Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЧЕМ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ: СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ




Великие и малые мира сего имеют те же несчастья, те же огорчения, тоже страсти
Ювенал

Личность политического лидера является сложнейшим многомерным образованием и состоит из различных взаимосвязанных структурных элементов. Не все они в одинаковой степени "ответственны" за политическое поведение, проявляются в нем. Для удобства сгруппируем в шесть блоков наиболее влиятельные личностные характеристики:

представления политического лидера о себе самом;

потребности и мотивы, влияющие на политическое поведение;

система важнейших политических убеждений;

стиль принятия политических решений;

стиль межличностных отношений;

устойчивость к стрессу.


ГЛАВА 1

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА О СЕБЕ САМОМ И КАК ОНИ ВЛИЯЮТ НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ: Я - КОНЦЕПЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА

Человек рожден для великих дел,
когда у него хватает сил победить себя самого
Жан Массильон

Худшее из всех бед - презрение к себе
Бертольд Ауэрбах

Проблема компенсации реальных или воображаемых дефектов личности была поставлена ещё "соратником" З. Фрейда А. Адлером. Эта идея получила своё более полное развитие в работах Г. Лассуэлла. Согласно его концепции, человек для компенсации личностного дефицита, и, в частности, низкой самооценки стремится к власти как средству такой компенсации. Таким образом, самооценка, будучи не адекватной, может стимулировать поведение человека в отношении политически релевантных целей - власти, достижений, контроля и других.

Внимание Г. Лассуэлла было приковано к развитию представлений человека о самом себе, степени развития и качеству самооценки и их воплощению в политическом поведении. Его гипотеза состояла в том, что некоторые люди обладают необычайно сильной потребностью во власти или других личностных ценностях, таких как привязанность, уважение, как в средствах компенсации травмированной или неадекватной самооценки. Личные "ценности" или потребности такого рода могут быть рассмотрены как эго-мотивы, поскольку они часть эго-системы личности.

Политический лидер в любой ситуации за редким исключением ведёт себя в соответствии с собственной Я-концепцией. Поведение его зависит от того, кем и как он себя осознает, как он сравнивает себя с теми, с кем он взаимодействует.

Я - концепция, то есть осознание человеком кто он, имеет несколько аспектов. Наиболее существенные из них это - образ "Я", самооценка и социальная ориентация политического лидера. Классик психологии У. Джемс считал, что наша самооценка может быть выражена как отношение наших достижений к нашим претензиям.

Под социальной ориентацией подразумевается чувство автономности в противоположность чувству зависимости от других людей в самоопределении По мнению психолога Е.Т. Соколовой, "автономизация самооценки окончательно оформляется в подростковом возрасте и преимущественная ориентация на оценку значимых других или на собственную самооценку становится показателем стойких индивидуальных различий, характеризующим целостный стиль личности"



Американские исследователи Д. Оффер и Ч. Строзаер рассматривают образ Я политика, который соответствует "общей сумме восприятии, мыслей и чувств человека по отношению к себе". "Эти восприятия, мысли и чувства могут быть более или менее ясно проговорены в образе Я, в котором Я разделено на шесть различных частей, тесно взаимодействующих". Эти шесть Я - следующие: физическое Я, сексуальное Я, семейное Я, социальное Я, психологическое Я, преодолевающее конфликты Я. Как отмечает Е. Т. Соколова "ценность и субъективная значимость качеств и их отражения в образе Я и самооценке могут маскироваться действием защитных механизмов". Физическое Я o это представления политического лидера о состоянии своего здоровья, физической силе или слабости Политический лидер должен быть достаточно здоровым, чтобы это не препятствовало его деятельности В политологической и психологической литературе были описаны страдания, которые причиняло президентам США Рузвельту, Вильсону и Кеннеди их плохое здоровье Хорошо известны также переживания Гитлера и Сталина в связи с их физическими недостатками

По поводу сексуального Я, то есть представлений политика о своих претензиях и возможностях в этой сфере, ученые отмечают отсутствие статистических данных о том, как сексуальные преференции или сексуальное поведение связано с лидерскими способностями. Мы сомневаемся что президентом современного развитого государства может стать гомосексуалист или эксгибиционист. Прежде всего такие наклонности закрыли бы ему путь в большую политику вне зависимости от лидерских качеств В истории же известные тираны отличались патологией сексуальной сферы и нередко страдали различными извращениями



Семейное Я является очень важным элементом личности политика. Хорошо известно и прежде всего из психоанализа, какое огромное влияние оказывают отношения в родительской семье на поведение взрослого человека. Некоторые политические лидеры преодолевают ранние травмы и конфликты, другие - нет и становясь лидерами переносят фрустрации из своего детства на свое окружение в стране и в мире

Для людей, находящихся на высшем государственном посту, очень важно обладать способнос-1ью к совместной деятельности с другими. Представления политика об этом качестве отражены в социальном Я. Политический лидер должен научиться тому, как вести переговоры и как стимулировать своих коллег к проявлению их лучших качеств. Он должен быть способным использовать навыки межличностных отношений для эффективной работы с различными, порой враждебными группами людей, с лидерами других стран

Психологическое Я составляют представления о своем внутреннем мире, фантазиях, мечтах, желаниях, иллюзиях, страхах, конфликтах - важнейшем аспекте жизни политического лидера 3. Фрейд говорил, что психопатология - участь обыденной жизни. Как и у обычных людей, у лидеров нет врожденного иммунитета от невротических конфликтов, психологических проблем, а иногда и более серьезных форм психопатологии, таких как психоз. Страдает ли политик от осознания собственных страхов или относится к этому спокойно, или даже с юмором - проявляется в его поведении, особенно в периоды ослабления самоконтроля

Преодолевающее конфликты Я - представления политического лидера о своей способности к творческому преодолению конфликтов и нахождению новых решений для старых проблем. Лидер должен обладать достаточными знаниями и интеллектом, чтобы смочь воспринять проблему. Он должен быть достаточно самоуверенным при принятии политических решений, чтобы суметь передать эту уверенность другим. Иной аспект преодолевающего конфликты Я осознание лидером своей способности к преодолению стрессов, связанных с его ролью и деятельностью на посту например, главы государства. Стресс может привести к тяжелым симптомам, которые самым серьезным образом ограничивают интеллектуальные и поведенческие возможности политического лидера. Он может увеличивать жесткость познавательных и мыслительных процессов в исторически сложные моменты, приводить к снижению гибкости и самообладания, в особенности тогда когда они необходимы

