Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статья 23. Психолого-медико-педагогические комиссии, медико-соци- альные экспертные комиссии






1.Для диагностики физических и (или) психических недостатков детей, установления их прав на специальное образование и создание консультирования родителей (иных законных представителей) по всем вопросам о физических и (или) психических недостатках детей органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают постоянные межведомственные психолого-медико-педагогические комиссии из расчета в среднем одна комиссия на десять тысяч детей, проживающих на данной территории, но не менее чем одна психолого-медико-педагогическая комиссия на территории каждого субъекта Российской Федерации.

В целях научно-методического обслуживания психолого-медико-педагогической комиссией и разрешения конфликтов между психолого- медико-педагогической комиссией и родителями (иными законными представителями)детей с ограничеснными возможностями здоровьясоздаются федиральные психолого-медико-педагогические центры из расчета один центр на десять комиссий, но не более чем один психолого- медико-педагогический центр на территории каждого субъекта Российской Федерации.

2.Основными функциями психолого-медико-педагогической комиссии являются:

· проведение возможно более раннего бесплатного психолого-медико-педагогического обследования детей, выявление особенностей их развития в целях установления диагноза и определения адекватных специальных условий для получения образования;

· удостоверение права ребенка с ограниченными возможностями здоровья на специальное образование, составление соответствующего заключения;

· составление рекомендаций к индивидуальному плану обучения;

· подтверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза;

· консультирование родителей (иных законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья;

· консультирование педагогических, медицинских и социальных работников по вопросам, связанным со специальными условиями для получения детьми образования, их правами и правами родителей (иных законных представителей);

· формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, детской патологии (недостаточности) и предоставление собранной информации соответствующим органам управления образованием, органам здравоохранения и органам социальной защиты населения.

3. В состав психолого-медико-педагогической комиссии в обязательном порядке входят: психолог; врачи — психиатр, невропатолог, ортопед, отоларинголог, окулист, терапевт (педиатр), физиотерапевт; специалисты в области специального образования — логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, социальный педагог; юрист; представители соответствующих органов управления образованием, органов здравоохранения и органов социальной защиты населения.

4.Направление детей на психолого-медико-педагогическую комиссию осуществляется по заявлению родителей (иных законных представителей), решению суда, а также с согласия родителей (иных законных представителей) по инициативе соответствующих органов управления образованием, органов здравоохранения, органов социальной защиты населения, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения или общественных объединений, зани­мающихся в соответствии с их учредительными документами вопросами защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья. При направлении детей на обследование по решению суда согласие родителей (иных законных представителей) не требуется.

Учреждения здравоохранения обязаны в течение десяти дней направить ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию при установлении у него явных признаков физического и (или) психического недостатков в целях определения специальных условий для получения им образования.

5.Результаты обследования ребенка отражаются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии, которое является основанием для направления ребенка с согласия родителей (иных законных представителей) в специальное образовательное учреждение, в организации обучения на дому или в образовательные учреждения интегрированного обучения. Члены психолого-медико-педагогической комиссии обязаны хранить профессиональную тайну, в том числе соблюдать конфиденциальность заключения. В случае несогласия родителей (иных законных представителей) с заключением психолого-медико-педагогической комиссии в течение месяца со дня подачи ими заявления соответствующий психолого-медико-педагогический центр проводит повторную экспертизу. Заключение повторной экспертизы может быть обжаловано в суде.

6.Психолого-медико-педагогическая комиссия и психолого-медико- педагогический центр являются юридическими лицами. Положения о психолого-медико-педагогической комиссии и о психолого-медико-педагогическом центре утверждаются Правительством Российской Федерации.

7.Функции психолого-медико-педагогической комиссии в отношении взрослых выполняют медико-социальные экспертные комиссии. Положение о медико-социальной экспертной комиссии утверждается Правительством Российской Федерации.

Обжалование заключений медико-социальных экспертных комиссий осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Глава VII. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 35. Международная деятельность Российской Федерации в области специального образования

1. Российская Федерация осуществляет международную деятельность в области специального образования и содействует развитию международного сообщества в области специального образования, в том числе на основе международных договоров Российской Федерации.

 

КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Адаптация — приспособление организма к изменяющимся условиям существования; социальная адаптация — процесс активного приспособления индивидуума к условиям внешней среды.

Анализаторы — сложные нервные механизмы, осуществляющие восприятие и анализ раздражений, поступающих как из внешней, так и из внутренней среды организма.

Анамнез — совокупность сведений о развитии ребенка и его заболеваниях, важнейшая часть обследования ребенка.

Астенический синдром — состояние, проявляющееся в повышенной утомляемости и истощаемости, ослаблении или утрате способности к продолжительному физическому или умственному напряжению.

Асфиксия — удушье, угрожающее жизни патологическое состояние, обусловленное недостатком кислорода в крови и проявляющееся комплексом тяжелых расстройств жизненно важных функций, главным образом деятельности нервной системы, дыхания, кровообращения.

Атрофия — патологические структурные изменения в тканях, связанные с угнетением обмена веществ в них.

Аудиограмма — графическое изображение данных исследования слуха с помощью специального электроакустического прибора (аудиометра).

Аутизм — болезненное состояние психики, характеризующееся сосредоточенностью человека на своих переживаниях, уходом от реального внешнего мира.

Вербализация в обучении — обучение, выражающееся в преподавании на основе устного восприятия материала.

Внимание — произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.

Возбудимость — свойство некоторых тканей организма (нервной, мышечной) отвечать на действие раздражителей специфической реакцией возбуждения.

Воспитание — специально организованная деятельность педагога и воспитанников для реализации целей образования в едином педагогическом процессе.

Высшая нервная деятельность (ВИД) — интегративная деятельность головного мозга, обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление человека к изменяющимся условиям окружающей и внутренней среды.

