Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессионально-важные качества личности, общие и специальные способности.






 

Психология труда как комплексная научная дисциплина базируется на синтезе данных, полученных во многих психо­логических направлениях. Однако наиболее значимы для нее две общепсихологические области — психологическая теория деятельности и теория субъекта профессиональной деятель­ности. Первая рассматривает проблемы психологического строения, механизмов и закономерностей деятельности как таковой; вторая связана, прежде всего, с изучением, так на­зываемых субъектных детерминант деятельности, тех фак­торов, которые лежат в основе эффективной реализации дея­тельности и связаны с особенностями ее субъекта. К ним относятся мотивация, направленность, степень подготовлен­ности субъекта — его обученность (профессиональная компе­тентность). Однако главное место среди них занимают те ин­дивидуальные, личностные качества субъекта, которые необходимы и достаточны для нормативной реализации той или иной деятельности. Они обозначаются понятием профес­сионально важных качеств. В связи с их определяющей ро­лью в психической организации деятельности необходимо рассмотреть их основные особенности.

Профессионально важные качества (ПВК) — это индиви­дуальные свойства субъекта деятельности, которые необхо­димы и достаточны для ее реализации на нормативно задан­ном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результа­тивными параметрами — качеством, производительностью, надежностью. В функции профессионально важных могут выступать не только собственно психические, но и внепсихические свойства субъекта — соматические, биологические, морфологические, конституциональные, типологические, нейродинамические и др. Например, элементарная физичес­кая сила и выносливость — ярко выраженные ПВК для мно­гих видов деятельности. В целях более полного раскрытия специфики и особенностей ПВК целесообразно остановиться на их основных категориях и классификациях.

Различают четыре основные группы индивидуальных качеств, образующих в своей совокупности структуру про­фессиональной пригодности:

• абсолютные ПВК — свойства, необходимые для выпол­нения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном — среднем уровне;

• относительные ПВК, определяющие собой возмож­ность достижения субъектом высоких («наднормативных») количественных и качественных показателей деятельности («ПВК мастерства»);

• мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности; доказано, что высокая мотивация может су­щественно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот);

• анти-ПВК: структура профессиональной пригодности предполагает минимальный уровень их развития или даже отсутствие. Это свойства, которые выступают профессио­нальными противопоказаниями к той или иной деятельнос­ти. Они, в противоположность качествам первых трех групп, коррелируют с параметрами деятельности значимо, но от­рицательно.

Важным итогом современных исследований ПВК явилось установление того, что любая деятельность реализуется на базе системы ПВК. Это означает, что каждая деятельность тре­бует, во-первых, определенной совокупности ПВК. Во-вто­рых, последняя является не рядоположенной — «механичес­кой» суммой качеств, а их закономерно организованной системой. Между отдельными ПВК устанавливаются функ­циональные взаимосвязи компенсаторного и содейственного типов; сама же система ПВК выступает как определенный симптомокомплекс субъектных свойств, специфичный той или иной деятельности. Он не задан в готовом виде, а фор­мируется у субъекта в ходе освоения им деятельности. Бо­лее того, не только для деятельности в целом, но и для ее ос­новных компонентов (ключевых действий, основных функций и др.) также формируются специфические подсис­темы ПВК. Поэтому с внутренней — собственно психологи­ческой стороны — процесс деятельности представляет собой динамическую смену целостных подсистем ПВК, обеспечи­вающих каждый ее основной этап (действие, задачу, функ­цию).

Формирование подсистемы ПВК — достаточно сложный психологический процесс. Суть данного процесса — функ­циональное объединение отдельных ПВК; они начинают проявлять себя в режиме взаимосодействия. К этому есть отдельные внутренние предпосылки, так как основные пси­хические функции онтологически связаны друг с другом. Эта связь в ходе освоения профессиональной деятельности на­чинает проявляться в своей положительной роли. Таким об­разом, в процессе формирования психологической системы деятельности происходит своеобразная функциональная настройка психических функций на достижение целей дея­тельности.