Сложность Я-концепции понимается как число аспектов Я, воспринимаемых политическим лидером или как степень дифференциации Я-концепции. На ранних стадиях самосознания происходит отделение человеком себя от других. Далее, Я в его сознании разделяется на неограниченное число частей. Впоследствии у человека проявляется тенденция оценивать себя в сравнении с другими людьми. Через процесс социального сравнения у человека устанавливаются рамки социального рассмотрения Я как точки отсчета Политики со сложной Я-концепцией имеют тенденцию стремиться к получению большей информации перед принятием решения и более вероятно воспримут информацию от других лиц, чем не обладающие сложной Я-концепцией. Политические лидеры со сложной Я-концепцией имеют тенденцию легче ассимилировать как позитивную так и негативную информацию и, таким образом реагировать 4а ситуацию на основе обратной связи

В то же время чем выше самооценка у политиков, тем хуже они реагируют на ситуацию, тем ниже их реактивность Лидеры с высокой самооценкой менее зависимы от внешних обстоятельств, они имеют более стабильные внутренние стандарты, на которых они основывают свою самооценку

Политические деятели с низкой самооценкой оказываются более зависимыми от других людей и таким образом, более реактивными Они являются более чувствительными к обратной связи и изменяют свою самооценку в зависимости от одобрения или неодобрения других

Самооценка политического лидера накладывает очень важный отпечаток на внутри- и внешнеполитический курс его страны. Если у него в течение жизни сформировалась заниженная самооценка то его постоянное недовольство собой могло быть той самой движущей силой, которая толкала его на взятие всё новых и новых барьеров в сфере внутренней или внешней политики. Такими были Ленин, Сталин, Никсон, Рейган, такими являются Саддам Хусейн, Дудаев. Каждой своей победой они постоянно доказывали себе, что они чего-то стоят. Но взятые барьеры их уже не радовали. И они стремились к новым, чтобы опять удостовериться в собственной значимости. Заниженная самооценка толкает политического лидера на "великие" шаги на международной арене: крупномасштабные военные или, наоборот, миротворческие акции, неожиданные для окружения экстравагантные повороты во внешней политике и многое другое

Лидеры государств с завышенной самооценкой переоценивая собственные качества политика и главнокомандующего, зачастую не замечают всеобщей и внешней, и внутренней реакции на свой курс на международной арене. Они упиваются собственным успехом (даже если он мифический) и относят критику к злобствующим завистникам. Здесь можно говорить о нарушении обратной связи между последствиями политического действия и субъектом. Почти никакие последствия не способны заставить такого лидера испугаться или содрогнуться от мысли о том, к чему могут привести его поступки

Другой тип лидеров с завышенной самооценкой сталкиваясь с недооцениванием их политики как в стране гак и за рубежом, сильно страдают от аффекта неадекватности. Когда их политика строилась с их собственной точки зрения на принципах высокой морали или же казалась им продуманной и продуктивной, а она была воспринята как безнравственная или же бессмысленная, то тогда такие политические лидеры шли на самые неожиданные шаги. И чем больше они обижались и переживали, тем чаще они повторяли аналогичные политические акции, ещё больше вызывая неодобрение. Американский президент Джонсон очень сильно страдал, что его вьетнамская война стала вызывать негативное отношение и в США, и в мире. Его близкие советники отмечали, что весьма часто, получив донесение об острой негативной реакции в других странах и в различных слоях американского общества, сетуя на то, что его не ценят, не любят и не понимают, он отдавал приказ об очередной бомбардировке Вьетнама Круг, тем самым, замыкался

Лидеры с адекватной самооценкой представляют лучший образец партнеров на политической арене. Их внешняя и внутренняя политика не мотивирована стремлением к самоутверждению, обратная связь между последствиями акций и ними самими работает неукоснительно. Адекватно оценивающий свои политические способности лидер как правило, уважительно и высоко оценивает других лидеров. Не боясь, что его унизят, обидят обойдут, твердо зная собственную высокую цену считая себя не хуже других с кем ему приходится взаимодействовать, такой лидер будет вести политику, которая позволила бы добиться поставленных целей и дала бы обоюдную выгоду Отсутствие невротического компонента в самооценке приводит, как правило, к его отсутствию и в политическом поведении

Правила Советы Рецепты

Ваши представления о себе влияют на все сферы Вашего поведения но особенно - на политическое. Задумайтесь над тем как Вы себя воспринимаете и как Вы к себе относитесь, насколько себя уважаете. Постарайтесь проанализировать оценки, даваемые Вам другими и Вами самими

Взгляните на себя как на изучаемый объект Сколько различных сторон личности Вы заметили? Вероятно их больше, чем те шесть, о которых мы говорили. Подумайте, какие из этих сторон вызывают у Вас чувство недовольства, раздражение. Посмотрите, так ли уж они ужасны. Вы уже многого добились, может быть эти недостатки не мешают в политической жизни. А если уж мешают, то проанализируйте, какими Вашими личностными достоинствами они уравновешиваются

Попробуйте каждый день анализировать новью две личностные черты, входящие в образ Я Каждому элементу образа Я посвятите по четыре дня Подведите итог своему анализу: сколько черт Вы обнаружили в первый день, сколько - в конце работы; какие причины породили те или иные черты личности; почему Вы так относитесь к этим чертам

Вспомните Ваши отношения с родителями. Не расстраивайтесь еще раз, если Вам покажется что они вас недостаточно любили или были недостаточно внимательны к Вашим успехам и неудачам. Причина могла быть не в Вас - Вы вероятно, были им дороги как ребенок, но относились они к Вам так, как могли. Может быть это было максимальное тепло и любовь, допущенное их эмоциональной сферой Вы не должны рассматривать себя как "недолюбленного" ребенка

Если Вы находите, что кто-то из родителей внимание которого Вам было особенно дорого не спешил общаться с Вами, занимаясь своими делами, был "дистантным" с Вами, подумайте что от этого пострадал прежде всего родитель. Он лишил себя Вашего тепла и общения. Возможно, что у Ваших родителей была слишком трудная жизнь и у него физически не оказалось времени и сил, чтобы пойти Вам навстречу

