть также надежной. Поэтому принцип надежности означает: во-первых, способность социальной технологии и ее подсистем выдерживать значительные нагрузки, прежде всего связанные с катастрофами и бедствиями, т. е. не разрушаться и сохранять свою стабильность в экстремальных условиях; во-вторых, социальные технологии должны обладать потенциалом самораз­вития и адаптации в зависимости от изменения социальной ситуации; в-третьих, надежность также связана и с эффектив­ностью подсистемы управления социальной технологией.

Сущность принципа инновационности варьируется в зависимости от характера эпохи, переживаемой обществом. Для эпохи стабилизации характерна выработка потенциала инноваций, и этот принцип превращается в призыв повышать эффективность имеющихся нововведений, доводить их до проектной мощности. В эпоху реформ, когда только накапливается инновационный потенциал общества, этот принцип акцентируется на поиске и разработке эффективных социальных технологий.

Социальные технологии становятся такой сложной и многоаспектной сферой деятельности людей, что в ближайшем будущем ни одна страна мира не сможет обеспечить успешное социальное развитие только за счет своих собственных национальных средств и ресурсов. Это обусловлено тем, что социальная технология – не только результат научной деятельности, но и следствие накопления практического опыта. В связи с этим принцип обоснованного использования социального опыта предполагает рациональное и обдуманное использование достижений, накопленных другими регионами и странами. Это также означает, что социальный опыт нужно постоянно обобщать и накапливать в специальных информационных центрах. Анализ опыта состоит в решении целого комплекса исследовательских задач: выяснения общего содержания опыта, его специфики, распространенности, ограниченности и т. п. Поэтому возникает необходимость в рассмотрении обоснованного использования передового опыта как принципа технологической деятельности.

Особо важную роль играют в обществе принципы кардинальности, предела и саморазвития. Так, принцип кардинальности предусматривает создание таких социальных технологий, которые бы качественно отличались от имеющихся. Это особенно важно для современного этапа реформирования украинского общества. Исторический опыт Украины свидетельствует, что многие ее трагедии и проблемы обусловлены тем, что реформирование носило половинчатый, частичный и волнообразный характер. Украинские политики и управленцы довольно часто пасовали в " критических точках" истории, когда нужно было разрабатывать и внедрять кардинальные технологии. Вместо этого они продолжали бессмысленно совершенствовать прежние технологические схемы, которые уже выработали свой исторический ресурс. При этом не учитывался и принцип предела, заключающийся в том, что совершенствование соци­альной технологии в пределах прежнего качества имеет свой " потолок". Принцип саморазвития акцентирует внимание на том, что социальные технологии не должны быть слишком жесткими; в них всегда должна быть заложена способность к гибкости и саморазвитию.

Наиболее актуальным и в то же время весьма противоречи­вым и сложным является принцип гуманизма, который предполагает совокупность ценностных ориентации, направленных на уважение достоинства человека, заботу о его благе. Связь этого принципа с моралью делает его довольно неоднозначно трактуемым. Совершенно справедливо утверждение о том, что нет такого зла, которое невозможно было бы обосновать человеколюбием. Поэтому необходимы более конкретные интерпретации указанного принципа, среди которых наиболее важны такие: профессиональная ответственность социального технолога за судьбы людей, т. е. его деятельность должна соответствовать те­зису: " Не навреди! "; гласность социоинженерной деятельности и ее подконтрольность обществу; внедрение социальных технологий в общественную жизнь только после определения всех возможных негативных их воздействий на людей и сведения к минимуму степени влияния этих воздействий.

Не может быть абсолютно позитивных технологий. Всякий раз, когда кто-то пропагандирует такие технологии, их заказчики и разработчики просто маскируют их негативные последствия для общества, чтобы избежать компенсации возможных потерь от негативных остаточных деформаций, вызванных социоинженерной деятельностью.

В заключение подчеркнем, что методологические принципы отнюдь не являются какими-то искусственными препятствиями на пути разработки и внедрения социальных технологий. Их следует рассматривать как эффективные ментальные регуляторы, приводящие социальные технологии в соответствие с природой общества уже на этапе их замысла. Кроме того, принципы дают возможность предвидеть проблемы будущего развития социума, а также не допускать общественных потерь от бездумной и безнравственной технологизации социальной деятельности.

 

Содержание социально-технологического уклада общественных систем

 

Для любого типа общества на определенном этапе его исторического развития характерен свой набор тех или иных конкретных видов социальных технологий, которые различаются между собой как по концептуальным основам, так и по принципам их построения. Иными словами, социальные технологии, имеющие родственную природу, составляют определенный социально-технологический уклад общества. При этом если ученые-экономисты Дж. Доси, Ш. Перес, С. Глазьев и другие научно осмыслили производственно-технологический уклад общества, то теоретические основы социально-технологического уклада еще до конца не сформулированы представителями социологического знания.