Ведущей тенденцией развития подсистем ПВК является значимое возрастание степени интегрированности — коге­рентности отдельных качеств. При этом очень характерно, что на разных этапах освоения деятельности подсистемы ПВК, лежащие в основе ее реализации, могут существенно различаться между собой. Тем самым в ходе освоения дея­тельности имеет место перестройка подсистем ПВК. Много­численные исследования подсистем ПВК и процесса их фор­мирования, выполненные на материале большого числа конкретных видов профессиональной деятельности, позво­лили установить две важнейшие категории ПВК. Во-первых, ПВК, которые характеризуются наибольшей непосредствен­ной связью с параметрами деятельности (корреляцией с ними); они обозначаются понятием ведущих ПВК. Во-вто­рых, те ПВК, которые имеют наибольшее число внутрисис­темных связей с другими качествами, т. е. характеризу­ются наибольшим структурным весом и, следовательно, занимают центральное место во всей системе качеств; они обозначаются понятием базовых ПВК. Эти качества могут не коррелировать значимо с параметрами деятельности, однако они не менее, а часто — более важны для ее реали­зации. Их можно обнаружить посредством специального метода анализа — метода нахождения матриц интеркор­реляций ПВК. Именно базовые ПВК являются основой для формирования подсистем ПВК в целом. Вокруг них и на их базе объединяются, структурируются и соорганизуются все иные качества субъекта, необходимые для обеспе­чения деятельности и (или) ее основных действий, функ­ций. Поэтому они являются структурообразующими для той или иной деятельности.

Между ведущими и базовыми ПВК могут складываться различные отношения — от полного совпадения их номенклатуры до полного расхождения. Одно и то же ПВК в раз­ных случаях может выступать либо

как ведущее, либо как базовое, либо, как и то и другое одновременно. В последнем случае значимость ПВК для обеспечения деятельности яв­ляется наивысшей.

Для количественной оценки степени сформированности и организованности подсистем ПВК используют три основ­ных индекса:


• индекс когерентности систем (ИКС); он является функ­цией от числа положительных и значимых внутрисистем­ных связей между ПВК и показывает степень интегрированности подсистемы ПВК;

• индекс дифференцированности системы (ИДС); он явля­ется функцией числа отрицательных и значимых внутриси­стемных связей и показывает либо степень ее дезинтегрированности, либо специализированности;

• индекс организованности системы (ИОС); он является производным от первых двух и вычисляется как модуль ИКС и ИОС. Данный индекс указывает на общую меру сформиро­ванности подсистем ПВК.

Доказано, что в подавляющем большинстве случаев в ходе освоения профессиональной деятельности ИКС значимо воз­растает; ИДС снижается, а ИОС также значимо повышает­ся. Важно и то, что мера сформированности подсистем ПВК является важным и очень надежным индикатором, крите­рием степени профессиональной подготовленности.

Любая деятельность характеризуется определенными ос­новными параметрами, прежде всего, производительностью, качеством и надежностью. В психологических исследовани­ях установлено, что для их обеспечения необходимы различ­ные индивидуальные качества субъекта. Поэтому принято выделять ПВК качества и ПВК производительности. Они частично перекрываются, однако значительно чаще не со­впадают друг с другом, а нередко вступают в антагонисти­ческие отношения. В последнем случае одно и то же ПВК является таковым в плане обеспечения качества деятельно­сти и анти-ПВК в плане обеспечения производительности. При этом наблюдается довольно сложная картина: одни ка­чества могут входить в разные подсистемы ПВК, отвеча­ющие за производительность, качество, надежность; другие влияют только на один параметр деятельности. Наиболее же специфические коллизии возникают в том случае, когда одно и то же свойство субъекта является ПВК по отношению к качеству деятельности и анти-ПВК по отношению к ее про­изводительности.