Обнаружив, что Вам свойственны страхи и иллюзии, Вы должны отнестись к этому с хладнокровием исследователя Вы должны понять их причину, вероятно, она лежит еще в детских переживаниях Возможно, Ваши страхи перестанут мучить Вас, если Вы запомните, что бояться чего-либо не стыдно, что это в принципе свойственно людям И политики - не исключение

Отношение к Вам со стороны других людей может не совпадать с Вашей самооценкой Это не страшно, важно понять, кто неверно оценивает реальность Не бойтесь критики - она поможет Вам отнестись к себе объективнее Научившись адекватно оценивать себя, Вы сможете эффективнее действовать в мире политики

Подумайте, кто для Вас наиболее значимое лицо или группа лиц, мнение которых Вам необходимо знать, чтобы сформулировать отношение к себе Почему их мнение для Вас столь уж значимо? Можете ли Вы определиться в самоотношении независимо от них? Знать мнение других людей о себе важно, но Вы должны уметь сами оценивать себя, свои личностные достоинства и недостатки, качество исполнения политических ролей

Если у Вас заниженная самооценка и политика стала для Вас сферой, где Вы пытаетесь ее повысить, постарайтесь найти для себя ту область, где Ваши достоинства смогут проявиться лучше всего

Анализируя другого политика, Вам необходимо иметь информацию о различных личностных характеристиках и их взаимодействии. Важно установить, как эти личностные характеристики сформировались. Поэтому при анализе личности оппонента или партнера по политическому взаимодействию необходимо знать биографические данные, начиная с раннего детства, иметь информацию о его взаимоотношениях с родителями и другими членами семьи. Крайне важна информация о системе и формах наказаний и поощрений, имевшей место в семье, когда он был ребенком

На формирование многих личностных характеристик имеет влияние физическое состояние политического лидера и отношение к нему самого политика, а также его психическое здоровье Для того, чтобы Ваши знания о личности другого политического лидера были более полными, а прогноз его политического поведения более точным, необходима информация о состоянии физического и психологического здоровья его самого и ближайших родственников

Я-концепция другого политического лидера является ключом к пониманию его личностных проблем. Знание его образа Я необходимо Вам для анализа его самооценки. Даже один элемент образа Я может стать причиной для формирования травмированной самооценки. Если у Вашего оппонента или партнера по взаимодействию травмированная самооценка, то способом улучшения Ваших с ним отношений является предоставление ему возможности компенсировать ее в избранной им зоне компетенции. Очень важно обнаружить у него наличие внутриличностного конфликта, особенно разрыва между идеальным и реальным Я. Наличие "болевых точек" в личности партнера осложняет Ваше взаимодействие с ним Вам необходимо проявлять осторожность, чтобы не спровоцировать у него агрессивное и защитное поведение

Знание социальной ориентации политического лидера позволяет понимать механизм компенсации травмированной самооценки, отношений с последователями, отношений с другими политическими лидерами, с советниками

Если у политического лидера сложная Я-концепция, то есть он выделяет в своем Я множество нюансов, то его восприятие других людей в своем окружении, партнеров и противников, непосредственно. Вас также будет сложным, свободным от упрощений

Политический лидер со сложной Я-концепцией и заниженной самооценкой будет наиболее восприимчив к критике и сумеет лучше других изменить свое политическое поведение

ГЛАВА 2

ЧТО ДВИЖЕТ ПОЛИТИКОМ: ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ ЛИДЕРОВ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Политическое поведение лидера является целенаправленным и мотивированным. Существует множество различных личностных потребностей, которые так или иначе связаны с его политической деятельностью. Однако в многочисленных исследованиях, проведенных учёными разных школ, выделены несколько основных, но главными потребностями, мотивирующими политическое по ведение лидеров, являются :

  • потребность во власти;
  • тесно связанная с потребностью во власти потребность в контроле над событиями и людьми,
  • потребность в достижении;
  • потребность в аффилиации, то есть в принадлежности к какой-то группе и получении одобрения Характер и содержание потребности во власти; у человека могут быть сформированы условиями, в которых у них образовывалась низкая самооценка. Один из возможных случаев образования потребности во власти связан с наличием страха пассивности, слабости, страха оказаться под чьим-то доминированием. В другом случае, потребность во власти может сформироваться при наличии агрессивных и деструктивных черт личности. Поэтому власть может быть желанна по многим причинам, причем у одного и того же человека в различное время эти причины могут быть иными Условно можно выделить три типа причин, по которым власть для политического лидера желанна: чтобы доминировать над другими и/или ограничивать действия других, создавать для них определённую депривацию; чтобы другие люди над ним не доминировали и/или не вмешивались в его дела; чтобы осуществлять политические достижения

Последний пункт особенно важен для понимания мотивации политического лидера. Во-первых, потребности политика во власти и в достижении в действительности оказываются тесно связанными. Во-вторых, потребность во власти предполагает, что она может быть не только и не столько компенсаторной, но скорее инструментальной, то есть, власть может быть желанна для удовлетворения других личностных потребностей, таких как потребность в достижении, в уважении, в одобрении, в безопасности

Иногда цель, чтобы над политиком никто не доминировал, может быть сама по себе конечной и более высоко ценимой, чем другие. Потребность во власти, возникшая как компенсаторный механизм, проявляется у политика по-разному в зависимости от условий. Эта потребность может быть усилена другими потребностями или, напротив, вступить с ними в конфликт - такими потребностями как потребность в любви, аффилиации, достижении, которые лидер также стремится удовлетворить на политической сцене

В случае, когда у политического лидера одновременно много ценностей, перед нами стоит сложная задача выяснения иерархии потребностей и характера их взаимодействия. В попытках определить роль личностных структур в политическом поведении лидера необходимо оценить относительную силу конкретной потребности, а также способы, с помощью которых он согласовывает и "примиряет" конфликтующие потребности при выборе целей. Мы должны понять условия, в которых та или другая потребность или их набор имеет первичное значение в поведении политического лидера

При достижении власти и пользовании ею, политический лидер уменьшает напряжение В ряде случаев он испытывает чувство эйфории, которое служит для компенсации некоторых компонентов низкой самооценки, от которых он страдает

