Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о философии образования






С нашей точки зрения, “философии образования” ¾ это пограничная, комплексная наука, которая возникла на стыке философии, педагогики, социологии, психологии, истории, науковедения, антропологии, риторики, религиоведения и др. Ее предметом является соотношение развития образования в целом (объективных и субъективных сторон его сущности) с развитием материального и духовного бытия людей, процессом социокультурного воспроизводства человека как субъекта труда, общения, познания, управления, а также взаимосвязь теорий и методов обучения и воспитания с единым культурно-историческим процессом преобразования мира человеком (включая в него и себя). Познание различных аспектов этих отношений (закономерных связей, генезиса, взаимодействий, детерминации, противоречий развития, управления и самоуправления) и порождает сложное содержание этой комплексной науки. Со временем она превратится в достаточно точную науку о закономерностях внутреннего генезиса воспроизводства и развития человеческой личности и ее жизненного пути в едином социально-педагогическом процессе развивающего обучения и воспитания.

“Философии образования” включает в себя следующие темы и направления исследования:

· Субъективные и объективные стороны образования и их связь с развитием материального и духовного бытия.

· Роль образования в развитии сущности человека (общества).

· Развитие способности и потребности в образовании в единстве с другими способностями и потребностями человека.

· Человек как субъект и объект обучения и воспитания.

· Социализация человека в процессе образования.

· Управление человеком в образовательном процессе (системе).

· Рождение и становление духовного мира ребенка в образовании.

· Сущность, способы личностного, индивидуального развития и саморазвития человека (ребенка) в различных системах образования.

· Противоречия развития образования и образовательного процесса.

· Идеалы образования и воспитания (в историческом развитии); ценности образования.

· Сущность, закономерности эволюционного и революционного преобразования систем образования. Инновационный процесс в образовании (особенности).

· Единство образования как вида культуры с другими видами культуры.

· Закономерности развития педагогики (соотношение прогресса и регресса). Рефлексия по отношению к педагогической теории и практике.

· Борьба и единство технократических и гуманистических тенденций в развитии образования (систем образования).

· Образовательные технологии (их сущность, возможности).

· Права человека в образовательной системе и педагогическая этика.

· Концептуальное проектирование новых образовательных систем и философские принципы этого процесса. Образование и идеология.

· Стратегия и тактика управления реформой образования, развития образовательной политики.

· Борьба (диалог) мировоззрений в образовании и смысл “разумного ¾ доброго ¾ вечного”.

· Образ человека и образ (картина) мира в различных системах образования.

Каждое из этих направлений исследования различных сторон предмета философии образования может быть представлено во множестве проблем, которые еще более умножаются с учетом системной взаимосвязи этих направлений. Поскольку и философия существует как многообразие течений, школ, представляет собой сложную систему философских наук, постольку неизбежно формируются различные философские подходы, направления, аспекты исследования общих проблем образования. Таким образом, развитие образования и педагогики возможно рассматривать с мировоззренческой, гносеологической, социально-философской, антропологической, диалектической, логической, этической, культурологической, аксиологической, методологической и других философских точек зрения. Кроме того, различные течения, школы философии ХХ века (марксизм, прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм, христианский персонализм, неофрейдизм, феноменология) формируют отличные друг от друга представлении о “философском основании” образования и воспитания, идеалах и ценностях подлинно гуманистического образования.

Наряду с весьма общим, широким пониманием сущности философии образования, в котором образование осмысливается в целом в соотношении материального и духовного, в единстве с развитием общества (человека), культуры, существует и более конкретное (более узкое) понимание предмета и задач философии образования. Предметом исследования становится не вся сложность, целостность образования в системе материального и духовного бытия человека (общества), а лишь определенные, исторические системы образования. Внимание педагогов и философов сосредоточивается на проблемах закономерного отрицания старой системы образования и необходимого возникновения новой, более прогрессивной системы образования. Философской рефлексии подвергается “фундамент” устаревшей (кризисной) системы образования, выявляются ее общие принципы, парадигма, установки, методы, стереотипы. Особое внимание уделяется осмыслению противоречий развития старой системы обучения и воспитания в обществе, с целью определения ее движущих сил, внешних и внутренних причин ее отрицания, прогрессивных и регрессивных тенденций изменения. Вместе с тем, наибольшее внимание уделяется познанию, определению, проектированию новой, потребной системы образования. Определяются ее сущность, цели, принципы, движущие силы, способы становления и общественного утверждения, тенденции борьбы нового и старого.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.