Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Какая Маска Вам к лицу: создание имиджа политика. 5 страница






Для рассматриваемой формулы характерно представление о " правильном", " истинном" правителе Согласно мифопорождающей логике предполагается, что если правитель " истинный" то и правление не может быть дурным

Учитывая синкретизм (расчленённость на элементы) мифопорождающего сознания, не приходится удивляться тому, что в представление об ответственности правителя входит предельно широкий спектр социальных, экономических и природных задач Решение их связывается в ритуально-мифологической типологии с моральной справедливостью лидера Лидер должен доказать своё право и свои возможности поддерживать стабильный порядок Если воцаряется " самозванный" герой, то сообщество ждут новые бедствия самого разнообразного характера Кризисное состояние, нарушение равновесия в мифопорождающей логике рассматривается как результат " неправильной" персонализации Своего рода мифологическая транскрипция " кризиса лидерства "

Следует подчеркнуть, что механизм сознания, фиксирующий " кризис лидерства" и соотносящий его с остальными типами кризисов, срабатывает в целом по устойчивой логике героического мифа Учитывая массовую распространенность кризисных формул, необходимо отметить: формула " кризис политического лидерства" генетически и типологически соотносится со структурой героического мифа Не обязательно кризис политического лидерства предполагает модель, включающую все элементы героического мифа Возможны различные сочетания инициальных, кульминационных и финальных формул Концепция " кризиса политического лидерства" вполне представима одной формулой Эта формула может варьироваться, соотносясь с техницистской, трайбалистской типологиями Однако логика персонализма остается неизменной

Так как политическое лидерство развёртывается преимущественно в культурно-символических измерениях политического процесса, то формулы " идентификации", формулы " истинности" чрезвычайно близки практике лидерства Насколько проблема " истинного" лидера незначительна в практике принятия решений, в процессе " торгов", настолько болезненна и значительна для " представительского" стиля политического лидерства

Формула " ложного" претендента на роль героического лидера чрезвычайно распространена во внутриполитической борьбе Причем также, как и в архетипических моделях основными критериями оказываются почти исключительно правильные следования абстрактным морально-этическим императивам В рыночно ориентированной культуре наиболее радикальным является " отказ" от личной выгоды, от экономической активности в личном бизнесе Подобный " отказ" заметен и принимается Подобный " отказ" для рыночной культуры неизбежно героизируется В то же время ложные претенденты оформляются формулами " несостоявшегося отказа" Поэтому идентификация " истинного" героя и, следовательно, " истинного" лидера осуществляется соответственно тому, насколько полон его " отказ" императивами

Финальные формулы харизматического дискурса: Восстановленное равновесие Герой

Окончательная сбалансированность в героическом мифе устанавливается после идентификации " истинного" героя, после предъявления " истинных" законов власти Эти знаки невозможно оспорить Процедура идентификации в героическом мифе обнаруживает высокую степень формальности и последовательности мифопорождающего мышления 'Для мифопорож-дающих компонентов политического сознания формальность оказывается весьма важной Особенно в соотнесении с техницистской типологией политического лидерства и, в частности, с технократическими обертонами политического лидерства

Если формальная идентификация не проведена и " истинный" герой не подтверждается очевидными для всех знаками, то " реальное" равновесие не может считаться справедливым Логика мифологического мышления требует соотнесения восстановленного равновесия к " правильному" лидеру Равновесие как бы отсутствует до предъявления знаков " истинного" героя Отсюда и широкая возможность феномена " самозванства" и чрезвычайно серьезное отношение к выявлению " истинного" героя при довольно терпимом отношении к реальному исходу кризиса Для ритуально-мифологической типологии процесс персонализации является центральным Поэтому формальная идентификация подтверждает восстановление равновесия