Не все ПВК связаны с параметрами деятельности простой, линейной зависимостью, т. е. зависимостью типа: чем выше уровень развития ПВК, тем эффективнее деятельность. Ряд ПВК связан с параметрами деятельности нелинейной зави­симостью типа оптимума: параметры деятельности прини­мают наибольшие значения не на максимальных и не на минимальных, а на некоторых средних — оптимальных уровнях развития ПВК. Например, управленческая деятель­ность наиболее эффективна при некотором, хотя и достаточ­но высоком, но все же не максимальном уровне развития рефлексивности как ПВК данной деятельности. Та же самая зависимость обнаружена между эффективностью деятельно­сти сборщиков полупроводниковых приборов и свойством подвижности-инертности нервных процессов.

Наряду с этим, разделяют ПВК освоения деятельности и ПВК выполнения. Первые наиболее важны для эффектив­ного, т. е. качественного и быстрого, овладения субъектом деятельности; вторые — для ее реализации на нормативно заданном уровне как таковой. Эти две группы ПВК также частично совпадают, а частично различаются.

Для широкого круга деятельностей актуальной являет­ся дифференциация ПВК на те, которые выступают тако­выми в нормальных условиях ее выполнения, и те, которые необходимы в усложненных, а часто — и экстремальных условиях ее реализации. Последнее объясняется тем, что эк­стремальные условия часто сопряжены с повышенной опас­ностью, угрозой и требуют от человека иных качеств и свойств, нежели те, которые необходимы в нормальных ус­ловиях. При этом, однако, была установлена и более общая закономерность. Оказалось, что для экстремальных (и па-раэкстремальных) условий не только характерны другие ПВК (по сравнению с нормальными), но и другие системы ПВК в целом. Например, доказано, что деятельность чело­века-оператора в условиях высокой информационной не­определенности осуществляется на основе подсистемы ПВК, значимо отличающейся от подсистемы ПВК, характерной для нормальных условий («информационного комфорта»).

Данная закономерность объясняется тем, что в экстремаль­ных условиях качественно меняются основные способы ре­ализации деятельности; каждый способ требует опоры на ту подсистему ПВК, которая наиболее соответствует его со­держанию.

Наконец, доказано, что для многих видов профессиональ­ной деятельности необходимо различать те индивидуальные качества, которые отвечают за ее собственно исполнительскую часть, и те, которые необходимы для восприятия — приема профессионально-значимой информации. В этом отношении принято говорить о ПВК исполнения и информационных ПВК.

Таким образом, общая структура ПВК как главных субъектных детерминант трудовой деятельности оказывает­ся достаточно сложной и внутренне дифференцированной. Она включает ряд основных категорий ПВК, наличие кото­рых и является основным условием эффективной реализа­ции профессиональной деятельности. Структура ПВК одно­временно характеризует структуру способностей личности в отношении конкретной деятельности.

 

Литература

Карпов А.В. Психология менеджмента. — М., 1999. Климов ЕЛ. Психология труда. — М., 1998.

Шадриков ВД. Проблемы системогенеза профессиональной деятель­ности. — М., 1982.

Шадриков В Д. Психологический анализ деятельности. — Ярославль, 1979.

 

Вопросы для самопроверки

1.Дайте определение понятию «профессионально важное качество».

2.В чем сходство и различия ПВК и способностей?

3.Каковы основания для классификации ПВК?

4.Какие индексы применяют для изучения систем ПВК?

5.Как различаются ПВК - точности и ПВК - производительности?

 

Темы рефератов

1.Соотношение категории способностей и понятия ПВК.

2.Понятие ПВК и структуры профессиональной пригодности.

3.Основные психологические классификации ПВК.

