Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Га Iк q Ч






X Л

S

ч о

X

Ю о

О

О.

С о

Ц


Средней трудности

Легкая А


Слабая Умеренная Большая СИЛА ЭЛЕКТРОУДАРА

Рис. 3. Схема, иллюстрирующая закон Йеркса—Додсона1

«С увеличением трудности задачи интенсивность наказания, определяю­щаяся оптимальную скорость научения, должна приближаться к порого­вой величине». Это означает, что в случае трудной задачи оптимум дос­тигается при слабой мотивации, тогда как при легкой задаче он соответ­ствует сильной мотивации. Очевидно, что при легкой задаче избыточная мотивация не вызывает нарушений поведения, но такая возможность возникает при трудных задачах.

Такие же результаты были получены Хаммесом2 и Бродхерстом3 на крысах. Другие исследования показали, что усиление возбуждения, или в более общей форме мотивации, влечет за собой ухудшение исполнения.

Так, Кардо4 изучал влияние амфетамина на условную реакцию из­бегания у крыс. Он установил, что слабые дозы улучшают эту реакцию, тогда как сильные вызывают беспорядочные ответы.

1 По: Young P.T. Emotion in man and animal. N. Y.: Wiley, 1943. P. 307.

2 См.: Hammes JJl. Visual discrimination learning as a function of shock fear and task
difficulty // J. сотр. physiol. Psychol. 1956. 49. P. 481-484.

3 См.: Broadhurst P.L. Emotionality and the Yerkes—Dodson Law // J. exp. Psychol.
1957. 54. P. 345-352.

4 См.: Cardo B. Rapports entre le niveau de vigilance et le conditionnement chez Г animal.
Etude pharmacologique et neurologique. Paris: Masson, 1961.


Фресс П. Оптимум мотивации 259

Еще одним подтверждением этого закона являются результаты Патрика1, полученные на человеке. Испытуемого помещали в кабину с 4 дверями, из которой он должен был как можно быстрее найти выход. Для этого нужно было определить дверь, которая не запиралась, причем место искомой двери менялось в случайном порядке, но никогда не по­вторялось два раза подряд. Следовательно, логического решения задачи не существовало, однако испытуемый мог найти более или менее рацио­нальную стратегию. Если усиливали мотивацию испытуемого (в кабине сверху сыпались гвозди или пропускался слабый электрический ток че­рез пол), решения становились менее рациональными, более стереотипны­ми и в конечном счете неэффективными.

1 См.: Patrick J.R. Studies in rational behavior and emotional excitement: the effect of emotional excitement on rational behavior of human subjects // J. сотр. Psychol. 1934. 18. P. 153-195.


X. Хекхаузен

[ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИИ]1

Совершенно очевидно, что поведение описывается как мотивирован­ное либо «изнутри» (интринсивно), либо «извне» (экстринсивно). Это противопоставление почти столь же старо, как и сама экспериментальная психология мотивации. Оно становится актуальным во всех тех случа­ях, когда исследователи, с определенным успехом сосредоточив свои уси­лия на изучении таких видов поведения, которые служат удовлетворе­нию физиологических потребностей или избеганию негативных физиоло­гических состояний, стараются объяснить все поведение, его изменения (научение) и лежащую в его основе мотивацию посредством внешних иг­рающих роль подкрепления следствий поведения — вознаграждения, от­сутствия вознаграждения и наказания. Подобное чисто инструменталь­ное понимание, сводящее в конечном счете поведение лишь к обслужи­ванию организма, вынужденного восстанавливать нарушенный гомеостаз, всегда вызывало возражение, особенно когда данные, полученные при ра­боте с животными, целиком переносились на человека. <...>






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.