Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая тревожность






В начале 50-х гг. Тейлор и Спенс в университете штата Айова раз­работали метод изучения тревожности, который оказался более плодотвор­ным для исследования мотивации человека, чем другой, связанный с тео­рией влечений и основанный на экспериментах с животными. Тейлор и Спенс интересовались не столько тревожностью как таковой, сколько про­веркой некоторых выводов, следовавших из теоретико-ассоциативной кон­цепции влечения, а именно влиянием силы влечения на научение новым способам поведения. Отправной точкой в их рассуждениях стала халлов-ская теория влечения с такими ее постулатами, как независимость влече­ния, привычки, энергетизирующее действие влечения и его общий харак­тер. Поскольку, согласно последнему из постулатов, все наличные потребностные и активационные состояния вносят вклад в силу соответ­ствующего влечения (D), при спецификации данного влечения пришлось учитывать и тревожность, тем более что люди, по-видимому, сильно раз­нятся друг от друга в этом отношении. В соответствии с точкой зрения Миллера и Маурера тревожность рассматривалась как приобретенное (и с трудом угашаемое) влечение, источником которого служит антиципирую­щая эмоциональная реакция (ге), которая вызывается стимулами, указы­вающими на какую-либо угрозу.

Для измерения индивидуальных различий и разделения испытуемых по силе тревожности, проявляемой в экспериментальной ситуации, Тейлор2 разработала шкалу проявления тревожности (MAS). Из обширного списка высказываний многостадийного личностного опросника штата Миннесота (MMPI) она отобрала такие, которые, по оценкам клинических психологов,

1 Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М.: Педагогика, 1986. Т.1. С. 244-247.

2 См. Taylor JA. A personality scale of manifest anxiety // Journal of Abnormal and
Social Psychology. 1953. 48.



Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций


были связаны с симптомами хронической реакции страха. Среди них были, например, следующие утверждения: «Я не в состоянии сосредоточиться на одном предмете»; «Через день мне снятся кошмары»; «Даже в прохладные дни я легко потею»; «Меня легко смутить». Хотя разнообразные реакции тревожности невозможно отнести к определенным ситуациям, разрабо­танный опросник при повторных измерениях показал себя как достаточно надежный исследовательский инструмент. В сравнении с нормальными людьми невротически и психотически предрасположенные лица имели от­клоняющиеся от нормы высокие показатели. При дальнейших исследова­ниях, проводившихся главным образом со студентами, сравнивались экс­тремальные группы людей, выявленные на основе показателей MAS.

После того как MAS позволил измерить силу влечений, удалось также точнее специфицировать привычки. Согласно постулату о мульти­пликативной связи силы влечения и привычки, влечение будет способст­вовать научению, если необходимые, или релевантные, привычки уже относительно сильно выражены либо представляют собой слабо конкури­рующие друг с другом, нерелевантные привычки. При легких заданиях дело обстоит именно так. При сложных заданиях все обстоит как раз на­оборот. Эти задания хотя и активируют совокупность нужных привычек, но или их выраженность по сравнению с нерелевантными мала, или они

80- -
70--
ВЫСОКОТРЕВОЖНЫЕ,
60--
, 50-1- а. 40- -
30-
0, 25 0, 6 1, 0 1, 5 2, 0 ИНТЕНСИВНОСТЬ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ
Рис. 1. Обусловливание реакции моргания (РМ) у разных выборок испытуемых в зависимости от интенсивности воздушной струи (Spence K.W., 1958, р. 135)

конкурируют явно друг с другом. В подобных ситуациях научение лучше осуществляется при влече­нии меньшей силы, т.е. первона­чально менее выраженные необходи­мые привычки быстрее одерживают верх над доминирующими ненужны­ми привычками. Прототипом лег­кого научения стало условно-реф­лекторное обусловливание реакции моргания на воздействие воздушной струи вслед за определенным сиг­нальным раздражителем1. В ряде исследований удалось показать, что у людей с высокими показателями

по MAS обусловливание реакции моргания происходит значительно быстрее, чем у испытуемых с низки­ми показателями2 (см. рис. 1).

1 См. Taylor JA. The relationship of anxiety to the conditioned eyelid response//
Journal of Experimental Psychology. 1951. 41.

2 Cm. Spence K.W. Anxiety (drive) level and performance in eyelid conditioning //
Psychological Bulletin. 1964. 61.


Хекхаузен X. Тревожность 545

Побуждающее влияние ситуации

Для сравнения эффектов легких и трудных заданий стали использо­вать различные виды сенсомоторных, вербальных заданий и заданий на ре­шение проблем; особенно часто употреблялась методика парных ассоциаций, позволявшая варьировать и точно дозировать степень трудности задания по­средством изменения (а) коэффициента ассоциативной связи внутри пары ♦ раздражитель — реакция» и (Ь) сходства словесных реакций внутри подле­жащего заучиванию списка. Выполнение заданий подобного рода часто под­тверждало предположение о преимуществе тревожных людей при выполне­нии легких заданий и нетревожных — при выполнении трудных.

Однако имелись и противоречащие результаты. Критические обзоры со­ответствующих работ1 показали недостаточность представления о личностной диспозиции «тревожность» только как о гипотетическом конструкте типа «мотив», постоянно и независимо от ситуации влияющем на поведение. Хотя в русле первоначальной концепции показатели MAS рассматривались в каче­стве устойчивого индикатора силы влечения, довольно скоро пришлось счи­таться с тем, что определенные характеристики экспериментальной ситуации могут индуцировать более высокие тестовые значения по MAS, в противном случае трудно было объяснить соответствие этих показателей достигнутым ре­зультатам. Очевидной стала теоретическая необходимость введения дополни­тельного мотивационного конструкта — устойчивая диспозициональная «тре­вожность» должна ситуационно превращаться в актуальное состояние тревожности. В пользу этого свидетельствует тот факт, что под воздействием беспокоящих и угрожающих человеку обстоятельств, таких, как стресс, ожи­дание боли и опасности, угроза самооценке (в случае искусственно созданной ситуации неуспеха или оглашения оценок других участников эксперимента), различия в достижениях между высоко- и слаботревожными людьми прояв­ляются резче и соответствуют гипотетически ожидаемым. Так, результаты, по­лученные Дэвидсоном, Эндрюсом и Россом2, с помощью методики занижения достижений показали, что высокотревожные испытуемые эмоционально ост­рее реагируют на сообщение о неудаче или об уменьшении времени, отведен­ного на выполнение задания. Как Тейлор3, так и Спенс4 попытались учесть этот результат, предложив альтернативные гипотезы связи показателей по MAS и силы влечения. Согласно «хронической гипотезе», высокотревожные (по шка­ле MAS) субъекты должны проявлять тревожность во всех ситуациях и все-

1 См. Samson I.G. Empirical findings and theoretical problems in the use of anxiety
scales // Psychological Bulletin. 1960. 57; Spence J., Spence K.W. The motivational components
of manifest anxiety: Drive and drive stimuli // C.D.Speilberger (ed.)- Anxiety and Behavior.
N.Y., 1966; Spielberger CD. (ed.). Anxiety and Behavior. N.Y., 1966.

2 Cm. Davidson W.Z., Andrews J.W., Ross S. Effects of stress and anxiety on continuous
highspeed color naming // Journal of Experimental Psychology. 1956. 52.

3Cm. Taylor J A. Drive theory and manifest anxiety // Psychological Bulletin. 1956. 53.

4 Cm. Spence K.W. A theory of emotionally based drive (D) and its relation to performance in simple learning situations // American Psychologist. 1958. 13.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.