 

СПОСОБНОСТИ КАК ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Способности и интеллект

Способности человека — это психологическая основа ус­пешности освоения им любой деятельности. Они представ­ляют собой главное условие эффективности реализации че­ловеком той или иной деятельности. Способности — это относительно устойчивые психические свойства, которые проявляются в индивидуальном своеобразии психических средств (орудий), реализующих ту или иную деятельность. Способности — это такие свойства личности, которые отли­чают одного человека от другого по качественным и количе­ственным показателям успешности освоения деятельности. Способности — не знания, не умения и не навыки человека, это внутренние условия, благодаря которым человек может более успешно или менее успешно осваивать знания, умения, навыки. Способности — это механизмы, формы психичес­кого, а знания, умения и навыки — это содержания психи­ческого, это конкретные элементы картины мира конкрет­ного человека. Способности проявляются в скорости, прочности и точности приобретаемых знаний и выработке умений и навыков.

Принципиальными вопросами для психологии способно­стей являются проблемы соотношения задатков и способно­стей, развития способностей, общих и специальных способ­ностей, соотношения способностей и интеллекта. В общем плане способности можно рассматривать как свойства фун­кциональных систем, реализующих отдельные психические функции (например, мышление, память и др.), которые име­ют, индивидуальную меру выраженности проявляются в ус­пешности и качественном своеобразии и реализации дея­тельности. Способность состоит из природных и приобрета­емых компонентов. Иначе говоря, структуру способности можно описать функциональными, операционными и регу­лирующими механизмами, которые находятся в системном взаимодействии. Основу способности составляют функцио­нальные механизмы — генотипически и врожденно обуслов­ленные свойства функциональных систем, реализующие ту или иную функцию. Они имеют природно заданную меру выраженности, которая проявляется в реализации конкрет­ных функций.

Элементами функциональных систем, т.е. материалом, соз­дающим природные механизмы способностей, являются ней­роны, нейронные цепи. Свойства нейронов и их образований и есть задатки способностей. Способности не формируются из задатков; и те, и другие являются свойствами: первые — фун­кциональных систем; вторые — компонентов этих систем.

В процессе созревания мозга и обучения человека природ­ная основа способности — функциональные механизмы — надстраивается операционными механизмами. Операцион­ные механизмы — это способ преобразования информации, позволяющий увеличить продуктивность функциональных механизмов. Другими словами, операционные механизмы — это умственные действия, обеспечивающие разные уровни об­работки поступающей к субъекту деятельности информации. В качестве примера наиболее универсального операционного механизма, относящегося к различным способностям, мож­но назвать ассоциации.

По мере развития операционного механизма он обретает свою структуру, которую можно описать системой дей­ствий: целеполагания, ориентировочных, принятия реше­ния, антиципации, планирования, контроля, оценки и кор­рекции. Совокупность этих действий составляет основу регулирующего механизма способности. Смысл появления регулирующего механизма заключается в необходимости увеличения эффективности работы операционных механиз­мов способностей.

Различают общие способности и специальные. Общие спо­собности — относительно стабильные свойства личности, которые проявляются в успешности освоения знаний, в ов­ладении и реализации различных видов деятельности. Спе­циальные способности — свойства личности, которые по­зволяют достигать значительных результатов в том или ином виде деятельности.

К общим способностям относятся познавательные, психо­моторные и духовные способности. Познавательные способ­ности — орудия познавательной деятельности и познаватель­ной активности человека. К ним относятся способности: ощущения; восприятия (перцептивные); памяти (мнемические); мышления (мыслительные); внимания (аттенционные); представления; воображения (имажинитивные).

Способности ощущения проявляются как индивидуальная мера выраженности сенсорных процессов и могут рассматри­ваться как самостоятельные способности. Способности ощу­щения проявляются в скорости возникновения ощущения; дифференцированности, тонкости ощущений, позволяющей человеку различать два или несколько раздражителей; ско­рости различения; точности ощущений как соответствия воз­никшего ощущения особенностям раздражителя; устойчиво­сти уровня чувствительности как длительности сохранения требуемой интенсивности ощущения.