Существует шесть видов поведения, служащих индикаторами стремления к власти:

  • нежелание разрешить другим разделить с ним действительную или предполагаемую власть;
  • нежелание получать советы относительно своих функций;
  • нежелание делегировать другим решение задач, которые, как убежден политический лидер принадлежат к его прерогативе власти;
  • нежелание консультироваться относительно собственного функционирования с теми, кто хотел бы разделить с ним власть;
  • нежелание информировать других относительно своего функционирования при осуществлении действительной или предполагаемой власти;
  • желание изобретать и навязывать организованные системы функционирования другим действующим лицам на политической арене

В порядке компенсации политический лидер старается найти себе сферу деятельности, в которой он может продемонстрировать свою компетенцию и достоинство. Важность таких процессов для лиц, страдающих от низкой самооценки, очевидна. Достижение компенсации в данной сфере деятельности, в ряде случаев, однако, узкой и специализированной, создает для личности "полe", в котором политический лидер функционирует достаточно продуктивно и автономно (это "поле" свободно от вмешательства других), возможно агрессивно в осуществлении действительной или 1редполагаемой власти, самонадеянно чтобы достичь личностного равновесия

Из многочисленной психоаналитической литературы, в которой анализировались эйфорические чувства, сопровождающие обретение власти, А. Джордж выделил различные виды эйфорических чувств, возникающих при компенсации различных компонентов низкой самооценки за счет осуществления власти:

  • чувство собственной незначительности компенсируется чувством уникальности;
  • чувство моральной неполноценности у политического лидера компенсируется чувством превосходства;
  • чувство слабости компенсируется чувством обладания высшей силой;
  • чувство посредственности у политического лидера компенсируется чувством обладания высшими способностями;
  • чувство интеллектуальной неадекватности компенсируется чувством интеллектуального превосходства и компетенции

Эти эйфорические чувства не всегда можно встретить в открытом виде, хотя в ряде случаев они содержатся в прямых текстах политических лидеров

Процесс создания сферы компетентности отличается тенденцией к сдвигу от одного полюса субъективных чувств к другому - то есть, от отсутствия уверенности в себе к высокой самооценке и самоуверенности в своих действиях в реальном или предполагаемом "поле" власти

Другой взгляд на потребность во власти представляет собой концепция Д. Винтера, развиваемая им в ряде теоретических трудов, среди которых отметим. "Потребность во власти" Д. Винтер считает, что потребность во власти является социальным мотивом и поэтому теснейшим образом связана с президентским поведением. Она приведет президента к успешному политическому поведению. Президенты с высокой потребностью во власти будут активны, оживлены и счастливы в мире конфликтов и интенсивного политического Торга. При необходимости удержаться наверху они будут эксплуатировать союзников, атаковать врагов. У них обычно нет тенденции консультироваться с экспертами и изменять свое поведение поэтому, они могут столкнуться с непредвиденными вредными последствиями действий, которые они предприняли для сохранения своего престижа. В возникшей ситуации они могут увидеть угрозу своей власти, испытать стресс и "отступить в нереальный субъективный мир риска, престижа и обеспокоенности своим внутренним чувством потенции" В крайних, экстремальных случаях, они могут реагировать на поражение путём взятия своего мира - своих друзей, врагов, цивилизации - с собой, как это сделал Гитлер в конце второй мировой войны

Д Винтер и А Стюарт обнаружили в своей работе индикаторы потребности во власти в содержании вербальных текстов, поведении и межличностном взаимодействии, которые были выявлены во многих исследованиях различных авторов

Так, в образах, содержащихся в текстах политического лидера, потребность во власти проявляется в заботе о влиянии на другие лица или страны посредством властных действий, возбуждении сильных эмоций у других, заботе о своей репутации. Это имеет прямое отношение к "образам" власти в текстах речей и документов - описанию прошлых событий только в сочетании с инструментальной деятельностью - преодолением кризиса, достижениями и стремлением к экономическому успеху, свободе и демократии

Показателем потребности во власти в поведении политического лидера является занятие позиции, дающей формальную социальную власть. Он проявляет беспокойство о престиже и престижных вещах, нередко потребляет алкогольные напитки проявляет склонность к относительно высокому риску в азартных ситуациях и враждебность к другим лицам, имеющим высокий статус. Он окружает себя мало престижными друзьями, активен и влиятелен в малых группах, сексуально обычно рано созревает

В межличностных отношениях типа "торга", наиболее часто встречающихся в политике, лидер с высокой потребностью во власти склонен к эксплуатации других людей, особенно в ситуации, когда от партнёра ожидается кооперативное поведение

В долговременных межличностных отношениях, где "торг" также имеет место, такой политический лидер нередко отправляет двойственные послания, объясняет причины собственного поведения. Он воспринимает партнёра как соперника, игрока. Политические лидеры с высокой потребностью во власти конфликтны, склонны к манипулятивным действиям и затратам огромных военных усилий. Д. Винтером выявлены важные корреляции между потребностью во власти у президентов и событиями во внешней политике, проводимой ими. Так, обнаружена значимая корреляция между потребностью во власти у президента и началом войны с другой страной (коэффициент корреляции г=040), присвоением территории, принадлежащей, другой стране (г=074)

У многих политических лидеров потребность во власти является хорошо развитой. Однако она может иметь умеренный или гипертрофированный характер. Во многом сам пост главы государства с присущими ему атрибутами власти уже должен удовлетворить эту потребность у лидера. Но поскольку лидер действует от имени государства на международной арене, то он, во-первых, взаимодействует с другими лидерами, не являясь, таким образом, единственной вершиной пирамиды власти, каковой он стал в собственной стране, и здесь есть поле для соперничества и конкуренции Во- вторых, действуя от имени собственного государства, он стремится утвердить его власть над другими государствами

Потребность политического лидера в личном контроле над событиями и людьми. Эта потребность является проявлением в политической деятельности базовой человеческой потребности в контроле внешних сил и событий влияющих на нашу жизнь. Когда эти силы и события относятся к сфере политики, то образуется связь между личным контролем и политической жизнью.

