Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристики стиля.






А. Содержательные характеристики:

• преимущественная ориентация учителя: на процесс обучения - па процесс и результаты обучения - на результаты обучения;

адекватность - неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса;

оперативность - консервированность в использовании средств и способов педагогиче­ской деятельности;

рефлексивность - интуитивность (умение или неумение учителя адекватно проанализиро­вать особенности и результативность своей деятельности).

Б. Динамические характеристики:

гибкость (учитель быстро реагирует на изменение ситуации, быстро переключается с од­ного вида работы на другой, часто изменяет первоначальный план урока); традицион­ность (учитель с трудом приспосабливается к изменяющейся ситуации, строго придержи­вается заранее составленного плана урока);

импульсивность (учитель часто импровизирует на уроке, много делает аффективно); ос­торожность (учитель заранее продумывает свои действия на уроке, тщательно анализи­рует их результат);

устойчивость по отношению к изменяющейся ситуации (учитель в своей деятельности ориентируется не па ситуацию, возникающую на уроке, а на собственные цели); неустой­чивость по отношению к изменяющейся ситуации (поведение учителя в большей степени зависит от ситуации, возникающей па уроке: настроения и подготовленности всего класса и отдельных учащихся);

стабильное эмоционально - положительное отношение к учащимся (учитель ровен, доб­рожелателен, терпим, у него отсутствуют резкие спады и подъемы настроения); неустой­чивое эмоциональное отношение кучащимся (учитель легко выходит из равновесия, отли­чается ситуативностью в оценке деятельности и свойств личности учеников);

наличие личностной тревожности (учителя характеризует эмоциональная напряжен­ность, беспокойство, повышенная чувствительность к неудачам и ошибкам); отсутствие личностной тревожности (перечисленных выше симптомов нет);

в неблагоприятной ситуации: направленность рефлексии на себя (при анализе неудачного урока учитель берет вину за случившееся и ответственность за исправление положения па себя); направленность рефлексии на обстоятельства (учитель рассматривает неудачу та­ким образом,: " Бывает. Обойдется"); направленность рефлексии на других (за неудачу учитель винит учащихся, коллег, перекладывает ответственность за исправление поло­жения на других).

В. Результативные характеристики:

• однородность уровня знаний учащихся;

• стабильность у них навыков учения;

• уровень развития интереса к изучаемому предмет/

2.Типология стилей.

А. Эмоционально - импровизированный стиль (ЭИС)

Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватно ко­нечным результатам планирует свою работу: для урока он отбирает наиболее интересный материал, менее интересный (хотя и важный) часто оставляет для самостоятельной работы учащихся. При этом ориентируется в основном на сильных учеников. Его деятельность отличается высокой оперативностью: на уроке часто меняются виды работы, практикуются коллективные обсуждения. Однако богатый арсенал используемых методов обучения сочетается с низкой методичностью, в деятельности этого учителя недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Данный стиль деятельности характеризуется интуитивностью. Э моционально - методический стиль (ЭМС).

Ориентируясь как на результаты, так и на процесс обучения, учитель адекватно планирует учебно - воспитательный процесс, поэтапно обрабатывает весь учебный материал. В его Деятельности постоянно представлены закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Данный стиль деятельности отличают высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Используя также богатый арсенал методичских приемов при обработке учебного материала, работающий в таком стиле стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета, на уровне динамических характеристик учителей эмоциональных стилей повышает чувствительность, являющаяся с одной стороны, причиной их выраженной зависимости от ситуации на уроке, частного проявления личностной тревожности, с другой стороны чуткости, проницательности. Для них характерны гибкость, импульсивность. Учителя рассуждающих стилей отличаются от их эмоциональных коллег сниженной чувствительностью, обусловливающей их меньшую зависимость от ситуации на уроке, отсутствие демонстративности, самолюбования. Для них характерны осторожность, традиционность. Соде ржательные характеристики рассуждающих стилей таковы: р ассуждающе - импровизирующий стиль (РИС).

Дляучителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно - воспитательного процесса, оперативность, сочетание интуиции и рефлексии. По сравнению с описанными эмоциональными стилями данный стиль деятельности учителя отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, не всегда сопровождается высоким темпом работы, коллективными обсуждениями. В о же время, в отличие от учителей, эмоциональных стилей, учителя РИС меньше говорят а уроке сами, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать па учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений, давая возможность отвечающим детально оформить ответ). Р ассуждающе - методический стиль (РМС).

Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно - воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проявлением коллективных обсуждений. Для учителя данного стиля характерна рефлексивность.

Исследования показали, что наиболее эффективными с точки зрения результативности являются РИС и ЭМС.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.