Перцептивные способности представляют собой психи­ческие средства формирования субъективного образа объективного мира в момент его действия на органы чувств. Иначе говоря, перцептивные способности можно охарактеризовать как индивидуальную меру выраженно­сти и качественное своеобразие предметов и явлений в со­вокупности их свойств и частей при непосредственном воз­действии их на органы чувств. В качестве показателей эффективности перцептивных способностей выделяют объем восприятия — количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации; точность — соответствие возникшего образа особенностям воспринима­емого объекта; полноту — степень такого соответствия; бы­строту — время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления; эмоциональную окрашенность.

Способности представления характеризуются индивиду­альной мерой выраженности в качественном своеобразии процессов оперирования вторичными образами, т. е. обра­зами предметов и явлений без наглядной основы.

Результативную сторону способностей представления можно охарактеризовать с помощью следующих показате­лей: яркости-четкости, указывающей на степень приближе­ния вторичного образа к результату визуального отражения свойств объекта (метрических, модальных, интенсивностных); точности образов, определяемых степенью соответ­ствия образа объекту, воспринимавшемуся ранее; полноты, характеризующей структуру образа, отражения в нем фор­мы, размеров и пространственного положения объектов; де­ятельности представленной в образе информации.

Способности воображения (иманижинитивные способно­сти) характеризуются индивидуальной мерой выраженнос­ти и качественным своеобразием процессов создания новых образов на основе уже известных. Способности воображения проявляются в новизне, оригинальности и осмысленности переработки данных опыта; широте оперирования образами, понимаемой как возможность выполнять преобразования из различного материала; тип оперирования (доступный спо­соб преобразования), который может характеризоваться либо изменением положения воображаемого объекта, либо изменением его структуры, либо комбинацией этих преоб­разований.

Мыслительные способности представляют собой психи­ческие средства опосредованного, обобщенного отражения объективной реальности, которые имеют индивидуальную выраженность и. качественное своеобразие. Мыслительные способности — это психические орудия процессов решения различного рода задач.

В качестве показателей результативной стороны мысли­тельных способностей выделяют:

• гибкость (подвижность) мыслительных процессов, свя­занную с изменением аспектов рассмотрения предметов, яв­лений, их свойств и отношений, с умением изменять наме­ченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям, которые вычленяются в процессе решения и не могут быть учтены с самого начала, проявляющуюся в ак­тивном переструктурировании исходных данных, понима­нии и использовании их относительности;

• темп развития мыслительных процессов, определяемый минимальным числом упражнений, необходимых для обоб­щения принципа решения;

• быстроту — скорость протекания мыслительных про­цессов;

• самостоятельность — умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его своими силами;

• экономичность мыслительных способностей, определя­емую количеством логических ходов (рассуждений), посред­ством которых усваивается новая закономерность;

• широту — умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики;

• глубину — умение вникать в сущность, вскрывать при­чины явлений, предвидеть последствия;

• последовательность мысли — умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса;

• критичность — качество мыслительных способностей, по­зволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыс­лительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

Способности внимания (аттенционные способности) — это индивидуальная мера и качественное своеобразие процессов сосредоточения сознания на чем-либо.

Способности внимания проявляются в следующих пока­зателях:

• сосредоточенность как степень выраженности направ­ленности сознания на объект, являющейся основой помехоусточивости;

• объем внимания — количество объектов, на которое мо­жет быть направлено внимание при условии их одновремен­ного восприятия;

• распределение внимания как возможности выполнения двух или более видов деятельности;

• переключаемость внимания, проявляющаяся в перехо­де от одного объекта к другому либо от одной деятельности к другой. Показателями продуктивности переключения вни­мания являются время переключения, объем работы, выпол­ненной в единицу времени, точность переключения;

• устойчивость внимания — длительность сосредоточения на объекте или явлении;

• оперативная подвижность — гибкое регулирование про­цесса сосредоточения.

Среди познавательных способностей наиболее изучены мнемические как средства реализации процессов памяти, т.е. запоминания, сохранения, воспроизведения, забывания и узнавания.

