Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогические условия организации самостоятельной работы студентов






В классической литературе описаны разные уровни проявле­ния активности. Как правило, их подразделяют на уровни: высокий, средний и низкий. На основе этого традиционного под­хода установлены качественные характеристики для каждого из них.

Высокой субъектной активностью обладает студент, который проявляет активность всегда. У него устойчивое активное отношение к учебным занятиям. Он всегда инициативен. Им выполняется большой объем самостоятельной работы без руководства преподавателя. Субъект владеет навыками организации самосто­ятельной аудиторной работы и самообразовательной деятельнос­ти (всегда умеет поставить цель, составить алгоритм самообразо­вательной деятельности на основе предлагаемых моделей). У субъекта ярко проявляется устремленность, направленность со­знания на сам образовательную деятельность. Им всегда осозна­ется потребность в самообразовательной деятельности. У него от­мечается внутренняя мотивация. Субъект проявляет поисковую активность всегда. Он всегда самостоятельно работает с источни­ками, всегда использует полученную информацию, всегда осмыс­ливает ее творчески, проявляет гибкость мышления, чувствитель­ность к проблемам, оригинальность, конструктивность при их ре­шении. Самообразовательную деятельность он выполняет на уровне проектирования без педагогической помощи. Всегда само­критичен, требователен к себе, имеет высокий уровень притяза­ний, всегда уверен в себе. Владеет умениями и навыками органи­зации самоконтроля, всегда применяет их в самообразовательной деятельности. Он нуждается в ситуативной педагогической помо­щи. Для субъекта характерна высокая осознанность собственной активности, проявляемой в процессе самообразовательной дея­тельности. Он всегда достигает эмоционального состояния вооду­шевления при наличии ясной напряженной цели и восприятия ре­зультата как личностной ценности. У него сильное чувство гедо­нистического наслаждения (радость открытия нового, удовлетво­рение от решения трудной задачи). Для него характерно выра­женное проявление интеллектуальных чувств (любознательность, Удивление, неуверенность, сомнение).

Средним уровнем субъектной активности обладает студент, который проявляет активность в определенных ситуациях. У него не всегда наблюдается устойчивое активное отношение к заняти­ям. Часто, но не всегда он проявляет инициативу. Им выполняет­ся большой объем самостоятельной работы в большой степени под руководством преподавателя. Субъект недостаточно хорошо владеет навыками организации самостоятельной аудиторной работы и самообразовательной деятельности (не всегда умеет поставить цель, составить алгоритм самообразовательной деятель­ности на основе предлагаемых моделей). У субъекта зарождается устремленность, направленность сознания на самообразователь­ную деятельность, отмечается переход от внешней мотивации к внутренней. Субъект проявляет поисковую активность не всегда. Он не всегда самостоятельно работает с источниками, не всегда использует полученную информацию, не всегда осмысливает ее творчески, не всегда проявляет гибкость мышления, чувствитель­ность к проблемам, оригинальность, конструктивность при их ре­шении. Самообразовательную деятельность он выполняет на уровне планирования при ситуативной педагогической помощи. Субъект не всегда самокритичен, требователен к себе, имеет сред­ний уровень притязаний, не всегда уверен в себе. Он владеет уме­ниями и навыками организации самоконтроля, но не всегда при­меняет их самообразовательной деятельности. Он нуждается в си­туативной педагогической помощи. Для субъекта характерна! осознанность собственной активности, проявляемой в процессе самообразовательной деятельности. Он ситуативно достигает эмоционального состояния воодушевления при наличии ясной, напряженной цели и восприятии результата как личностной ценности. У него зарождается чувство гедонистического наслаждения (радость открытия нового, удовлетворение от решения труд­ной задачи). Для него характерно ситуативное проявление интеллектуальных чувств (любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение).

Низкий уровень субъектной активности отмечается у того студента, который проявляет активность редко при пассивном отношении к занятиям. Инициатива проявляется редко или отсутствует совсем. Им выполняется небольшой объем самостоятельной работы под руководством преподавателя. Субъект не владеет навыками организации самостоятельной аудиторной работы и самообразовательной деятельности (не умеет поставить цель, состав вить алгоритм самообразовательной деятельности на основе предлагаемых моделей). У субъекта отсутствует устремленности направленность сознания на самообразовательную деятельности Им не осознается потребность в самообразовательной деятельности. У него отмечается амотивация или внешняя мотивация. Субъект проявляет поисковую активность редко. Он не умеет са­мостоятельно работать с источниками, не использует полученную информацию, не осмысливает ее творчески, не проявляет гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригиналь­ность, конструктивность при их решении. Самообразовательную деятельность он выполняет на исполнительском уровне при по­стоянной педагогической помощи. Субъект не самокритичен, не требователен к себе, имеет низкий уровень притязаний, не уверен в себе. Он не владеет умениями и навыками организации самоконтроля и не применяет их в самообразовательной деятельности. Для субъекта характерна неосознанность собственной активнос­ти, проявляемой в процессе самообразовательной деятельности. Он не достигает эмоционального состояния воодушевления при отсутствии ясной, напряженной цели и восприятии результата как личностной ценности. У него нет чувства гедонистического наслаждения (радость открытия нового, удовлетворения от решения трудной задачи). Для него не характерно проявление интеллектуальных чувств (любознательность, удивление, уверенность, неуверенность сомнение, недоумение).

 

 

О.А. Андреев, Л.Н. Хромов






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.