Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Статья 23. Психолого-медико-педагогические комиссии, медико-соци- альные экспертные комиссии






    1.Для диагностики физических и (или) психических недостатков детей, установления их прав на специальное образование и создание консультирования родителей (иных законных представителей) по всем вопросам о физических и (или) психических недостатках детей органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают постоянные межведомственные психолого-медико-педагогические комиссии из расчета в среднем одна комиссия на десять тысяч детей, проживающих на данной территории, но не менее чем одна психолого-медико-педагогическая комиссия на территории каждого субъекта Российской Федерации.

    В целях научно-методического обслуживания психолого-медико-педагогической комиссией и разрешения конфликтов между психолого- медико-педагогической комиссией и родителями (иными законными представителями)детей с ограничеснными возможностями здоровьясоздаются федиральные психолого-медико-педагогические центры из расчета один центр на десять комиссий, но не более чем один психолого- медико-педагогический центр на территории каждого субъекта Российской Федерации.

    2.Основными функциями психолого-медико-педагогической комиссии являются:

    · проведение возможно более раннего бесплатного психолого-медико-педагогического обследования детей, выявление особенностей их развития в целях установления диагноза и определения адекватных специальных условий для получения образования;

    · удостоверение права ребенка с ограниченными возможностями здоровья на специальное образование, составление соответствующего заключения;

    · составление рекомендаций к индивидуальному плану обучения;

    · подтверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза;

    · консультирование родителей (иных законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья;

    · консультирование педагогических, медицинских и социальных работников по вопросам, связанным со специальными условиями для получения детьми образования, их правами и правами родителей (иных законных представителей);

    · формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, детской патологии (недостаточности) и предоставление собранной информации соответствующим органам управления образованием, органам здравоохранения и органам социальной защиты населения.

    3. В состав психолого-медико-педагогической комиссии в обязательном порядке входят: психолог; врачи — психиатр, невропатолог, ортопед, отоларинголог, окулист, терапевт (педиатр), физиотерапевт; специалисты в области специального образования — логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, социальный педагог; юрист; представители соответствующих органов управления образованием, органов здравоохранения и органов социальной защиты населения.

    4.Направление детей на психолого-медико-педагогическую комиссию осуществляется по заявлению родителей (иных законных представителей), решению суда, а также с согласия родителей (иных законных представителей) по инициативе соответствующих органов управления образованием, органов здравоохранения, органов социальной защиты населения, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения или общественных объединений, зани­мающихся в соответствии с их учредительными документами вопросами защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья. При направлении детей на обследование по решению суда согласие родителей (иных законных представителей) не требуется.

    Учреждения здравоохранения обязаны в течение десяти дней направить ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию при установлении у него явных признаков физического и (или) психического недостатков в целях определения специальных условий для получения им образования.

    5.Результаты обследования ребенка отражаются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии, которое является основанием для направления ребенка с согласия родителей (иных законных представителей) в специальное образовательное учреждение, в организации обучения на дому или в образовательные учреждения интегрированного обучения. Члены психолого-медико-педагогической комиссии обязаны хранить профессиональную тайну, в том числе соблюдать конфиденциальность заключения. В случае несогласия родителей (иных законных представителей) с заключением психолого-медико-педагогической комиссии в течение месяца со дня подачи ими заявления соответствующий психолого-медико-педагогический центр проводит повторную экспертизу. Заключение повторной экспертизы может быть обжаловано в суде.

    6.Психолого-медико-педагогическая комиссия и психолого-медико- педагогический центр являются юридическими лицами. Положения о психолого-медико-педагогической комиссии и о психолого-медико-педагогическом центре утверждаются Правительством Российской Федерации.

    7.Функции психолого-медико-педагогической комиссии в отношении взрослых выполняют медико-социальные экспертные комиссии. Положение о медико-социальной экспертной комиссии утверждается Правительством Российской Федерации.

