Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выученная беспомощность






Еще одним понятием, используемым для описания роли психологических факторов в происхождении психосоматиче­ской патологии, является понятие выученной беспомощнос­ти. Выученная беспомощность - это состояние, которое воз­никает у человека или животных после более или менее дли­тельного аверсивного воздействия, избежать которого не уда­ется (в экспериментах на животных для этих целей использу­ется электрический ток, а людям предъявляется серия нере­шаемых задач, либо в процесс деятельности вводятся неустра­нимые помехи). У человека выученная беспомощность про­является эмоциональными расстройствами (депрессия или невротическая тревога); на этом фоне возможно возникнове­ние психосоматических расстройств (Петровский А.В., Ярошевский М.Г., 1998).

Основной характеристикой выученной беспомощности яв­ляется ее тенденция к генерализации - будучи выработанной в одной конкретной ситуации, она, как правило, распростра­няется на многие другие, так что субъект перестает предпринимать попытки справиться даже с теми задачами, которые поддаются решению.

Концепция «выученной беспомощности» («обученной бес­помощности»), или «безнадежности» как причины многих нарушений эмоциональной или психосоматической приро­ды, получила широкое распространение в западной психоло­гии. Представление зарубежных психологов об этом феноме­не изложено, в частности, Мартином Селигменом под назва­нием «безнадежность» (1975).

По мнению G.Engel, A.H.Schmale (1967), развитию психо­соматического заболевания после эмоционального стресса способствует состояние беспомощности, когда все окружаю­щее воспринимается как небезопасное и не доставляющее удовольствия, а сам человек чувствует себя покинутым. В то же время, если индивида окружает такая социальная среда, которая разделяет его оценки и мнения и где он может всегда найти эмоциональную поддержку, то вероятность патологи­ческого воздействия эмоционального стресса на соматичес­кую сферу уменьшается (Caplan I., 1974). Поэтому социаль­ную поддержку можно рассматривать как социально-психо­логический механизм, смягчающий отрицательные последст­вия стресса (Dean A., Lin N., 1977). Для человека наличие со­циальных связей столь важно, что одно уже их отсутствие или недостаточность может рассматриваться в качестве самостоя­тельных причин стресса (Henderson S., 1981).

Д.Н.Исаев (2000) отмечает, в частности, что «привязан­ность, возникающая между детьми и их родителями в самый чувствительный для этого период — вскоре после рождения, имеет колоссальное значение не только в качестве цементи­рующего фактора, объединяющего группы людей, но и в ка­честве механизма, обеспечивающего их безопасность. Фор­мирование этого социального механизма основано на врож­денных образцах поведения, что и определяет не только проч­ность привязанностей, но и их большую защитную силу. В тех же случаях, когда родительская забота была недостаточной, а социальные отношения нарушались или отсутствовали, у де­тей в дальнейшем недоставало необходимых жизненных со­циальных качеств. Эти чувства беззащитности и неспособно­сти оградить себя от опасности приводили к часто возникаю­щим тревожным реакциям и почти постоянным нейроэндокринным изменениям».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.