Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы олигофрении по классификации М.С. Певзнер






Наиболее приемлемой для решения задач олигофре­нопедагогики считается классификация, разработанная в 1959 г. советским дефектологом М.С. Певзнер. В ее основу положен клинико-патогёнетический подход. Автор выде­лила пять основных форм олигофрении:

1) неосложненную;

2) с выраженными нейродинамическими нарушениями;

3) со снижением функций анализаторов или речевыми
отклонениями;

4) с психопатоподобным поведением;

5) с выраженной лобной недостаточностью.
Неосложненная форма олигофрении. У этой группы

детей деятельность органов чувств не нарушена, не отме­чается грубых нарушений в эмоционально-волевой сфере, в двигательной сфере, речи. Эти особенности сочетаются с недоразвитием всей познавательной деятельности. Дети с неосложненной формой олигофрении обычно уравновеше­ны, дисциплинированы и трудолюбивы. Определенная со­хранность эмоциональной сферы и личности облегчает понимание ситуации, способствует ориентировке в окру­жающем, усвоению навыков поведения.

Олигофрения с выраженными нейродинамическими нарушениями. Интеллектуальное недоразвитие детей с этой формой олигофрении сочетается с нарушением баланса между процессами возбуждения и торможения в нервной

 

системе. В случае психомоторной расторможенности (воз-
будимости) интеллектуальная деятельность, работоспособ­
ность и психическое развитие страдают от импульсивнос-
ти, отвлекаемости, аффективной неуравновешенности. При
преобладании черт тормозимости недоразвитие усугубляя-­
ется двигательной и эмоциональной заторможенностью. В
обоих случаях наблюдается значительное снижение работой
способности.

Олигофрения со снижением функций анализаторов или речевыми отклонениями. У олигофренов с наруше­ниями функций анализаторов или специфическими рече­выми отклонениями диффузное поражение коры сочетает­ся с более глубокими локальными повреждениями мозго­вой системы. Такие дети, помимо основного дефекта — умственной отсталости, имеют локальные дефекты слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата.

При олигофрении, осложненной тяжелым недоразвитием речевых систем, дефекты речи нередко маскируют первич­ное недоразвитие психики. Выполнение заданий по рече­вой инструкции, не подкрепленное наглядным показом, вызывает большие затруднения.

Олигофрения, осложненная психопатоподобными рас­стройствами. При этой форме олигофрении наблюдается сочетание психического недоразвития с выраженной аф­фективной возбудимостью, расторможенностью влечений (сексуальностью, склонностью к бродяжничеству, воров­ству и т. п.). Отмечается также резкое нарушение эмоцио­нально-волевой сферы, проявляется недоразвитие личност­ных качеств.

Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.

Дети-олигофрены с выраженной лобной недостаточностью встречаются редко. Познавательная деятельность грубо страдает в связи с резким нарушением целенаправленнос­ти. У одних детей наблюдаются вялость, пассивность, дви­гательная заторможенность. Другим свойственны импуль­сивность, суетливость, эйфорический фон настроения, вы­сокая отвлекаемость. Своеобразие речи проявляется в со-


чегании ее внешнего богатства с непониманием смысла, бездумным повторением чужих высказываний. Характер-но грубое недоразвитие личности, проявляющееся в не­критичное к себе, отсутствии чувства смущения, обиды, страха и т. д.

40. Общие вопросы формирования личности умственно отсталых детей

Умственная отсталость характеризуется не только на­рушением познавательной деятельности ребенка, но и свое­образием развития его личности. Специфичность личност­ной сферы умственно отсталых детей связана с тем, что развитие психики происходит в условиях органического поражения головного мозга и обусловленных им вторич­ных осложнений. Нарушение высшей нервной деятельнос­ти, недоразвитие мышления, познавательной деятельнос­ти, приводят к инертности, снижению активности и работоспособности умственно отсталого ребенка.

Однако, несмотря на ряд особенностей, развитие лично­сти умственно отсталого подчиняется тем же общим зако­номерностям, что и развитие личности нормально развива­ющегося ребенка. Структура их личности включает в себя основные компоненты, характерные для любого человека: мотивы, интересы, потребности, эмоции, волевые качества, самооценку и т. д. Но развитие личности умственно отста­лого ребенка отличается качественным своеобразием.

В первую очередь, это касается мотивационно-потреб-ностной сферы. Из-за недоразвития интеллекта умствен­но отсталых их потребности бедны и слабо регулируются сознанием. Элементарные физиологические потребности у них преобладают над духовными. Высшие духовные по­требности развиваются с трудом, со значительным отста­ванием по сравнению с нормой. Именно эта дисгармонич­ность развития потребностей представляет собой ключ к пониманию особенностей и трудностей развития личности умственно отсталого ребенка.


 

 

Развитие потребностей связано с формированием инт ересов.

Интересы умственно отсталых поверхностны, однооб- разны, неустойчивы. Можно также говорить о слабой вы- раженности в них интеллектуального компонента. Моти­вы, побуждающие личность к удовлетворению потребнос- тей, у умственно отсталых детей также недостаточно осоз- нанны, бедны по содержанию. Отмечается неустойчивое мотивов, которая объясняется выраженной зависимостью мотивов от ситуации. Процесс опосредования мотивов зат- руднен, что связано с неумением осознавать и ставить цели.

Свойственная умственно отсталым детям слабость регу-
лирующеи функции мышления приводит к недоразвитию
саморегуляции поведения. Они не способны планировать,
учитывать ситуацию, осуществлять контроль результатов»
У умственно отсталых детей отсутствует самостоятельность,
характерен недостаток воли. В работе предпочтение отда-
ется легкому пути, не требующему волевых усилий. Само-
оценка
умственно отсталых неадекватна и носит либо за-
вышенный, либо заниженный характер. Незрелость
ности умственно отсталого ребенка обнаруживается также
в недоразвитии эмоций и чувств. Эмоции носят поверхно-
стный, неустойчивый, полярный характер. Формирова-
ние высших духовных чувств затруднено.

Общение, имеющее важное значение в развитии лично­сти ребенка, у умственно отсталых детей также нарушено. Их взаимоотношения носят ситуативный, неустойчивый характер. Потребность в общении слабо выражена. Пере­численные особенности личности умственно отсталого ре­бенка носят стойкий характер, обусловленный органиче­ским поражением головного мозга. Однако эффективно орга­низованный коррекционно-педагогический процесс позво­ляет добиться положительной динамики в личностном раз­витии умственно отсталого ребенка.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.