    Обжалование заключений медико-социальных экспертных комиссий осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

     

    Глава VII. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Статья 35. Международная деятельность Российской Федерации в области специального образования

    1. Российская Федерация осуществляет международную деятельность в области специального образования и содействует развитию международного сообщества в области специального образования, в том числе на основе международных договоров Российской Федерации.

     

    КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

    Адаптация — приспособление организма к изменяющимся условиям существования; социальная адаптация — процесс активного приспособления индивидуума к условиям внешней среды.

    Анализаторы — сложные нервные механизмы, осуществляющие восприятие и анализ раздражений, поступающих как из внешней, так и из внутренней среды организма.

    Анамнез — совокупность сведений о развитии ребенка и его заболеваниях, важнейшая часть обследования ребенка.

    Астенический синдром — состояние, проявляющееся в повышенной утомляемости и истощаемости, ослаблении или утрате способности к продолжительному физическому или умственному напряжению.

    Асфиксия — удушье, угрожающее жизни патологическое состояние, обусловленное недостатком кислорода в крови и проявляющееся комплексом тяжелых расстройств жизненно важных функций, главным образом деятельности нервной системы, дыхания, кровообращения.

    Атрофия — патологические структурные изменения в тканях, связанные с угнетением обмена веществ в них.

    Аудиограмма — графическое изображение данных исследования слуха с помощью специального электроакустического прибора (аудиометра).

    Аутизм — болезненное состояние психики, характеризующееся сосредоточенностью человека на своих переживаниях, уходом от реального внешнего мира.

    Вербализация в обучении — обучение, выражающееся в преподавании на основе устного восприятия материала.

    Внимание — произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.

    Возбудимость — свойство некоторых тканей организма (нервной, мышечной) отвечать на действие раздражителей специфической реакцией возбуждения.

    Воспитание — специально организованная деятельность педагога и воспитанников для реализации целей образования в едином педагогическом процессе.

    Высшая нервная деятельность (ВИД) — интегративная деятельность головного мозга, обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление человека к изменяющимся условиям окружающей и внутренней среды.

    Гемипарез — парез (паралич) мышц одной стороны тела.

    Генерализация — распространение какого-либо процесса из первоначального ограниченного очага.

    Гидроцефалия (водянка мозга) — избыточное накопление спинномозговой жидкости в желудочках мозга и подоболочечных пространствах; проявляется повышением внутричерепного давления.

    Деградация — общее прогрессирующее и частично обратимое снижение психической деятельности.

    Деменция — слабоумие, которое характеризуется обеднением психической деятельности. Деменция проявляется в ослаблении познавательной способности личности, обеднении чувств, изменении поведения, крайнем затруднении при использовании знаний прошлого опыта.

    Депривация — лишение или ограничение возможностей удовлетворе­ния каких-либо потребностей организма (двигательных, сенсорных и др.).

    Дефект развития — физический или психический недостаток, вызывающий стойкое нарушение нормального развития ребенка.

    Диагноз — краткое врачебное заключение о характере и сущности болезни (нарушение развития).

    Истерия — функциональное нервно-психическое состояние, проявляющееся в изменении характера и поведения; повышенная чувственная окраска переживаний.

    Защитные рефлексы — реакции, возникающие при воздействии на организм раздражителей, существенно нарушающие его нормальную деятельность.

    Интерорецептор — нервное окончание, принимающее информацию от какого-либо внутреннего органа.

    Иррадиация — распространение процесса возбуждения (или торможения) в центральной нервной системе.

    Катамнез — сведения, полученные на больного после лечения; сбор информации о ходе обучения, трудовой жизни выпускника школы.

    Компенсаторные процессы — совокупность реакций организма на повреждение, выражающееся возмещением нарушенных функций организма за счет деятельности неповрежденных систем, отдельных органов или их составных частей.

    Компенсация функций — возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.

    Коррекция — частичное или полное исправление, ослабление недостатков психического и физического развития у детей с помощью специальной системы приемов и рекомендаций.