Личный контроль имеет два измерения степень и сферу. Степень личного контроля имеет прямое отношение к убеждению человека в его способности контролировать события и людей. Это связано, в свою очередь, с двумя важными и связанными между собой способностями способностью развивать и использовать разнообразные навыки в достижении личных целей и способности к успешной проверке реальности Например, что бы стать президентом, человек должен развить определённые интеллектуальные межличностные и другие навыки Более того, он должен научиться применять эти навыки подходящим к конкретным проблемам способом Нередко бывают значительные разрывы между сильным убеждением человека в своей способности к личному контролю и реальностью, приводящие политических лидеров к провалу

Естественно, что у политических лидеров, есть значительные индивидуальные различия в потребности в личном контроле Очевидно, что политические лидеры с низкой потребностью будут удовлетворены меньшим, лидеры с высоким уровнем потребности будут требовать огромного контроля над событиями и людьми чтобы удовлетвориться

Сфера контроля - это широта области жизненного пространства и деятельности которую политический лидер ищет для своего влияния Эта сфера может варьировать от очень ограниченной, включающей лишь одну специальную область, до широкой, включающей многие области политики Чем шире желаемая сфера личного контроля, тем обычно меньше его степень, поскольку у политического лидера ограниченные возможности и навыки, а каждый "сектор" сферы контроля требует использования определенных навыков и возможностей

Политический лидер может отбирать определённые области для своего контроля, релевантные его навыкам, причём делать этот выбор на основе восприятия собственных навыков и способностей, где он силён, а где нет Таким образом, правильность и успешность выбора политическим лидером области для своего контроля зависит во многом от адекватности его Я--концепции и самооценки

Потребность политического лидера в контроле над событиями и людьми также находит свое удовлетворение и во внешнеполитической деятельности, равно как и мотивирует его поступки на международной арене Есть смысл разделить эту потребность на две, исходя из объектов контроля: потребность в контроле над международными событиями и потребность в контроле над политическими лидерами других стран

Потребность в контроле над международными событиями Эта потребность у политического лидера тесно связана с его потребностью во власти Многое зависит от понимания лидерами места и роли личности в истории Если политический лидер убежден, что история прогнозируема, контролируема и управляема, то международные события представляются объектом приложения его силы, для придания им нужного направления развития Контроль над международными событиями может пониматься по-разному Здесь возможен широкий спектр: от моментальной реакции в виде военного вмешательства или экономических санкций на нежелательные изменения в различных регионах мира до досконального изучения динамики развития ситуации и попыток ее корректировки дипломатическими средствами

Если политический лидер убежден, что история развивается по собственным, не зависящим от человека законам (а люди с подобными убеждениями очень редко становятся политическими лидерами), что контроль над событиями желателен, но почти невозможен, то в этих случаях внешнеполитический курс, нацеленный на пассивное наблюдение и невмешательство во внешние ситуации, будет скорее всего изоляционистским

Интерес для анализа представляет понимание лидером международных отношений как взаимодействие сторон или борьбу с обязательной победой для одной стороны и поражением для другой Если сильна потребность в контроле над международными событиями и международные отношения видятся как борьба, то тогда политический лидер проявляет склонность к более жёсткому внешнеполитическому курсу, к нередкому и скорому военному вмешательству в ситуацию И наоборот, когда политический лидер не испытывает очень сильной потребности в контроле над международными событиями и рассматривает отношения между странами в норме как взаимодействие, то политика сотрудничества в решении общих проблем вполне удовлетворит его умеренную потребность в контроле, поскольку при продуктивном взаимодействии исход ситуации во многом запрограммирован

Потребность в контроле над политическими лидерами других стран Политические шаги, мотивированные этой потребностью, будут зависеть от образа того политического лидера, в отношении которого предполагается осуществить контроль Этот образ имеет сложную структуру Политический лидер-субъект восприятия {С} должен определить для себя ряд существенных характеристик политического лидера-объекта восприятия (О) Является ли О лидером государства-союзника, государства-нейтрала, государства-противника? Если О - лидер государства-союзника, то какого союзника: старшего, младшего (зависимого) или равного? Если О - лидер государства-противника, то сильного, среднего или слабого по отношению к собственному для С государству? С должен определить, является ли О авторитарным или демократическим лидером, сильные стороны его личности и уязвимостью места Очень существенным является для С знание внешнеполитических целей и убеждений О

Осуществление контроля над конкретным политическим лидером другого государства зачастую становится невозможным как в силу самой ситуации, так и в силу личностных качеств этого лидера В этом случае политический лидер С для удовлетворения своей потребности в контроле переориентирует свою внешнюю политику таким об- -разом, чтобы найти политического лидера О, в отношении которого контроль может стать реальным Когда лидеру крупной страны не удаётся контролировать лидера другой крупной страны, эти периоды знаменуются более жёстким контролем деятельности глав государств-сателлитов

Потребность политического лидера в достижении Потребность в достижении проявляется в заботе о совершенстве, мастерстве, поведении, направленном на достижение Обычно потребность в достижении хорошо видна в предпринимательском поведении, когда бизнесмен склонен к умеренному риску, модифицирует свое поведение 'в зависимости от обстоятельств, использует советы экспертов Это поведение предпринимателей является инструментальным для достижения успеха в мире бизнеса

Перед политическими психологами уже довольно давно встал вопрос о том, будет ли такое поведение у политических лидеров столь же успешным Так, президент может положиться на совет высших экспертов, нов нём могут быть свои изъяны, ведущие к серьезным политическим последствиям Модификация поведения на основе обратной связи, сколь хорошей она ни является в деле бизнеса, в политике может рассматриваться населением как непоследовательность, непринципиальность или отсутствие интереса к судьбе политических союзников

Поэтому поведение политического лидера, в котором проявляется потребность в достижении, может не быть очень успешным, а его карьера счастливой По мнению Д Винтера и А Стюарта, президент с потребностью в достижении будет активным, хотя и не обязательно любящим свою работу, он будет выбирать себе советников на основе их экспертных знаний скорее, чем из личных или политических соображений, он не обязательно достигнет слишком многого или будет оценен как "прекрасный" президент Увы, такая судьба постигла двух политиков со схожими личностными профилями' Буша и Горбачева

Потребность в достижении имеет отношение к мастерству, манипулированию, организации физического и социального окружения, преодолению препятствий, установлению высоких стандартов работы, соревнованию, победе над кем-либо Как мы видим это довольно широкая трактовка понятия "достижение", и в таком виде она может больше соответствовать мотивации политического лидера