После проведения формальной идентификации и определения " истинности" героя в самом прямом логико-рационалистическом смысле героические деяния кодифицируются и получают всеобщее признание Герой становится в " должную" перспективу Возможны его разнообразные отношения с последователями Эти отношения носят морально оправданный характер Герой учреж--дает разнообразные социальные институты Герой проводит испытания и посвящения Согласно героическому мифу в испытаниях и посвящениях его основная социальная и " космологическая" функция Последователи - это посвящённые " истинным", " правильным" героем Необходимость создания и функционирования институтов испытания - ещё одна причина формальной идентификации

Героические формулы, связанные с " последователями героя, являются социальными продолжениями всеобщей персонализации в героическом мифе Приобщение к героическому мифу осуществляется через посвящение, проводимое героем

Институт испытания и посвящения ставит последователей в определенные отношения к герою Последователи принимают на себя определённые функции героя Последователи могут действовать именем героя В наиболее выраженных вариантах - это персональные заместители героического лидера Несмотря на выполнение отдельных героических функций, последователи отделены заметной дистанцией от героя

Формулы, моделирующие отношение последователей к герою, не столь широко моделируют поведение политического лидера сравнительно с остальными формулами героического мифа Эти формулы касаются отношений с непосредственным окружением политического лидера

Следует тем не менее подчеркнуть формальные аспекты этих отношений, ибо иногда складывается впечатление чрезвычайной свободы и неформальности отношений политического лидера с непосредственным окружением Подобное впечатление может быть результатом сознательной " манипулятивной" политики, рассчитанной на подчёркивание единства и демократизма отношений в непосредственном окружении политического лидера Однако, подобное представление - часть совершенно иных формул героического мифа, связанных с начальными стадиями формирования героического мифа и героизированной биографии лидера

Формулы " последователи героя" -- это рабочие формулы общения в уже сформировавшемся окружении политического лидера Причём отношения эти тем более формальны, что не имеют внешне выраженной кодификации Когда уже состоялись формулы признания героических деяний и формулы идентификации, политический лидер неизбежно выделяется из своего непосредственного окружения прежде всего как персонаж, обладающий уникальными возможностями " манипулятивного" управления Выделенность из непосредственного окружения - не прихоть и не личностное свойство политического лидера Это его судьба как исполнителя определённой политической роли, определённого социально- политического института Поэтому его противостояние своему непосредственному окружению требует чёткого оформления, причём для эффективности функционирования института политического лидерства в целом

Оформление может осуществляться " принятостью" или " непринятостью" в непосредственное окружение политического лидера или иметь более дифференцированный характер: система ролей политического лидера, которые замещают персонажи из его непосредственного окружения Однако в любом случае непременна формальная отмеченность приближённого положения к политическому лидеру Последовательность - претендент испытан и принят в непосредственное окружение политического лидера

Канонизирующие формулы харизматичес-кого дискурса: Уход героя и канонизация героя

Завершаются финальные формулы героического мифа удалением и канонизацией героя Заключительная формула значительно выделяется по своей функции из остальных формул героического мифа Уход героя и канонизация " закольцовывают" мифическую биографию, создавая предпосылки для новых повторений героического цикла Предыдущая формула восстанавливает равновесие и создает институт " последователей" Последователи воспроизводят нормы, найденные в процессе развертывания героической биографии Тем не менее не исключены возможности новых нарушений равновесия и новых поисков героя, и новых восстановлении Поэтому удаление героя заложено в самой логике героического мифа Необходимо в культурно-символических измерениях политического лидерства создать ситуацию, которая формально позволила бы вновь включить весь механизм поисков и обнаружения героя Этот процесс поиска снова должен осуществлять персонализацию обстановки в возникающих кризисных ситуациях Для включения инициальных формул героического мифа и последующего развёртывания всего цикла необходимо удаление героя в финальных формулах

Заключительная формула героического мифа, моделирующая удаление героя, наиболее сложна для освоения институтом политического лидерства Эта формула героического мифа связана с политической исчерпанностью конкретного лидера, как определенной личности

Возможности героического мифа, привлекательные для политического лидера в инициальной и кульминационной фазе, в финальной фазе создают известную напряженность Согласно сценарию героического мифа политический лидер должен уйти Причём его уход должен быть формально отмечен определёнными формулами, даже еcли реального отхода от власти и не наблюдается Удаление лидера в культурно-символических измерениях политического процесса обязательно

Центральная формула финального цикла восстанавливает не только равновесие, нарушенное в инициальных фазах, но и обеспечивает интеграцию героя и последователей Заключительная формула финального цикла вновь обнаруживает чуждость и отстраненность героической биографии Возможная отстранённость героической биографии развёртывается в заключительной фазе процессом канонизации героя

Канонизация героя не предполагает повторных возможностей нарушения равновесия В рамках героической биографии равновесие установлено окончательно Канонизация предполагает выделение основных мотивов героической биографии и введение этих мотивов в состав социальных символов Канонизированная биография становится универсальной Благодаря всеобщности каноническая универсальная биография моделирует чрезвычайно широкий круг событий, формально упорядочивая и классифицируя Возможность моделировать ситуации, связанные с лидерством тем шире, чем более абстрактный характер носит героический канон Поэтому уход героя, подчёркивающий изначальную отчужденность героя, является необходимым элементом канонизации

Одновременно канонизация героической биографии в известной степени может примирить политического лидера, который должен уйти К тому же формулы героического мифа не допускают смерти героя Герой неуязвим Заключительная формула героя - именно удаление, которое чревато возвращением

Заключительные формулы героического мифа:
удаление и канонизация героя подготавливают следующий цикл активности мифолорождающих компонентов политического сознания Удаление, героя актуализирует тему кризиса политического лидерства Канонизация создаёт формулу, ожидающую конкретного исполнителя роли героического лидера

Правила Советы Рецепты

Не следует на первых этапах создания образа вводить себя в позицию харизматического лидера Выбирайте состоявшиеся в политической истории образы Героя Усильте мифологические черты Но подчеркните временную дистанцию, призовите слушателей и учеников вспомнить незаслуженно забытую героическую историю

Социальная сеть формируется вокруг темы " почитание Героя" Введите в беседах обязательное противопоставление: " героическое прошлое и мелкое настоящее" Цель: создать ощущение личной недостаточности и стремление к внутреннему изменению и преображению ситуации

Обратитесь за помощью к религиозным организациям, преимущественно к низовым организациям Просьбы подчёркнуто духовного свойства: историко-религиозное просвещение

Вы нашли Героя, который уже сыграл в политической истории сценарий, который Вы собираетесь вновь воспроизвести Начинайте эпизодически, в виде отдельных маленьких фрагментов, разыгрывать роль Героя Для этого ставьте простую политико-исполнительскую задачу перед своими учениками и перед собой:

какой бы ответ дал Герой на сегодняшний вызов? Так как временная дистанция между Вами и Героем велика, то ответ Вы предлагаете вполне ординарный (в современном контексте), но приписываете его Герою, те вы проводите процедуру героизации вполне банальной современной ситуации

Социальная сеть в целом и отдельные группы и ученики также получают дополнительный статус, соприкоснувшись с героической биографией Распределите роли в Вашем ближнем окружении Это необходимо, чтобы центральная роль осталась Вам

Выбранный Герой должен существовать вне религиозных конфликтов Поэтому обсудите выбранный сценарий и главных действующих лиц в нескольких общинах Если вы находитесь в пространстве различных религий, постарайтесь обсудить со всеми и выстроить религиозную нейтральность героя

Постарайтесь избежать публичной демонстрации собственной принадлежности к какой-либо религиозной группе, если Вы верующий Личная религиозная практика - Ваше частное дело и должна быть приватной

Поставьте в центр Вашей социальной деятельности программу личного духовного пробуждения учеников и последователей

Подчёркнуто поставьте себя в зависимость от традиционных религий

Активизация энергии героического мифа таит для Вас определённые сложности и опасности В частности, значительная часть энергии мифа, действующей на последователей, связана с четким разделением пространства и актеров политического театра на своих и чужих Вам необходимо решить сложную задачу: перенять энергию мифа, харизму и предупредить раскол по признаку свой/чужой в созданной социальной сети Осознайте ситуацию во всей её противоречивости Введите в свою доктрину тему " зло внутри человека, " тему " борьбы с самим собой" как альтернативу борьбы с другим