Функциональные механизмы — основа мнемических спо­собностей — обладают следующими свойствами:

• имеют генотипическую и врожденную обусловленность;

• характеризуются индивидуальной мерой выраженнос­ти, но в определенных генотипически заданных пределах;

• мономодальны (т. е. специфичны для каждой модаль­ности);

• пластичны (результаты их проявления могут варьировать);

• существуют в неразрывном единстве с разноуровневы­ми процессами анализа воспринимаемой информации (раз­нообразными способами обработки информации);

• представляют собой неосознаваемый уровень психической активности, но результат их проявления может осознаваться.

Операционные механизмы мнемических способностей — мнемические действия, позволяющие обрабатывать (осмыс­ливать) материал в целях его запоминания, сохранения и воспроизведения. Виды операционных механизмов:

• группировка — разбивка материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям, законам гештальта, фонетическим признакам и т. д.);

• опорные пункты — выделение какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (те­зисы, заголовки, вопросы, образы излагаемого в тексте, при­меры, цифровые данные, сравнения, имена, эпитеты, незна­комые и малознакомые слова, чем-либо выделяющиеся, эмоциональная реакция субъекта и т. д.);

• мнемический план — совокупность опорных пунктов;

• классификация — распределение каких-либо предме­тов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков;

• структурирование — установление взаимного располо­жения частей, составляющих целое, внутреннего строения запоминаемого;

• систематизация — установление определенного поряд­ка в расположении частей целого и связей между ними;

• схематизация — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенного представления запоми­наемой информации;

• аналогии — установление сходства, подобия в опреде­ленных отношениях предметов, явлений, понятий, в целом различных;

• мнемотехнические приемы — совокупность готовых, из­вестных способов запоминания;

• перекодирование — вербализация, или проговаривание, называние, представление информации в образной форме, преобразование информации на основе семантических, фо­нематических признаков и т. д.;

• достраивание запоминаемого материала — привнесение в запоминаемое субъектом; использование вербальных по­средников; объединение и привнесение чего-либо по ситуа­тивным признакам; распределение по местам (метод локаль­ной привязки или метод мест);

• серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей; распределение по объему; распределение по времени; упорядочение в про­странстве и т. д.;

• ассоциация — установление связей по сходству, смеж­ности или противоположности запоминаемого с индивиду­альным опытом субъекта и т. д.

Регулирующие механизмы мнемических способностей — система внешней по отношению к памяти регуляции и внут­ренней регуляции, находящейся внутри мнемических про­цессов. Внешняя по отношению к памяти регуляция; моти­вы, цели деятельности, Я-концепция, эмоции, волевые качества, которые в совокупном детерминирующем влиянии на мнемические процессы выражаются как личностные смыслы запомнить, узнать, воспроизвести или забыть. Ос­нова регулирующих механизмов — внутренняя регуляция, которую составляют следующие действия:

• отражение условий запоминания и воспроизведения;

• принятие решения (выбор оперативной единицы запо­минания и воспроизведения);

• антиципация процесса и результата запоминания и вос­произведения;

• формирование представления о программе запоминания и воспроизведения (план);

• контроль процесса запоминания и воспроизведения че­рез оценку параметров результата;

• коррекция.

Психомоторные способности проявляются при реализа­ции сенсомоторных процессов, идеомоторных процессов и моторных действий. В качестве основных показателей пси­хомоторных способностей выделяют:

• скорость (быстрота прохождения траекторий);

• силу;

• темп (количество движений за определенный промежу­ток времени);

• ритм (временной, пространственный и силовой);

• координированность;

• точность и легкость;

• пластичность и ловкость.

Духовные способности — это индивидуальное своеобразие психических процессов человека, понимающего свое место в мире. Духовные способности — это способности сопережи­вания, сочувствия, сострадания; это способности к самопоз­нанию и самосознанию, способности видеть красивое, отра­жать гармонию объективного мира; это способности быть благодарным, помнить сделанное тебе добро. Духовные спо­собности проявляются в отношении к окружающему миру, в отношении к проблемам окружающих людей. Критерием духовных способностей является поступок.