Люди, стремящиеся к достижениям, нередко ищут власти, чтобы достичь своей цели Они более спокойно относятся к изменениям в окружающем мире У людей с высокой потребностью во власти проявляется тенденция к сильной ориентации на задачу, причём неуспех в начале лишь делает эту задачу для них еще более привлекательной Мотивированные на достижение политики рассматривают других людей или группы в своём окружении в качестве фактора помощи или, наоборот, помехи для их достижений При этом они предпочитают быть независимыми и избегать таких межличностных отношений, которые могли бы привести их к зависимости

Поведение человека направлено на избегание провала столь же, сколь и на достижение цели Существуют два мотива, связанных с потребностью в достижении: мотив достижения успеха и мотив избегания провала, причем оба они рассматриваются в контексте вероятности успеха У Стоун отмечает в этой связи: "Степень эмоционального подъема после достигнутого успеха или степень унижения после провала зависят от субъективных ожиданий человека относительно его возможности добиться определенного поста в учреждении"

Таким образом, выделяется два типа мотивационных схем:

  • мотивация избежать провала выше мотивации достичь успеха Такая мотивационная схема описывает поведение человека, покидающего поле боя со словами: "Я проиграл, потому что не хотел и не пытался выиграть";
  • мотивация достичь успеха выше мотивации избежать провала Это типичная мотивационная схема поведения реальных политических лидеров

Относительная сила мотива влияет на оценку политическим лидером субъективной вероятности последствий, то есть более высокий мотив достижения успеха будет способствовать оценке более высокой субъективной вероятности успеха

Д Винтер и А Стюарт выделили индикаторы : потребности в достижении в речах и документах политических лидеров, в поведении, в межличностных отношениях

В текстах политических лидеров потребность в достижении проявляется в высказывании заботы о соответствии стандартам совершенства и превосходства, уникальных достижениях, долговременном вовлечении во что-либо, успехе в соревнованиях В поведении политического лидера эта потребность проявляется в успешной предпринимательской деятельности, нынешней или имевшей место в его карьере, склонности к умеренному риску и модификации политического поведения на основе полученных ранее результатов Такой политический лидер выбирает для себя хороших экспертов, а не друзей, чтобы они ему помогали в решении задач Ему свойственны экспрессивные движения, перемещения без отдыха Для политических лидеров с высокой потребностью в достижении не редка нечестность, когда это необходимо для достижения цели Иногда они могут пойти на нарушение закона

В межличностных отношениях, напоминающих "торг", политический лидер с потребностью в достижении демонстрирует обычно кооперативное поведение, В долговременных отношениях такого типа он особенно склонен к сотрудничеству Для него будет характерной личная дипломатия, многочисленные послания и личные обращения к другим для координации совместных действий Он вслух декларирует и объясняет причины своего поведения Политические лидеры с потребностью в достижении воспринимают своих партнеров как сотрудников, членов по кооперации

В международных отношениях такие политические лидеры более кооперативны, менее конфликтны, склонны к минимальным военным действиям, да и то в крайнем случае

Образы достижения обнаруживаются в текстах политических лидеров в форме сравнение государств - наиболее частый пример соревнования с другими, а также в упоминаниях о новых, уникальных достижениях Долговременное вовлечение отражается в упоминаниях об установлении и расширении различных аспектов национального величия

Для президентов с высокой потребностью в достижении характерны, быстрые перемены в составе кабинета - как прямого выражения тенденции людей с высокой потребностью в достижении предпочитать работать с экспертами, а не друзьями В России это отчётливо проявилось в администрации Б Ельцина

Существует положительная корреляция между потребностью в достижении у политического лидера и его действиями в отношении ограничения вооружения (г=044)

Потребность в достижении воспитывается во многом родителями, являющимися для будущего политического лидера высокими эталонами для подражания

Потребность в достижении своих целей является для многих стержнем их политической карьеры Когда политический деятель становится главой государства, то основная цель казалось бы достигнута Однако внешнеполитическая сфера предоставляет ему возможность ставить множество труднодоступных целей, достижение которых приносит ему определенное психологическое удовлетворение

Политическому лидеру приходится строить для себя иерархию стратегических и тактических целей, подчиняя одни цели другим Здесь, конечно же, сказывается и уровень притязаний политика Многие лидеры, проводят свой политический курс исходя из поставленных целей, по-разному "выкладываясь" Одни отличаются страстностью, другие завидным хладнокровием Чтобы лучше понять как самого лидера так и его политику, необходимо выявить его основные стратегические цели

Потребность в достижении своих целей тесно связана с системой убеждений политического лидера Здесь очень важно знать, является ли принцип "цель оправдывает средства" приемлемым

Очень часто эта потребность принимает столь гипертрофированный характер, что политический лидер идет на серьезный риск Подобный сдвиг к риску приводит к неоправданным внешнеполитическим действиям, которые подчас препятствуют достижению поставленной цели

Потребность политического лидера в аффилиации, то есть в принадлежности к группе и получении одобрения проявляется в заботе политического лидера о близких отношениях с другими Потребность в аффилиации подразумевает дружественные отношения с другими людьми Но они возникают только в условиях "безопасности" (то есть с себе подобными, с теми, кто взаимен в этой дружбе) С непохожими или представляющими хоть какую- либо угрозу людьми, политические лидеры, обладающие потребностью в аффилиации, часто оборонительны и неустойчивы Их взаимодействие, привязанность, сходство или соглашение с другими людьми являются взаимными и подкреплёнными, также как их избегание, нелюбовь и разногласия Они в результате таких свойств более вероятно изберут своими советниками лояльных друзей, а не экспертов

Для политических лидеров с высокой потребностью в аффилиации будет характерно предпочтение диадических отношений групповым Они ищут безопасную дружбу, хотя и не обязательно её находят Поскольку люди с высокой потребностью в аффилиации бывают оборонительны и сверхчувствительны в условиях риска или конкуренции, то президенты с такой личностной чертой часто оцениваются обществом как менее популярные чем те, у кого эта потребность развита менее

