Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие внимания и педагогическая деятельность






1.5.1. Формирование произвольного внимания. Ленинградский психолог Н. В. Кузьмина, проанализировав работу большой груп­пы учителей с разным уровнем мастерства, отметила, что труд­ности воспитания внимания не исчезают по мере накопления мас­терства. Воспитание внимания создает такие внутренние условия, которые являются гарантией внимательного выполнения любого дела.

Не менее важна в воспитании внимания проблема формирова­ния психологических механизмов внимания. Дети всегда с удо­вольствием делают то, в чем они преуспевают и за что получают знаки признания. Учебные трудности — нередкий источник непри­ятных переживаний, появления неприязни к учению. К подобным трудностям, особенно в младших классах, следует отнести дефек­ты внимания. Не случайно ошибки внимания занимают в пись­менных работах младших школьников самое заметное место. Уче­нику недостаточно понимать, почему он должен быть вниматель­ным, — необходимо научить его быть внимательным.

Основные механизмы произвольного внимания закладываются еще до школы. По данным психологов (М. Н. Аксенова и др.), развитие произвольного внимания в этот период предполагает формирование трех основных умений:

1. Принятие постепенно усложняющихся инструкций. Задание при этом расчленяется на частные задачи через постепенное уве­личение их сложности и объема. При воспитании умения принять словесную инструкцию ребенку необходимо перевести речевой приказ взрослого в самоприказ. Для этого инструкция повторяет­ся вслух и про себя, ребенок показывает, что и как он будет вы­полнять.

2.Содержание инструкции на протяжении всего занятия. Ре­бенку нужно помнить инструкцию и контролировать ее реализа­цию. Для этого инструкция неоднократно проговаривается в ходе выполнения задания; проводится дополнительный инструктаж на отдельных этапах работы; повторение инструкции осуществляет­ся в плане практического действия; оказание помощи товарищам также требует ясного представления задачи.

3. Навыки самоконтроля. JB ходе выполнения задания дети неоднократно проверяют себя, рассказывая себе или другим, что нужно сделать. При рисовании узоров они через сравнение нахо­дят ошибки и исправляют их. Дети, работающие безошибочно или самостоятельно находящие и исправляющие ошибки, поощ­ряются, чем вводится элемент соревнования. Самоконтроль ис­пользуется и для оценки результатов работы.

Развитию произвольного внимания дошкольников способству­ют и другие приемы. Ребенок учится по определенному плану анализировать рассказ товарища: отвечает ли рассказ плану? Все ли было понятно? Все ли слова произнесены правильно? и т. п. В дидактических играх усложняются правила и их количест­во. Если в начале года отрабатываются одно-два правила, то в конце — четыре-пять правил.

В школьные годы работа по развитию произвольного внима­ния продолжается. Формируется способность не только исполнять указания старших, но и выдвигать собственные цели и реализовывать их на практике, управлять своим вниманием. Одна из за­дач воспитания внимания в школе — это развитие контрольной функции внимания, т. е. способность контролировать свои дейст­вия и поступки, проверять результаты своей деятельности. В этом некоторые психологи (П. Я. Гальперин) видят основное содержа­ние внимания.

Известны исследования условий развития контрольной функ­ции внимания при выполнении письменных работ. К числу прие­мов и методов, используемых в этих целях, относится словарный диктант с комментированием, примененный впервые И. А. Сикорским для изучения утомления. Эта методика используется и для тренировки внимания. Слово после предъявления комментируется поморфемно и только потом записывается. Для безошибочного выполнения словарного диктанта исследователями предлагается последовательность действий, выполнение которых приводит к же­лаемому результату (самостоятельный анализ орфоэпического образа слова; прослушивание комментариев; представление ор­фографии слова в соответствии с комментированием и т. д.).

Методистам русского языка давно известен такой метод раз­вития орфографической зоркости, как проверочное чтение, или корректирование. Ученик учится проверять текст, содержащий ошибки. Имеются специальные исследования, посвященные кор­ректуре как приему обучения орфографии (А. Г. Вишнепольская и др.). У этого метода есть и противники, полагающие, что ра­бота с искаженным текстом приведет к фиксации ошибочного об­раза слова.

Опыт экспериментального формирования внимания у школьни­ков, в чем-то близкий упомянутым выше методам, описан в рабо­тах П. Я. Гальперина и его учеников.

1.5.2. Воспитание внимательности на уроке. Под воспитанием внимательности обычно понимают формирование таких ценных качеств внимания, как способность сохранять высокую сосредото­ченность продолжительное время, умение работать не отвлекаясь, без ошибок выполнять любое серьезное задание, и др.

Воспитанию внимательности способствует внешний контроль, без которого не может обойтись ребенок. Этот контроль дает ре­зультат при авторитетности учительского слова, систематичности и постоянстве требований. Систематическая оценка результатов учебной деятельности школьников вырабатывает привычку серьез­но относиться к порученному делу, повышает ответственность за работу. Речь идет не о том, чтобы превратить оценку в пугало. Формирование навыков учебного труда предполагает воспитание тщательности, аккуратности, обязательности и ответственности— качеств, которых, увы, нам так не хватает и которые никоим об­разом не мешают развитию творческих потенций личности. Облег­чает формирование привычки к систематической работе регуляр­ный контроль за учебной деятельностью. В. Ф. Шаталов ввел в практику учебной работы ежедневную проверку и оценку пись­менного воспроизведения опорных сигналов, многообразные фор­мы опроса: громкий, тихий, магнитофонный, парный взаимоконт­роль, проверку решения задач старшеклассниками и др.

Воспитанию внимательности способствуют специальные упраж­нения. Ряд приемов для упражнения внимания были предложены К. Д. Ушинским еще в прошлом веке. Они во многом не утратили значение и в наши дни.

