Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эффект живой реакции






Уже при подготовке речи оратор обращает ее к определенной аудитории (см. об этом на с. 88—89). Но, как бы ни изучал выступающий будущих слушателей, он должен быть готов к необходимости устанавливать контакт с ними непосредственно в процессе произнесения речи, к так называемому «эффекту живой реакции». Очень часто для начинающего оратора это бывает непреодолимым препятствием. Вот, например, как рассказывал о своей первой лекции Тимофей Николаевич Грановский: «Отведен был для дебюта большой зал, где бывают акты... Захожу — вижу, сидят более 200 студентов и много иных особ. Струсил до крайности, в глазах потемнело и не могу найти кафедры... Публика, должно быть, улыбалась. Мысль, что, открыв глаза, я встречу эту улыбку, заставила меня читать слепо, т. е. я скороговоркою и почти шепотом пробормотал, что мог припомнить из написанного, через четверть часа раскланялся и ушел». Таков был печальный дебют профессора, на лекции которого впоследствии съезжалась вся Москва и которого слушатели награждали аплодисментами, словно знаменитого актера. Произошел этот казус при первом публичном чтении оттого, что Грановский, поддавшись волнению и страху, не видел и не слышал аудиторию.

В практической деятельности оратора могут возникнуть разные случаи, когда потребуется «эффект живой реакции». Например, слушатели перед началом речи настроены - недоверчиво, неприязненно или равнодушно. Оратор неожиданно для себя (а иногда такая реакция слушателей предполагается) сталкивается с тем, что ему надо завоевать аудиторию, привлечь ее внимание. Для этой цели используется «зацепляющий крючок» (см. с. 103). Одним из приемов, позволяющих постепенно установить контакт с аудиторией, является нахождение среди слушателей хоть одного доброжелательного лица. О таком случае в своей ораторской деятельности рассказывает известный государственный деятель, дипломат и публицист Александра Михайловна Коллонтай (1872—1952). Когда однажды ей пришлось выступать в недоверчиво настроенном зале, в неприязненной атмосфере, которая уже начала сковывать ее (цепенел язык, делался тусклым голос), она вдруг увидела внимательный взгляд старушки. И тысячная аудитория исчезла, перед оратором стояли доброе, улыбающееся лицо женщины и седая голова, которая согласно кивала в такт речи. Коллонтай несколько мгновений рассказывала только для нее. Постепенно оратору удалось завладеть вниманием всех слушателей.

Установив контакт с аудиторией, опытный оратор следит за тем, чтобы не потерять этот контакт, поэтому взгляд его должен быть всегда устремлен на аудиторию. Произнося речь, выступающий обычно смотрит на лица слушателей, переводя свой взгляд с одного лица на другое. Это дает ему возможность вовремя заметить ослабление внимания. Так, Петр Францевич Лесгафт, блестящий лектор-популяризатор, собиравший многочисленные аудитории, мог непосредственно обратиться к кому-либо из слушателей, если замечал признаки утомленности: «Что, милостивая государыня, отсутствуете? Не о том думаете?»

Конечно, такие реплики может позволить себе только уверенный в себе, снискавший любовь аудитории оратор. Более универсальным является прием, который называется эмоциональной разрядкой. Так, во время лекции о М. М. Зощенко К. И. Чуковский, почувствовав утомление аудитории, предложил слушателям угадать, какая фраза принадлежит М. М. Зощенко, а какая представляет собой стенографически записанные речения нынешних людей. Вот, например: «Он, продолжает хлестать меня по роже, когда я подумал, к чему мне такие варианты»; «Когда мы вошли в комнату, он сидел на обломках мебели и нецензурно удивился нашему появлению»; «Он не интеллигент, но близорукий»; «Домоуправление № 9 сообщает, что гражданка Авдеева не аварийная, но требует капитального ремонта...»

После такой передышки К. И. Чуковский перешел к самой важной части своего выступления — рассказу о Зощенко-моралисте, о его стремлении раскрыть существеннейшие черты действительности, оспорив мнение некоторых читателей и критиков о М. М. Зощенко как писателе развлекательном и поверхностном.








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.