Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория познания. Все перцепции [восприятия] человеческого ума сводятся к двум отличным друг от друга родам, которые я буду называть впечатлениями(impressions) и идеями






Все перцепции [восприятия] человеческого ума сводятся к двум отличным друг от друга родам, которые я буду называть впечатлениями (impressions) и идеями... Каждый сам поймет разницу между чувствованием (feeling) и мышлением (thinking). Обычные степени того и другого легко различаются, хотя в от-


дельных случаях эти степени могут весьма значительно прибли­жаться друг к другу...

Существует еще одно деление наших восприятий, которое следует сохранить и которое распространяется как на впечатле­ния, так и на идеи, — это деление тех и других на простые и сложные...

Итак, мы обнаружили, что все простые идеи — впечатления сходны друг с другом, а так как сложные [идеи и впечатления] ; образуются из простых, то мы можем вообще утверждать, что эти два вида восприятий в точности соответствуют друг другу. Юм Д. Сочинения. В 2 т. Т. 1. М., 1966. С. 89—92.

Каждый раз, когда идеи являются адекватными представи­телями (representations) объектов, все отношения, противоречия и согласования между идеями приложимы и к объектам; мы можем вообще заметить, что это [положение] составляет основу всего человеческого знания...

Когда мы заключаем о существовании некоторого объекта на основании существования других объектов, какой-нибудь объект всегда должен быть налицо, или в памяти, или в восприятии, чтобы быть основой нашего заключения...

... быть может, удобнее было бы разделить человеческие по­знания на три рода: знание, доказательства (proofs) пвероятно-сти. Под знанием я понимаю уверенность, возникающую из срав­нения идей; под доказательствами — те аргументы, которые из­влекаются из отношения причины и действия и которые совер­шенно свободны от сомнения и неуверенности; под вероятнос­тью — ту очевидность, которая еще сопровождается неуверенно­стью.

...когда мы переносим определение нашей мысли на внешние объекты и предполагаем между ними некоторую реальную и по­стижимую связь, тогда как это качество может принадлежать толь­ко уму, рассматривающему объекты.

Если мне скажут, что действия природы независимы от на­шей мысли и рассуждений, то я соглашусь с этим...

Там же. С. 120, 195, 228, 277.

Истина бывает двух родов: она состоит или в открытии отно­шений между идеями, как таковыми, или же в открытии соот­ветствия наших идей объектов реальному существованию послед­них. Несомненно, что к истине первого рода мы стремимся не


только как к таковой и что не сама по себе правильность наших заключений доставляет нам удовольствие.

Разум есть открытие истины или заблуждения. Истина или заблуждение состоят в согласии либо несогласии с реальным oi-ношением идей или с реальным существованием и фактами. Сле­довательно, все то, к чему неприменимо такое согласие или не­согласие, не может быть ни истинным, ни ложным и никогда не в состоянии стать объектом нашего разума. "...философия, которая содержится в этой книге, является весь­ма скептической и стремится дать нам представление о несовер­шенствах и узких пределах человеческого познания. Почти все рассуждения сводятся к опыту, и вера, которая сопровождает опыт, объясняется лишь посредством специфического чувства или яркого представления, порождаемого привычкой.

Там же. С. 592, 605, 805.

Человек — существо разумное, и, как таковое, он находит себе надлежащую пищу в науке; но границы человеческого по­знания столь узки, что можно питать лишь слабую надежду на то, чтобы как объем, так и достоверность его приобретений в этой области оказались удовлетворительны...

Нужно сознаться, что природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание не­многих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас те силы и принципы, от которых всецело зависят действия этих объек­тов...

Итак, существует род предустановленной гармонии между ходом природы и сменой наших идей, и, хотя силы, управляю­щие первым, нам совершенно неизвестны, тем не менее наши чувства и представления, как мы видим, подчинены тому же еди­ному порядку, что и другие создания природы...

Спорить можно об истине, а не о вкусе. То, что существует в природе вещей, есть мерило нашего суждения; то, что каждый человек ощущает в самом себе, есть мерило чувства.

Там же. Т. 2. С. 11, 35, 57, 213.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.