Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация самостоятельных работ






Классификация самостоятельных работ имеет свою историю. По мере развития понятий «самостоятельность», «самостоятельная деятельность» и их трактовки различными исследователями, менялись и основания классификации самостоятельных работы

Не однозначны они и в настоящее время. Одни исследователи классифицируют самостоятельные работы по их целям, другие - по характеру учебных задач, выполняемых учащимися в ходе самостоятельных работ, третьи - берут за основу классификации характер учебной деятельности учащихся в процессе решения различных задач, в работах четвертых сделаны попытки создать такую классификацию, которая учитывала бы наиболее обобщенное основание. Одним из таких вариантов является классификация П. И. Пидкасистого. Автор группирует самостоятельные работы в зависимости от характера учебных задач и познавательной деятельности, осуществляемой при их выполнении, и выделяет следующие самостоятельные работы: самостоятельная работа по образцу; самостоятельные реконструктивные работы; вариативные самостоятельные работы; творческие самостоятельные работы [27].

Детальный анализ предложений дидактов по классификации самостоятельных работ, а также их дальнейшее развитие в связи со спецификой учебно-воспитательного процесса в вузе даны в исследованиях, выполненных под руководством Е. Л. Белкина [9]. В итоге обобщения результатов этих исследований предложена классификация самостоятельных работ студентов, основанием которых являемая современная трактовка частно-дидактических целей, познавательных задач и специфики учебно-познаватель­ной деятельности. В соответствии с ними выделено 4 типа самостоятельных работ.

Самостоятельные работы первого типа: частно-дидактическая цель самостоятельных работ 1-го типа заключается в формировании у студентов умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется на основе данного им алгоритма деятельности», под­робной инструкции, образца, а также посылок на эту деятельность, содержащихся в условии задания.

При этом познавательная деятельность студентов должна заключаться в узнавании, запоминании, осмыслении материала данной области знаний. В практике вузовского обучения в качестве самостоятельных работ 1-го типа используются задания, связанные с работой с учебником, с конспектом лекций; упражнения; ре­шение задач; заполнение таблиц, схем после изучения материала и пр. Необходимо отметить, что какими бы они не были по содержанию, общим для них является то, что все данные для выявления искомого, а также сам способ выполнения задания обязательно должны быть представлены в явном виде или непосредственно в самом задании или в соответствующей инструкции.

Задание на выполнение самостоятельной работы 1-го типа мо­жет выглядеть следующим образом:

- разобраться в существенных признаках, характеризующих пе­дагогическую систему. Для этого вам необходимо: - внимательно прочитать §3 главы 1 из учебного пособия «Основы педагогики высшей школы» / Под ред. Е. Л. Белкина. - М, 1987; - при повто­рном чтении отметить карандашом на полях непонятные места, а также места, вызывающие сомнения или возражениям; - уточните содержание непонятных вам мест, используя учебники «Педагоги­ка» Т. А. Ильиной. - М., 1984, «Основы педагогики и психологии высшей школы» / Под ред. А. В. Петровского, М., 1987; - законспектируйте § на листах с полями. На поля выносите новые для вас термины, понятия. Отдельно составьте словарь новых терминов; - ответьте на вопрос: если педагогическая система обуславливает взаимосвязь и взаимозависимость целей, содержания, технологии, организационных форм и участников учебно-воспитательного процесса, то является ли вуз педагогической системой?

Приведенное в качестве примера задание представляет собой подробную инструкцию по работе студента над учебным материалом.

Самостоятельные работы второго типа: частично-дидактичес­кая цель самостоятельных работ 2-го типа заключается в форми­ровании знаний, позволяющих воспроизводить по памяти усвоен­ную информацию и решать типовые задачи. Познавательная дея­тельность студентов заключается в этом случае в чистом воспро­изведении и частичном реконструировании, преобразовании структуры и содержания усвоенной ранее учебной информации.

Общая характерная особенность всех видов самостоятельных работ 2-го типа заключается в том, что в задании к этим работам должен сообщаться общий алгоритм решения и должны выдвигаться требования к студентам развить и воспроизвести этот алгоритм применительно к данным конкретным условиям.

Заданиями СР 2-го типа могут быть: конспектирование, составление картотеки, подготовка плана реферата, аннотации, рецензии и др.

Для решения поставленных задач дается предписание алгоритмического типа. От учащихся требуется использовать его в конкретных условиях, привлекая ранее сформированные знания для решения вопросов о том, как выполнить каждый пункт предписания

Самостоятельные работы третьего типа: частно-дидактиктической целью третьего типа является формирование у студентов знаний, лежащих в основе решения нетиповых задач. Познавательная деятельность студентов при выполнении самостоятельной работы 3-го типа заключается в накоплении и проявлении во внешнем плане нового для них опыта деятельности на базе усвоенного ранее опыта (опыта действий по известному алгоритму) путем осуществления переноса знаний, умений, навыков.

Суть заданий работ 3-го типа сводится к поиску, формулирова­нию и реализации способа решения. Это всегда выходит за преде­лы прошлого опыта и в реальном процессе мышления требует от студентов варьирования условиями задания и усвоенной ранее учебной информацией, рассмотрения их под новым углом зрения (с точки зрения требований данной конкретной задачи).

Заданиями самостоятельных работ третьего типа могут быть: изучение литературы по теме и ее анализ; разработка фрагмента урока или самого урока; подготовка к проблемно-деловой игре; анализ программы, урока, сценария, коллективного творческого дела; решение педагогических задач; наблюдение, изучение и обобщение передового педагогического опыта, опыта педагогов-новаторов; анализ записей уроков, занятий; курсовая работа и др.

Самостоятельная работа четвертого типа: частно-дидактичес­кая цель самостоятельной работы 4-го типа - создание предпосы­лок для творческой деятельности. Познавательная деятельность студентов при выполнении этих работ заключается в глубоком проникновении в сущность рассматриваемых объектов, установ­лении новых связей и отношений, необходимых для нахождения новых, ранее неизвестных идей и принципов решений. При этом студент на каждом этапе выполнения задания вынужден задумы­ваться над сущностью новых для него действий, над характером той новой для него информации, которую следует создавать. Это приводит к тому, что объем усвоенной студентом информации увеличивается, знания углубляются, сфера их применения расши­ряется, а мышление студента, проявляемое во внешнем плане в виде собственных заключений и выводов, может достигнуть уров­ня творческой деятельности.

4-ый этап СРС в вузе реализуется при проведении УИРС, НИРС и дипломного проектирования поискового характера. За­дания работ этого типа должны требовать от студентов избира­тельной актуализации ранее усвоенных знаний и неформализо­ванного опыта познавательной деятельности. Примером задания на СР 4-го типа может быть задание на дипломное проектирова­ние. Таким образом, характерным для всех этапов СР 4-го типа является многократное повторение ситуации, которая направляет деятельность студентов на поиск новых идей, принципов, подхо­дов к решениям. В связи с этим 4-ый тип СР всегда предназначен для создания условий, обеспечивающих вовлечение студентов в творческую деятельность.

Формулируя частно-дидактические цели самостоятельных работ и затем, организуя соответствующую деятельность студентов, следует иметь в виду, что система ее организация должна вклю­чать обязательное предварительное расчленение процесса усвое­ния знаний на отдельные познавательные этапы, которые обучае­мый должен проходить в определенной последовательности с по­мощью специальных методов и средств познания. Целевая установка каждого этапа должна достигаться путем вовлечения обу­чаемых в решение различных познавательных задач.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.