Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Не забирайте органы на небо».






ИОАНН (ЭКОНОМЦЕВ), иеромонах, заместитель председателя Управления внешних церковных сношений Московского патриархата: Транс­плантация — проблема новая не только для медиков, но и для Русской православной церкви. Чтобы полностью сформулировать позицию по этому вопросу, нам, видимо, потребуется привлечение бо­гословов. Однако те усилия, которые предпринимаются вра­чами для спасения жизни че­ловека, заслуживают самой позитивной оценки.

Трансплантация ставит серь­езные вопросы о том, что человеческий организм пред­ставляет собой единое целое с точки зрения психосоматики и сохранения человеческой личности. И возникает опасе­ние, что на каком-то этапе встанет вопрос и о трансплан­тации мозга; мы этим сможем сохранить живое существо, но убить человеческую личность.

Я убежден в том, что, как бы ни решалась проблема до­норства, один из подходов весьма опасен, а именно: от­ношение к человеческому организму как потенциальному складу запасных частей или деталей. Многие достижения человеческой мысли и челове­ческой цивилизации на пер­вом этапе вызывают у нас восхищение и кажутся панацей от многих бед. В дальней­шем же они порой оборачи­ваются для нас своей жуткой, страшной стороной. Взять хо­тя бы открытие атома, при­ведшее к атомной бомбе и Чернобылю. Не приведет ли вышевысказанная позиция к дегуманизации, отношению к человеческой личности как своеобразной машине, у которой можно постоянно менять какие-то детали, что может оказать отрицательное влия­ние на общественное сознание. И последствия могут быть чрезвычайно тяжелые. Я не говорю уж о возможности совершения преступлений в этой области.

Б. А. КОНСТАНТИНОВ: На­ши коллеги были в Мадриде, в Испании. И они видели в этой ярко выраженной като­лической стране, в храмах, на улицах распространяемые цер­ковью лозунги, которые про­пагандируют трансплантацию. Лозунги гласят следующее: «Не забирайте органы на не­бо. Небу, Богу нужна душа, а органы нужны здесь».

Можем ли мы рассчитывать, что Русская православная цер­ковь примет участие в той об­щественной деятельности, ра­ди которой мы собрались се­годня? В решении морально-правовых, этических вопросов?

ИОАНН: Мы готовы к это­му. И я думаю, что священник, работая с больными, мог бы обсуждать с ними эти сложнейшие нравственные проблемы и деликатно по­мочь принятию решения. Я убежден, что без согласия больного, без согласия его родственников автоматиче­ское использование человече­ского организма в качестве запасных частей безнравствен­но, нельзя на это идти. Но если есть согласие, на это мож­но пойти. Я думаю, что священник может здесь по­мочь.

Л. П. ЦЫГАНОВ: Трудно спорить с представителями церкви, которые говорят, что человека нельзя рассматри­вать как ящик с запасными частями. Но ситуация такова, и с ней мы не можем не считаться, что лучше, чем естест­венные органы, ничего пока нет.

Сегодня много говорили о трудностях с трансплантацией сердца. А что делается с пе­ресадкой почки у детей? Ведь у нас практически нет детского гемодиализа.

Что можно ответить мате­рям, которые приезжают к нам в министерство, рыдают и просят: помогите... Что им ответить? Что диализом с пе­ресадкой почки можно обес­печить только пять процентов нуждающихся по стране? То есть из каждых ста нуждающихся помочь можем только пяти, а 95 знаем, как помочь, но нечем.

А. Л. ГРЕБЕНЕВ, профессор, заведующий кафедрой Московской медицинской акаде­мии имени И. М. Сеченова:

Если мы замедлим с разви­тием трансплантологии, то встанем перед другой мораль­но-этической проблемой: не­оказание помощи больным, ко­торым на современном уров­не развития мировой медицины обязаны ее оказывать.

Положительную роль, мне кажется, может сыграть цер­ковь: облегчить страдания тя­желобольным, погибающим, помочь в решении этических вопросов донорства. Я, к большому сожалению, плохо знаю историю религии, но од­ну деталь напомню: ребро первым использовал для соз­дания женщины, как извест­но, Бог. То есть церковь как бы стояла на пороге транс­плантологии. Я думаю, союз с церковью надо крепить.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.