В любом случае такие президенты обычно пассивны и легко подвержены влиянию других людей как в целом, так и конкретно тех, кто им особенно привлекателен Качество советов, полученных от привлекательных, лояльных, но не экспертных советников часто бывает очень низким Нередко благодаря влиянию советников, а также специфики их стиля принятия решений, администрации президентов с высокой потребностью в аффилиации могут оказаться втянутыми в политический скандал

В речи потребность политических лидеров в аффилиации проявляется в заботе об установлении, сохранении и восстановлении дружественных отношений, общения В поведении эта потребность проявляется в вовлечении в тёплые отношения, когда существует ситуация безопасности Политический лидер проводит время в личных контактах и общении с другими людьми и часто ведёт себя как конформист

В межличностных отношениях типа "торга" он склонен к сотрудничеству в условиях малого риска, в рискованных же условиях полон тревоги, защищается, иногда склонен к эксплуатации партнёра В отношениях международного "торга" политический лидер с высокой потребностью в аффилиации является пассивным коммуникатором, теряет способность объяснить причины своего поведения Партнёра воспринимает как приятеля или человека, предоставляющего ему определенные возможности

В текстах этих политических лидеров наиболее часто присутствуют "образы" границ и барьеров между людьми или нациями Наиболее характерны такие термины, как "друзья" или "дружба", "сотрудничество" между государствами, союзниками и в целом на международной арене

Эти президенты, ища себе советников, будут выбирать их по критерию сходства с собой: места рождения, типа образования, вероисповедания, возраста, числа детей

В целом мотивированные на аффилиацию президенты имеют тенденцию быть более подвижными во внешнеполитическом взаимодействии, причём президенты, у которых эта потребность выше среднего уровня, будут более успешны по части соглашений об ограничении вооружений Эти президенты находятся в менее враждебных военных отношениях с соперниками

Одним из важных аспектов потребности в аффилиации является поиск одобрения со стороны других У политического лидера такой поиск одобрения проявляется в его внешнеполитической деятельности

Поиск одобрения со стороны других людей нередко трансформируется у политического лидера в поиск одобрения со стороны других стран

а) Поиск одобрения со стороны других людей имеет по меньшей мере два варианта Политический лидер рассматривает свою политическую деятельность как способ заслужить одобрение внутри собственной страны у референтных для него лиц Он старается проводить свой внутри- или внешнеполитический курс исходя из разделяемых ими норм и ценностей, максимально стремясь к прототипу политического лидера в их глазах Кроме того, политический лидер может действовать на международной арене таким образом, чтобы его одобрили референтные лица - лидеры других стран, движений, блоков И в том, и в другом случае его положительный образ в массовом сознании как собственной страны, так и зарубежной, не трогает глубоко политического лидера (Конечно же он "работает" на этот образ для собственного переизбрания, но общественное мнение не является для него референтным) Поиск одобрения значимых лидеров других государств часто успешно удовлетворяется в деятельности посредников при урегулировании международных конфликтов Эта деятельность является одобряемой со стороны большого числа стран и их лидеров В то же время политики, стремящиеся заслужить одобрение у других лидеров, не могут, как правило, удовлетворить свою потребность путём военных акций, так как в этом случае их агрессивность будет восприниматься с удвоенной силой в результате проекции на них собственной агрессивности у референтных политических лидеров

б) Поиск одобрения со стороны своей страны Стремясь заслужить одобрение в массовом сознании своей страны, политический лидер нередко опирается на некие усреднённые нормы и понятия "хорошего" и "плохого" Например, ориентируясь на более примитивные образы "хорошей" внешней политики, лидер отвечает невысоким запросам масс "Средний" гражданин любого государства, менее образованный и разбирающийся во внешней политике, чем представитель интеллектуальной элиты, менее озабоченный последствиями непродуманных шагов и чувствующий себя членом коллектива, несущим лишь многомиллионную долю ответственности, не предъявляет сложных требований к внешней политике своего государства Она должна "крепить мир", "давать отпор", "возвеличивать авторитет" страны Методы и последствия воспринимаются "средним" гражданином как дело десятое Поэтому лидеры в попытке удовлетворить свою потребность в одобрении со стороны собственного государства часто идут на военные акции, способные найти отклик у патриотически или националистически настроенного населения

в) Поиск одобрения со стороны других стран Политические лидеры государств не стоящих на принципах изоляционизма во внешней политике чаще всего вынуждены взаимодействовать с другими странами внутри военно-политических или экономических блоков США являясь лидером НАТО, не в состоянии абстрагироваться от восприятия их внешней политики как странами-членами НАТО, так и ее руководством Многие президенты США по-разному относились к своим союзникам по НАТО, по-разному считались с мнениями их лидеров Россия также не свободна от отношения к ней со стороны стран СНГ и их лидеров

Российско-американские отношения дают возможность увидеть, как политические лидеры каждого из государств в последнее время стараются своей внешней политикой не только не унижать друг друга, но и заслуживать одобрение своих граждан Это объяснимо прежде всего значимостью общественного мнения в США по поводу внешней политики Ельцина, а также тем, что Клинтон и Ельцин во взаимодействии должны ре шить ряд крупных внешнеполитических задач Однако потребность в одобрении со стороны других людей и стран у Клинтона носит вполне умеренный характер, то есть она хорошо развита, но не гипертрофирована У президента Ельцина она также развита умеренно Поэтому внешнеполитические шаги чаще всего не рассчитаны лишь на моментальную положительную реакцию со стороны других государств, а продиктованы в первую очередь соображениями их полезности для США и соответствия основным стратегическим целям

Модели мотивационных комбинаций у политических лидеров,

Различные комбинации потребностей во власти и в аффилиации по-разному влияют на политическое поведение Американский политический психолог МХерманн выделяет три типа таких комбинаций