Если агрессивные обертоны темы свой/чужой уже увлекли часть учеников и последователей, проведите индивидуальные беседы, осуществите программы, ориентирующие внешнюю активность на решение задач борьбы со своим собственным внутренним злом Например, понимание в некоторых исламских харизматических движениях " священной войны" как войны со своим внутренним злом

Если перед Вами появляются препятствия (мнимые или реальные), постарайтесь представить в Вашем политическом театре сцену преодоления препятствий как результат Ваших духовных усилий и Вашей уникальности Вы начинаете выстраивать дистанцию между собой и остальными последователями

Если дистанция не принимается, постройте новую систему ролей с отчётливо выраженными статусами Наиболее удобна структура партии с формальными лидерами, где неформальный харизматический лидер находится вне партии, те дистанцирован

Постарайтесь с помощью активного диалога с лидерами местных религиозных общин включить свою сеть в совместные социальные программы

При исполнении темы, связанной с полнотой самореализации Героя, подчеркните, что Ваш успех - это прежде всего незаслуженный дар, те харизма Если Вас провоцируют на конкретные действия и технические разъяснения Вашего успеха, переводите тему успеха в необъяснимую область духовной благодати

Проведите несколько семинаров в группах учеников, где многие свидетельствуют о своём (а не Вашем) успехе на пути самопознания и самосовершенствования

Если возникают проблемы в диалоге с религиозными общинами, подчёркивайте сугубо образовательный и научный характер своих программ

Процесс развития Вашего движения и процесс активизации героического мифа порождает у Ваших противников стремление перехватить инициативу, те присвоить себе Вашу (созданную Вами) идеологическую и политическую нишу Иными словами, Вашему политическому капиталу может грозить опасность Вам следует провести предварительные мероприятия, пока претенденты на Ваше место не появились Постоянно воспроизводите, напоминайте последователям ситуацию ложных героев из исходного мифа Тогда система ролей " ложных героев" для возможных претендентов на Ваше место будет готова

Разверните процедуру идентификации во времени (несколько этапов), включите в процесс -идентификации ложных героев членов социальной сети На съездах движений и партий эту роль играет мандатная комиссия Тот, кто позже стал претендовать на лидирующую позицию в мифе - " самозванец" - имеет меньше шансов на успех при детальной процедуре идентификации

Участие низовых религиозных общин, с которыми Вы связаны, поможет Вам в разрешении конфликтов за роль, если Вы подключите их к своей деятельности в качестве арбитра

Свидетельствуйте о духовном преображении мира под влиянием внутренней победы Героя, под влиянием присутствия его преображенной личности Противопоставьте этот взгляд чисто внешней, утилитарной оценке исторических деяний Героя

Организуйте семинары, где рядовые члены движения будут свидетельствовать о своём личном пробуждении и преображении после знакомства с учением Таким образом складывается Ваш статус как харизматического Учителя, дающего своим последователям пробуждение и преображение

Пригласите на Ваши семинары представителей различных религиозных групп, чтобы статус Вашего движения не перешёл тонкой черты, отделяющей светское движение от религиозного Попросите Ваших гостей провести эту границу В рамках религиозных структур фиксируйте статус Вашей социальной сети: предварительная работа с мирянами

Периодически оставляйте своих последователей и исчезайте Уход из политики всегда проблема для харизматического лидера и его движения Поэтому следует практиковать периодические уходы, чтобы выработать механизмы возвращения

Вы проверяете, насколько Ваш личный миф работает в пространстве коммуникаций Вашей социальной сети в Ваше отсутствие

 

Источник: Егорова-Гантман, Минтусов И. (ред.) Имидж лидера. // Политическое консультирование. – М.: ЦПК «Никколо М», 1999.

 


Основная идея избирательной кампании. " Месседж"






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.