Гемипарез — парез (паралич) мышц одной стороны тела.

Генерализация — распространение какого-либо процесса из первоначального ограниченного очага.

Гидроцефалия (водянка мозга) — избыточное накопление спинномозговой жидкости в желудочках мозга и подоболочечных пространствах; проявляется повышением внутричерепного давления.

Деградация — общее прогрессирующее и частично обратимое снижение психической деятельности.

Деменция — слабоумие, которое характеризуется обеднением психической деятельности. Деменция проявляется в ослаблении познавательной способности личности, обеднении чувств, изменении поведения, крайнем затруднении при использовании знаний прошлого опыта.

Депривация — лишение или ограничение возможностей удовлетворе­ния каких-либо потребностей организма (двигательных, сенсорных и др.).

Дефект развития — физический или психический недостаток, вызывающий стойкое нарушение нормального развития ребенка.

Диагноз — краткое врачебное заключение о характере и сущности болезни (нарушение развития).

Истерия — функциональное нервно-психическое состояние, проявляющееся в изменении характера и поведения; повышенная чувственная окраска переживаний.

Защитные рефлексы — реакции, возникающие при воздействии на организм раздражителей, существенно нарушающие его нормальную деятельность.

Интерорецептор — нервное окончание, принимающее информацию от какого-либо внутреннего органа.

Иррадиация — распространение процесса возбуждения (или торможения) в центральной нервной системе.

Катамнез — сведения, полученные на больного после лечения; сбор информации о ходе обучения, трудовой жизни выпускника школы.

Компенсаторные процессы — совокупность реакций организма на повреждение, выражающееся возмещением нарушенных функций организма за счет деятельности неповрежденных систем, отдельных органов или их составных частей.

Компенсация функций — возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.

Коррекция — частичное или полное исправление, ослабление недостатков психического и физического развития у детей с помощью специальной системы приемов и рекомендаций.

Моторика — двигательная активность организма, отдельных его органов или частей.

Обучение — специфический способ образования, процесс активного, целенаправленного взаимодействия обучающего и обучаемого, в результате которого у обучаемого формируются знания, умения и навыки, а также личные качества.

Паралич — выпадение двигательных функций, сопровождающееся сни­жением силы мышц.

Полиомиелит — острое инфекционное заболевание центральной нервной системы, поражающее главным образом серое вещество спинного мозга.

Реабилитация — комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на возвращение больного к взрослой жизни и деятельности в пределах его возможностей.

Сенсорное воспитание — совокупность педагогических приемов, направленных на развитие органов чувств, совершенствование зрительных, слуховых, двигательных, осязательных и других ощущений и восприятий.

Синдром — совокупность симптомов, объединенных одним патогенезом.

Слабоумие — обобщенный термин, обозначающий малообратимое недоразвитие психики, утрату ранее приобретенных знаний и (или) затруднение в приобретении новых; недоразвитие психики в целом, нарушения в поведения в поведении.

Умение — готовность к быстрому, точному, сознательному выполнению каких-либо действий на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.

Фонематический слух — способность человека к анализу и синтезу речевых звуков.

Энурез — недержание мочи.

Энцефалит — воспаление головного мозга, инфекционное заболевание, возникшее вследствие проникновения в мозговую ткань болезнетворных микроорганизмов.

Эпилепсия — заболевание нервной системы, сопровождающееся периодическими судорожными припадками. Эпилепсия возникает у детей вследствие воспалительных заболеваний и травматического повреждения мозга.

Этиология — учение о причинах возникновения болезней, нарушениях в развитии.


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие............................................. 3

Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Глава 1. Олигофренопедагогика как педагогическая наука 4

Объект, предмет, субъект, задачи олигофренопедагогики Связь олигофренопедагогики

с другими науками

Методы исследования в олигофренопедагогике

Понятие «умственная отсталость» и ее классификация

История развития помощи детям с нарушениями интеллекта (умственно отсталым) в России

Особенности психического развития детей с нарушениями интеллектуального развития

Специальные (коррекционные) учреждения для детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития

Раздел И. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Г л а в а 2. Обучение учащихся с нарушениями интеллектуального развития

Задачи обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития

Принципы обучения детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития

Содержание обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития

Базисный учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида

Учебные программы, учебники, учебные пособия специальной (коррекционной) школы VIII вида

Г л а в а 3. Методы обучения в специальной (коррекционной)

школе VIII вида

3.1. Выбор методов обучения в общей и специальной педагогике

3.2. Краткая характеристика методов обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Г л а в а 4. Формы организации учебного процесса в специальной

(коррекционной) школе VIII вида

Формы организации процесса обучения и их классификация

Урок — основная форма организации обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Урок как целостная система

Типы и структура уроков

Подготовка учителя к уроку

Г л а в а 5. Контроль и оценка знаний учащихся специальной

(коррекционной) школы VIII вида

Контроль обучения как дидактическое понятие

Методы и формы контроля знаний

Оценка знаний учащихся

Г л а в а 6. Трудовое обучение детей с нарушениями интеллектуального развития

Этапы трудового обучения

Содержание уроков трудового обучения

Раздел III. СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Г л а в а 7. Воспитание учащихся с нарушениями интеллекта

Воспитание как педагогический процесс

Особенности воспитания учащихся с нарушениями интеллектуального развития

Основные закономерности воспитания

Принципы воспитания и их реализация

Методы воспитания, их реализация

Направления и содержание воспитательного процесса в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Направления и содержание воспитательной работы в 5 —7-х классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Направления и содержание воспитательного процесса в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Г л а в а 8. Формы организации образовательно-воспитательного

процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида

8.1. Классификация форм организации образовательно-воспитательного процесса

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.