    Моторика — двигательная активность организма, отдельных его органов или частей.

    Обучение — специфический способ образования, процесс активного, целенаправленного взаимодействия обучающего и обучаемого, в результате которого у обучаемого формируются знания, умения и навыки, а также личные качества.

    Паралич — выпадение двигательных функций, сопровождающееся сни­жением силы мышц.

    Полиомиелит — острое инфекционное заболевание центральной нервной системы, поражающее главным образом серое вещество спинного мозга.

    Реабилитация — комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на возвращение больного к взрослой жизни и деятельности в пределах его возможностей.

    Сенсорное воспитание — совокупность педагогических приемов, направленных на развитие органов чувств, совершенствование зрительных, слуховых, двигательных, осязательных и других ощущений и восприятий.

    Синдром — совокупность симптомов, объединенных одним патогенезом.

    Слабоумие — обобщенный термин, обозначающий малообратимое недоразвитие психики, утрату ранее приобретенных знаний и (или) затруднение в приобретении новых; недоразвитие психики в целом, нарушения в поведения в поведении.

    Умение — готовность к быстрому, точному, сознательному выполнению каких-либо действий на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.

    Фонематический слух — способность человека к анализу и синтезу речевых звуков.

    Энурез — недержание мочи.

    Энцефалит — воспаление головного мозга, инфекционное заболевание, возникшее вследствие проникновения в мозговую ткань болезнетворных микроорганизмов.

    Эпилепсия — заболевание нервной системы, сопровождающееся периодическими судорожными припадками. Эпилепсия возникает у детей вследствие воспалительных заболеваний и травматического повреждения мозга.

    Этиология — учение о причинах возникновения болезней, нарушениях в развитии.


     

     

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Предисловие............................................. 3

    Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

    Глава 1. Олигофренопедагогика как педагогическая наука 4

    Объект, предмет, субъект, задачи олигофренопедагогики Связь олигофренопедагогики

    с другими науками

    Методы исследования в олигофренопедагогике

    Понятие «умственная отсталость» и ее классификация

    История развития помощи детям с нарушениями интеллекта (умственно отсталым) в России

    Особенности психического развития детей с нарушениями интеллектуального развития

    Специальные (коррекционные) учреждения для детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития

    Раздел И. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

    Г л а в а 2. Обучение учащихся с нарушениями интеллектуального развития

    Задачи обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития

    Принципы обучения детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития

    Содержание обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития

    Базисный учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Учебные программы, учебники, учебные пособия специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Г л а в а 3. Методы обучения в специальной (коррекционной)

    школе VIII вида

    3.1. Выбор методов обучения в общей и специальной педагогике

    3.2. Краткая характеристика методов обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Г л а в а 4. Формы организации учебного процесса в специальной

    (коррекционной) школе VIII вида

    Формы организации процесса обучения и их классификация

    Урок — основная форма организации обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида

    Урок как целостная система

    Типы и структура уроков

    Подготовка учителя к уроку

    Г л а в а 5. Контроль и оценка знаний учащихся специальной

    (коррекционной) школы VIII вида

    Контроль обучения как дидактическое понятие

    Методы и формы контроля знаний

    Оценка знаний учащихся

    Г л а в а 6. Трудовое обучение детей с нарушениями интеллектуального развития

    Этапы трудового обучения

    Содержание уроков трудового обучения

    Раздел III. СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

    Г л а в а 7. Воспитание учащихся с нарушениями интеллекта

    Воспитание как педагогический процесс

    Особенности воспитания учащихся с нарушениями интеллектуального развития

    Основные закономерности воспитания

    Принципы воспитания и их реализация

    Методы воспитания, их реализация

    Направления и содержание воспитательного процесса в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Направления и содержание воспитательной работы в 5 —7-х классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Направления и содержание воспитательного процесса в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Г л а в а 8. Формы организации образовательно-воспитательного

    процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида

    8.1. Классификация форм организации образовательно-воспитательного процесса

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.