1. Маленьким ученикам полезно совершить несколько дейст­вий по команде, например встать, сесть, развернуть книги, свер­нуть и т. д. Это даст привычку каждую минуту быть вниматель­ным к словам учителя.

Этому же способствует частое обращение к учащимся.

2. Учителю сначала следует: высказать вопрос, а потом, не­сколько помедлив, имя того, кто должен отвечать на него. В ре­зультате к ответу подготавливается весь класс.

3. Следует поощрять поднятие рук всеми, кто может ответить на вопрос, заданный даже кому-то одному.

4. При чтении вслух каждая ошибка читающего должна вызы­вать поднятие рук.

5. В первых учебниках должны быть упражнения на развитие внимания: неоконченные фразы, которые нужно закончить; вопросы, на которые необходимо ответить; ошибки, которые нужно ис­править.

6. Следует практиковать продолжение чтения текста другим учеником по указанию учителя. То же относится и к требованию повторить слова учителя или товарища.

7. Полезны незначительные взыскания за невнимательность и награда за проявление внимания.

Неплохим средством развития внимания могут служить игры на развитие внимания. Интересные упражнения описаны в книге Б. П. Никитина «Развивающие игры», в многочисленных сборни­ках игр и развлечений.

Воспитание внимательности немыслимо без самовоспитания внимания. Когда цели воспитания становятся целями личности, оно особенно эффективно. В одном из своих интервью известный голландский шахматист Ян Тимман рассказал, что повышение результатов в шахматной игре невозможно без развития способ­ности концентрировать внимание. Отличное средство для этого рекомендовано Михаилом Ботвинником — анализ позиций при одновременно работающем радио. Об интересном приеме воспи­тания привычки внимательно работать на уроке рассказал в од­ной из своих книг С. Соловейчик. Быть внимательным — значит думать о том, что рассказывают, а думать — значит задавать вопросы и отвечать на них. Поэтому, чтобы развить свою способ­ность быть внимательным, когда это необходимо, нужно прика­зать себе: «После скучного урока я должен задать учителю два-три неглупых вопроса!» Тот, кто это сделает, может не беспоко­иться о внимании: он будет слушать учителя, не пропуская ни слова.

1.5.3. Внимательность как качество личности. Мы говорили о внимательности как совокупности в чем-то близких качеств чело­века: собранности, осмотрительности, осторожности. В их основе лежит привычка внимательно исполнять любое дело. Термин «внимательность» имеет и важный личностный смысл. Под ним понимается качество, раскрывающееся в особом отношении к людям, особой направленности личности на других. Внима­тельность в таком понимании неотделима от нравственной сферы личности. Внимательность стала в нашем языке синонимом забот­ливости, доброжелательности, доброты. Быть внимательным —зна­чит уметь подмечать малейшие перемены в состоянии и самочув­ствии других людей, вовремя оказать им поддержку или же, наоборот, оставить человека в покое, не быть назойливым, про­явить такт.

Связь внимания с нравственной культурой личности видна и в том, как мы обращаемся друг с другом. Внимание к другому человеку, его словам, особенностям, поступкам — не просто акт его познания. Это всегда и социальный акт: проявление симпа­тии, уважения, признания, доброжелательности, интереса и т. п. Желая выразить обиду, неуважение или неприязнь к кому-то, мы «не замечаем» этого человека. Нередко невнимание ранит силь­нее резкого слова. Столь же неприятно и демонстративное вни­мание. Бесцеремонное рассматривание — всегда результат невос­питанности или пренебрежения.

Внимательность как особое качество личности во многом оп­ределяется всей историей ее воспитания. Внимательность являет­ся своеобразным индикатором интересов и предпочтений лич­ности: к чему она стремится, что ее привлекает и что она отвер­гает. К. Д. Ушинский в этой связи очень тонко подметил, что если мы хотим объективно узнать что-то о внутренней жизни, интересах человека, то должны присмотреться и прислушаться: к чему человек особенно внимателен. Наблюдая за тем, к какой стороне разговоров, ведущихся в обществе, внимателен тот или иной человек, можно сделать более верное заключение о его ценностях, чем просто слушая, что говорит он сам.

воспитание внимания, как и воспитание вообще, в решающей степени зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя, необходимых для воспитания внимания, относят следующие (Ф. Н. Гоноболин):

внимательность и наблюдательность учителя, который не спра­шивает учеников — поняли они его или нет, а читает это по их лицам;

умение держать в поле зрения весь класс, все дела, все про­исходящее; чувство аудитории;

любовь к своему предмету; артистизм;

внимание к внутреннему миру учеников, заботливость;

внимательность к своим действиям, постоянный самоконтроль? досадные ошибки подрывают авторитет учителя;

уверенность в себе; внутренняя сила — это не крик и шум, а спокойная твердость, четкость, собранность;

деловое, энергичное ведение урока; умение поддерживать по­стоянный контакт с классов

Успех урока во многом зависит от рабочего самочувствия учителя. Большие актеры задолго до спектакля начинают вхо­дить, вживаться в роль. И для учителя каждый урок есть испы­тание его таланта, знаний, воли. Насколько успешно выдержит он это испытание, также зависит от его психологического наст­роя, собранности.

В театральной педагогике уже давно используются упражне­ния для развития внимания, воображения и фантазии, идеи ко­торых заложены К- С. Станиславским и до сих пор еще не оцене­ны по достоинству в нашей практической педагогике, в подготовке учителей (исключая разве опыт Полтавского, Новосибирского и некоторых других пединститутов). Многие упражнения сцениче­ского тренинга полезны для учителя, поскольку в работе актера и учителя немало общего.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.