Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полоролевая идентичность






В классической работе Маккоби и Жаклин (1974) делается вы­вод о том, что существует целый ряд необоснованных представле­ний о полоролевых различиях: некоторые из них достаточно проч­но укоренились, другие вызывают сомнения и вопросы. Одним из таких необоснованных представлений является то, что девочки бо­лее " социальны" и " управляемы" по сравнению с мальчиками, им легче дается механическое заучивание и решение повторяющихся задач; при этом они имеют более низкую самооценку и меньшую мотивацию к достижению успеха. Считается также, что мальчики лучше выполняют задания творческого характера, требующие от­каза от ранее усвоенных стандартных подходов; что они более " аналитичны". Считается, что на девочек большее влияние оказы­вают наследственные факторы, на мальчиков же – окружающая среда; у девочек определяющим является звуковое восприятие, у мальчиков – зрительное.

Среди укоренившихся половых различий можно назвать следую­щие: девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, мальчики – в зрительно-пространственной ориентации и математи­ке. Кроме того, мальчики более агрессивны. Все еще нет единой точки зрения относительно различий в тактильной чувствительно­сти, чувстве страха, застенчивости, тревожности, конкурентности, доминантности, а также в уровне активности, уступчивости, научения и " мате­ринского" поведения.

Какие же из вышеперечисленных психологических различий ге­нетически детерминированы, какие имеют социальную природу, а какие развиваются спонтанно через подражание? Маккоби и Жак­лин утверждают (и имеется достаточно данных, подкрепляющих это утверждение), что очевидна связь между биологическими факторами и степенью агрессивности и способности к зрительно-простран­ственной ориентации. По имеющимся данным, мужчины и сам­цы человекообразных обезьян более агрессивны; по-видимому, вне зависимости от национально-культурной принадлежности уровень агрессии в значительной степени зависит от количества половых гормонов. Возможно, предрасположенность к агрессии находит свое выражение в таких чертах, как доминирование, активность, соперничество, но имеющиеся данные не свидетельствуют об этом с полной определенностью. Маккоби и Жаклин приходят к выво­ду, что генетически обусловленные характеристики могут прини­мать форму большей готовности к проявлению какого-либо конк­ретного вида поведения. Это относится к усвоенным формам поведения, но не ограничивается ими.

Фридман и Дауни (1993) пересмотрели данные о влиянии пренатальной гормональной патологии у девочек на постнатальное сек­суальное поведение. Они изучили имеющиеся сведения о девочках с врожденной гипертрофией (гиперплазией) надпочечников и про­вели сравнительный анализ с девочками, мамы которых во время беременности принимали половые стероидные гормоны. Этих де­тей растили как девочек, и хотя их ядерная половая идентичность была женской, ставился вопрос о том, в какой степени избыточ­ность мужских гормонов в пренатальном периоде влияет на их ядерную половую идентичность и полоролевую идентичность в детстве и отрочестве.

Несмотря на то, что была выявлена слабая связь избыточного количества андрогенов в пренатальном периоде с преобладанием гомосексуальности, более существенным явилось открытие, что вне зависимости от воспитания у девочек с врожденной гипертрофией надпочечников наблюдалась большая склонность к мальчишеской манере поведения. Они проявляли меньше интереса к куклам и украшениям, предпочитая им машины, пистолеты и т.д. по срав­нению с контрольной группой. В качестве партнеров для игр они отдавали предпочтение мальчикам, проявляя при этом большую энергию и склонность к дракам. Данные этих исследований дают возможность предположить, что гормональный уровень в пренаталь­ном периоде оказывает значительное влияние на полоролевое по­ведение ребенка в детском возрасте. Фридман (в личной беседе) соглашается с Маккоби и Жаклин (1974) в том, что большинство особенностей, отличающих мальчиков от девочек, по всей вероят­ности, культурно обусловлены.

Ричард Грин (1976) изучал воспитание мальчиков с фемининными чертами. Выяснилось, что основными факторами, влияю­щими на развитие фемининности у мальчиков, являются безраз­личие родителей к проявлению фемининного поведения или его поощрение; одевание мальчика в женскую одежду; чрезмерная ма­теринская опека; отсутствие отца или неприятие им ребенка; фи­зическая привлекательность ребенка; недостаток общения с маль­чиками своего возраста. Критической общей чертой во всех этих случаях, похоже, является то, что в них отсутствует неодобрение фемининного поведения. Дальнейшие обследования этих детей обнаружили среди них высокий процент (до 75%) бисексуальнос­ти и гомосексуальности (Грин, 1987).

Наличие бихевиоральных качеств другого пола – мальчишеско­го поведения у девочек и фемининного – у мальчиков часто связа­но с гомосексуальным выбором объекта. Фактически, можно счи­тать, что полоролевая идентичность так же тесно связана с ядерной половой идентичностью, как и с выбором объекта: предпочтение собственного пола может повлиять на выбор роли, социально иден­тифицируемой с противоположным полом. И наоборот, вживание в роль противоположного пола может повлечь за собой предраспо­ложенность к гомосексуализму. Здесь мы подходим к следующему слагаемому сексуальности – выбору объекта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.