Вместе с тем, каждому типу общественно-экономической системы присущ свой тип не только производственно-технологических, но и социально-технологических укладов. Например, если основное содержание экономико-технологического развития общества – смена производственно-технологических укладов, то стержнем социальных перемен в обществе является либо подготовка, либо реализация смены его социально-технологических укладов.

В этой связи в структуре социально-технологического уклада общества выделяют, как правило, три основные составляющие (рис. 3):

· основные технологические парадигмы, определяющие совокупность сложившихся теоретико-методологических основ, которые существенно влияют на формирование социальных технологий. Эти парадигмы представляют собой совокупность теоретических, методологических и других установок, образующих научный базис для построения социальных технологий. Они формируются под воздействием социологической науки, ее теорий, концепций и научных взглядов;

· стиль технологической деятельности, охватывающий сложившуюся в обществе систему способов, приемов и методов социально-технологической деятельности. Он складывается в основном под воздействием возможностей социальной инженерии и определяется как совокупность норм, ценностей и идеалов, господствующих в обществе при построении и функционировании социальных технологий;

· базовые социальные технологии, т. е. основополагающие и наиболее распространенные социальные технологии, определяющие содержание и специфику этого общества. Они в основном формируются под влиянием общественных потребностей.

 

 

Рис. 3. Структура социально-технологического уклада общества

На рис. 3 не только отражена структура социально-технологического уклада общества, но и показано воздействие на него таких важных факторов, как социологическая наука, социальная инженерия и социальная практика. Эти факторы неизбежно вызывают определенные противоречия внутри социально-технологического уклада. Начинается все с появления новых потребностей людей либо повышения качества удовлетворения прежних потребностей. Это приводит к снижению эффективности базовых социальных технологий, в которых может развиться кризис. И чем глубже кризис базовых технологий, тем в большей степени он воспринимается как стилевой, т. е. кризис методов, способов, форм и приемов преобразования общества, регулирования происходящих в нем процессов. Наконец, через некоторое время начинает ощущаться кризис технологической парадигмы. В ее недрах появляется и формируется принципиально новая система взглядов или новая технологическая парадигма, которая начинает изменять весь стиль технологической деятельности. Методологические перемены являются, таким образом, надежной основой возникновения технологических нововведений, развитие которых неизбежно приводит не только к формированию новых базовых технологий, но и к обновлению всего технологического уклада общества.

Например, основная технологическая парадигма индустриального общества – детерминизм, который является основным принципом построения социальных технологий. При этом социальную технологию, как правило, рассматривают в качестве дополнения к производственным технологиям. Социальная сфера в индустриальном обществе рассматривается лишь как среда восстановления рабочей силы, затраченной при взаимодействии человека с производственно-техническими системами, поэтому базовыми социальными технологиями являются технологии рекреации. Дальнейший прогресс общества приводит к тому, что социальная сфера все больше приобретает преимущественное значение в обществе по сравнению с производственной. Это ведет к появлению потребностей в новых технологиях, что вызывает изменение в технологическом стиле. Последнее, в свою очередь, приводит к смене технологической парадигмы. Происходит, таким образом, переход к идеям системности, индетерминизма, что является причиной определенной ментальной революции и качественных изменений во всем социально-технологическом укладе общества.

Социально-технологический уклад общества не вечен, так как рано или поздно происходит его существенное обновление. Дело в том, что со временем он теряет свою эффективность и перестает удовлетворять запросы и потребности людей, и тогда объективно его начинает сменять другой, более совершенный и эффективный социально-технологический уклад.

 

 

Рис. 4. Динамика социально-технологического уклада общества

 

Как видно из рис. 4, жизненный путь новой социальной технологии довольно часто складывается не столь блестяще как хотелось бы ее " родителям" – ученым и социальным технологам. Для ее внедрения зачастую нужны значительные материальные затраты, так как сам механизм внедрения еще до конца не отработан. Поэтому в первый период после внедрения новой технологии наблюдается так называемый " кризис внедрения", характеризующийся спадом ее эффективности, уровень которой иногда бывает даже ниже уровня эффективности прежней технологии. Затем, по мере совершенствования и накопления опыта реализации новой технологии, наблюдается рост ее эффективности. Через некоторое время обнаруживается, что потенциал новой технологии еще не реализован. Разработчики и практики начинают совершенствовать технологию и доводят это совершенствование до такого предела, который в принципе нельзя преодолеть, опираясь на старую технологическую парадигму. Происходит смена технологических парадигм, обнаруживающая появление качественно новых технологий и усиливающая кризис прежних технологий, которые на определенном среднем уровне эффективности сходят с арены. И все опять начинается сначала. Так и продолжается технологический круговорот в человеческом обществе.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.