Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прогресс в понимании






Существует множество экспериментов, в которых гипотеза максиму­ма или минимума вполне оправдана. Между прочим, не нужно считать, что термины максимум и минимум означают в этих экспериментах раз­ное. Если бы в эксперименте Йеркса и Додсона мерой научения служило число правильных ответов, то при 300 единицах стимуляции достигался бы максимум. <...>

Одним из оснований гипотезы максимума (или минимума) является теория двух противоположных основных процессов, определяемых незави­симой переменной. Причем «негативный» процесс при достижении вы­сокого уровня становится сильнее «позитивного». <...>

Можно показать, что танцующая мышь, учившаяся избегать удара током, <...> должна была различать два туннеля и ассоциировать туннель

1 Yerkes R.M., Dodson J.D. The relation of strength of stimulus to rapidity of habit for­mation // Journal of Comparative Neurology and Psychology. 1908. 18. P. 482.


Готтсданкер Р. [Закон Йеркса-Додсона: исследование научения...] 251

с ударом тока или его отсутствием. По свидетельству Йеркса и Додсона, различение было плохим при слишком сильном ударе. «Поведение мы­шей менялось по мере усиления стимуляции. При сильной стимуляции они выбирали не менее быстро, чем при слабой, однако в первом случае они были менее осторожны и действовали с меньшей осмотрительностью и уверенностью»1. Таким образом, различение стимулов (черного и бело­го) ухудшалось с увеличением силы удара. Ассоциирование же белого туннеля с ударом (при состоявшемся различении) могло с усилением уда­ра только усиливаться. Следовательно, здесь снова должен был существо­вать некоторый уровень независимой переменной (силы удара), оптималь­ный для дискриминационного научения.

Наверное некоторые из вас уже предвосхитили дальнейшее рассуж­дение. Оно состоит в том, что более сложное различение требует большей осторожности и осмотрительности, чем простое. Это означает прежде все­го, что оно протекает медленнее. Более того, оптимальным для его освое­ния будет удар, более слабый, чем для простого различения. Как раз та­кие результаты и получили исследователи в своей дальнейшей работе. Вот их заключение: «По мере увеличения сложности различения интен­сивность стимула, оптимальная для формирования навыка, приближает­ся к порогу»2. Эта зависимость сегодня известна под названием закона ЙерксаДодсона. Но мы забежали вперед. <...>

Проверка комбинированных гипотез3

С появлением факторных схем в технике экспериментирования совершается еще один шаг вперед. Теперь исследователи попытаются проверять гипотезы о том, каким образом влияют на поведение сразу две независимые переменные, сочетаясь друг с другом. Есть немало при­меров, когда мы совершенно уверены, что данная деятельность определя­ется не единственной независимой переменной. Еще до экспериментов Йеркса и Додсона4 было известно, что на количество проб, необходимых для научения, будет влиять как сила электроудара, так и трудность раз­личения стимулов. <...> У Йеркса и Додсона были основания для конк­ретного предположения об отношении между комбинациями силы элек-

1 Там же. С. 476.

2 Там же. С. 481.

3 «Комбинированная экспериментальная гипотеза - предположение об отношении
между определенным сочетанием (комбинацией) двух (или нескольких) независимых
переменных, с одной стороны, и зависимой переменной - с другой <...>; проверяется толь­
ко в факторном эксперименте» (Петухов В.В. Словарь экспериментатора // Готтсдан­
кер Р.
Основы психологического эксперимента. С. 432).

4 См.: Yerkes R.M., Dodson J.D. The relation of strength of stimulus to rapidity of habit
formation // Journal of Comparative Neurology and Psychology. 1908. 18. P. 459-482.



Тема 12. Психология мотивации


троудара и трудности различия, с одной стороны, и количеством проб, необходимых для достижения критерия научения, — с другой. <...>






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.