Способности развиваются в процессе деятельности благо­даря развитию операционных и регулирующих механизмов. На примере мнемических способностей доказано, что клю­чевым моментом развития способностей являются операци­онные механизмы, появление которых кардинально меняет строение памяти и создает условия для системного взаимо­действия функциональных, операционных и регулирующих механизмов, что выражается в увеличении эффективности запоминания, сохранения и забывания любого материала. Любая деятельность осваивается человеком на основе общих способностей, которые развиваются в этой деятельности. Операционные и регулирующие механизмы тонко приспо­сабливаются к требованиям деятельности, и в результате происходит превращение общих способностей в специаль­ные, характеризующиеся спецификой, обусловленной той или иной деятельностью. Каждая специальная способность имеет свою структуру, где ведущими компонентами явля­ются особенности общих способностей, трансформированные под влиянием деятельности. Так, например, ведущими свой­ствами в литературных, математических, педагогических и художественных способностях являются:

— в литературных: особенность творческого воображе­ния и мышления; яркие и наглядные образы памяти; разви­тие эстетических чувств; чувство языка в математических: умение обобщать; гибкость мыс­лительных процессов; легкий переход от прямого к обрат­ному ходу мыслей;

в педагогических: педагогический такт; наблюдатель­ность; любовь к детям; потребность в передаче знаний;

в художественных: особенности творческого вообра­жения и мышления; свойства зрительной памяти, способ­ствующие созданию и сохранению ярких образов; развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном от­ношении к воспринимаемому.

Структуру общих способностей можно представить сле­дующим образом (схема 8).

Общие способности

 

Познавательные Психомоторные

 

Способности Способности Духовные

Ощущения восприятия

 

Способности

внимания

 

Мнемические Мыслительные Способности Способности

сопереживания, отражать

сочувствия, гармонию,

сострадания красоту

 

 

Способности Способности Способности самопознания,

представления воображения определения своего места в мире

 

Схема 8. Структура общих способностей.

 

 


Понимание строения способностей как системы функци­ональных (природных), операционных и регулирующих (приобретаемых) механизмов позволяет подойти к решению проблемы компенсации психических функций, когда дея­тельность требует от работника определенного уровня реа­лизации тех или иных процессов, но способности субъекта не позволяют достичь необходимых требований. Компенса­ция — это уравнивание более развитых и менее развитых психических функций за счет более развитых. Компенсация психических функций — возмещение нарушенных или не­доразвитых психических функций путем использования со­хранных или перестройки частично нарушенных функций. Возможны пассивная и активная компенсация психических функций в процессе обучения соответствующей деятельнос­ти и в процессе ее реализации.

Активная компенсация должна совершаться в направле­нии развития операционных механизмов данной способнос­ти. Например, у субъекта отсутствует дифференциальное слуховое звуковысотное восприятие. В данном случае раз­рабатываются индивидуальные развивающие программы, направленные на развитие разнообразных перцептивных действий, способов обработки перцептивных зрительных, тактильных, вкусовых, осязательных, обонятельных и, бе­зусловно, слуховых образов.

Подобного рода компенсации должны опираться на ин­дивидуальный опыт умственной деятельности человека, учитывая наиболее развитые способности: мыслительные, мнемические или др. При активной компенсации уравно­вешивание психических функций идет благодаря полифун­кциональности операционных механизмов, их полимодаль­ности, т. е. распространяемости одних и тех же способов обработки информации на различные психические функ­ции. По мере развития операционных механизмов можно двигаться в направлении формирования регулирующих механизмов способностей, и это будет следующим этапом активной компенсации психических функций.

Пассивная (спонтанная) компенсация идет за счет систем­ного взаимодействия функциональных механизмов способно­стей. Этот процесс имеет место и при реализации деятельнос­ти, и при активной работе по возмещению нарушенных функций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.