Когда у политического лидера обе эти потребности одинаково или почти одинаково сильны, лидер обладает "моделью мотивации создания личных анклавов" Он заинтересован в установлении контроля над происходящим и в то же время культивирует дружественные отношения с теми, над кем имеет власть Такие лидеры имеют тенденцию строить тесный круг интимных отношений с теми, от кого они зависят в плане поддержки и кого они в свою очередь защищают от внешнего мира Этот анклав может включать членов правительства, семьи, этнической группы, региона МХерманн сравнивает таких лидеров с пионерами освоения Америки, которые, защищаясь от индейцев, для спасения своих жизней прятались внутри круга , который они выстраивали из повозок Они воспринимают мир снаружи круга враждебным, жаждущим захватить их "И только внутри анклава существует мир и безопасность, вне анклава - они одиноки и подвергаются угрозам" Политические лидеры с такой комбинацией потребностей часто также обладают потребностями в безопасности и самозащите Они понимают, что самоутверждение может иметь опасные последствия Но если эти политики, находясь под защитой анклава, убеждены, что ему существует угроза, они могут прибегнУЬ к насилию, чтобы вышвырнуть воспринимаемого ими врага в очень агрессивной форме Лояльность анклаву и его лидеру является необходимым условием членства в нем

Когда у политического лидера потребность во власти несколько выше, чем в аффилиации, то у него существует "модель имперской мотивации" Такие лидеры приобретают власть, подчиняя свою волю воле группы (государства, этнической группы, религиозной, идеологии) В свою очередь, власть группы становится их властью Группа становится для них важнее всего: обретение большей власти для группы увеличивает личную власть лидера Эти лидеры готовы пожертвовать своими собственными интересами ради интересов группы, поскольку то, что хорошо для группы, хорошо и для них Политические лидеры с "моделью имперской мотивации" любят работать, они чувствуют обязательства перед группой, которые делают их активными и продуктивными Они помогают своим последователям чувствовать себя сильными ^i ответственными, развивая в них преданность группе и наделяя их властью действовать как эмиссары, расширяя таким образом владения группы -Посредством этого процесса политические лидеры внедряют среди своих последователей высокую мораль, чувство командного духа и ясность целей Они также обладают чувством справедливости, взаимодействуют с другими членами, основываясь на нормах группы, не заводя себе фаворитов и давая людям понять, что последует за нарушением норм Поскольку такие лидеры строят отношения доверия со своими последователями, они могут мобилизовать своих последователей на действия, включающие насильственное поведение, в случае угрозы для группы Последователи будут делать все, что скажет им лидер, ради взятия ситуации под контроль

Когда у политического лидера потребность во власти высока, а потребность в аффилиации низка, он проявляет в поведении "модель мотивации конкистадора" Политические лидеры такого типа подобны феодальным господам Они контролируют ситуацию в целом и устанавливают свою власть с помощью грубой силы Они знают, что хорошо для группы (государства, правительства, этнической группы, религиозной группы) Эти лидеры в целом смелы и очаровательны - "лихие герои" Они очень мало заботятся о своих окружающих и людях в целом, которые всего лишь должны быть использованы по назначению Политики такого типа устанавливают правила для создания согласия со своими идеями - правила, которые могут меняться в зависимости от изменения их интересов и целей Поначалу последователи идут за таким лидером, потому что он обладает харизмой и добивается определенных результатов Позднее, когда он прибегает к излишне жестокой эксплуатации или когда они начинают чувствовать, что цели политика слишком далеки от их нужд, отворачиваются от него

Правила. Советы. Рецепты.

Придти в политику Вас побудил один или несколько из четырех мотивов - власти, контроля над событиями и людьми, достижения, аффилиации Проанализируйте, какие из них и в какой степени "ответственны" за Ваше политическое поведение

Если Вы обнаружили у себя потребность во власти, то этого не надо стыдиться или пугаться Потребность во власти является нормальной, естественной для политического лидера Вопрос о том, является ли она умеренной или сильной, или же она гипертрофирована и тогда уже может рассматриваться как патологическая Потребность во власти могла сформироваться у Вас как компенсаторная при травмированной самооценке Однако, она может иметь и инструментальный характер, то есть власть Вам может быть нужна для того, чтобы производить достижение или привлечь внимание, лучше управлять и тд Эта потребность может быть у Вас и смешанной: компенсаторно-инструментальной Постарайтесь понять, для чего и почему Вам нужна власть

Возможно, в детстве Вас сильно обижали родители или сверстники, старшие братья и сестры Вспомните, может быть, Вам необходимо занять позицию, дающую власть, для того, чтобы никогда никто не смог больше над Вами доминировать Может быть, Вы привыкли с детства всеми командовать и теперь стремление обрести политическую власть - лишь продолжение Вашего стремления доминировать

Если у Вас хорошо развита потребность во власти, то очень вероятно, что потребность в контроле над событиями и людьми у Вас также сильна Однако помните, что даже если Вы очень талантливый политик, всё равно практически невозможно проконтролировать всё происходящее вокруг Вас, все области политики, а чрезмерный контроль раздражает Ваше окружение и формирует Ваш негативный имидж

Высокая потребность в достижении - также нормальное явление для политиков Постарайтесь определить для себя сферы Вашей деятельности, в которых Вы наименее компетентны и наименее комфортно себя чувствуете Проанализируйте случаи, когда Ваша мотивация избежать провала была выше мотивации достижения успеха в этих сферах Помните, что стремление к успеху дает "мотивационную подпитку" Вашим силам и улучшает мыслительные процессы

Если Ваша потребность в достижении высока, то, вероятно, Вы как политик станете объектом критики за приверженность осторожности, изменчивость поведения в меняющейся ситуации и даже за сверхкомпетентное окружение Отнеситесь к этому спокойно," продолжайте делать то же самое, но может быть чуть менее демонстративно

Вероятно, что Ваша потребность в аффилиации оказалась высокой Вам необходимо держать в памяти, что стремление окружать себя теми, кого Вы определили как "своих", исходя из формальных признаков схожести (внешности образования, вероисповедания, места рождения, возраста), может привести к тому, что около Вас окажутся случайные люди

Желая получить одобрение от людей или страны в целом, помните, что Вас оценят по целому комплексу Вашего политического поведения и конкретным результатам Мелочей для формирования отношения к Вам не существует Будьте ровны и доброжелательны, сдержанны и результативны, полезны в глазах людей, и они одобрят Вас

При анализе личности Вашего партнера или оппонента важно установить, какая потребность, релевантная политике, является у него ведущей Это даёт возможность лучше понять побудительные мотивы политического лидера, а также скорректировать собственную стратегию взаимодействия с ним Знание его ведущей потребности сделает возможным облегчение удовлетворения этой потребности у данного политического лидера во взаимодействии с ним при соответствующих целях


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал