Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава VII. 1. Я изложу вам обязанности царей и покажу, как царь должен вести себя, как он был создан и как (он может достигнуть) высочайшего успеха.






1. Я изложу вам обязанности царей и покажу, как царь должен вести себя, как он был создан и как (он может достигнуть) высочайшего успеха.

2. Кшатрий, получивший согласно закону предписанное Ведою посвящение, должен надлежащим образом охранять весь этот (мир).

3. Ибо, когда все создания, будучи без царя, рассеялись в разные стороны от страха, Владыка создал царя для защиты всего этого (мира).

11. Тот, в милости которого пребывает Падма, богиня счастья, в доблести которого живет победа, в гневе которого обитает смерть, образован из блеска всех Богов.

14. Для царя Владыка некогда создал своего собственного сына – Наказание, защитника всех творений, (воплощение) закона, который создан из славы Брахмы.

15. Из страха перед ним все создания, движимые и недвижимые, исполняют то, что им предписано и не уклоняются от исполнения (дхармы).

19. Если наказание налагается надлежащим образом, после (должного) соображения, оно делает народ счастливым; но наложенное без соображения, оно губит все.

20. Если бы царь не налагал энергично наказания на тех, которые заслуживают наказания, то сильнейшие изжарили бы слабейших, как рыбу на вертеле.

21. Ворона стала бы клевать жертвенный пирог, и собака стала бы лизать жертвенную снедь, и не осталось бы ни у кого собственности, низшие захватили бы место высших.

22. Наказанием весь мир держится в порядке, ибо трудно найти человека безупречного; из страха наказания весь мир предается предписанным ему занятиям.

24. Все варны испортились бы (от смешения), все преграды рухнули бы и все люди возмутились бы один против другого из-за ошибок в применении наказания.

25. Но где наказание, черного цвета и с красными глазами, смело выступает, уничтожая преступников, там подданные не возмущаются, если только правитель хорошо судит.

26. Мудрые считают справедливым судьей царя правдивого, поступающего осмотрительно, мудрого и знающего (относительное значение) добродетели, удовольствия и богатства.

27. Царь, который надлежащим образом налагает наказание, приумножает (эти) три (рода счастья); но царь, изнеженный, пристрастный и лукавый, погибнет из-за (несправедливого) наказания.

28. Наказание – великая сила и трудная для людей неопытных; оно губит царя, который уклоняется от своего долга.

29. Оно может сокрушить его крепости, владения, весь мир вместе с движимым и недвижимым (творением), а также мудрецов и богов, обитающих на небе.

30. Наказание не может быть справедливо наложено не имеющим хороших советников, слабоумным, алчным, неопытным и привязанным к чувственным удовольствиям.

31. Чистым, верным слову, поступающим по правилам (священного закона), имеющим хороших советников и умным наказание может быть наложено (справедливо).

35. Царь должен быть защитником Варн, которые, согласно их положению, исполняют различные обязанности.

36. Что должно быть сделано им и его слугами для защиты своего народа, я объясню вам в надлежащем порядке.

43. У тех, которые знают три Веды, он должен изучать тройственное (священное знание), первоначальное искусство управления, метафизику и познание (высочайшей) Души; у народа – (сведения), относящиеся к (разным) ремеслам и профессиям.

44. Днем и ночью он должен усердно стараться об укрощении своих страстей, ибо (только) тот, кто обуздал свои собственные страсти, может держать в повиновении своих подданных.

54. Он должен назначать семь или восемь министров, предки которых были царскими слугами, сведущих в науках, храбрых, опытных в военном деле, благородного происхождения и испытанных.

56. Он должен ежедневно обсуждать с ними обычные дела.

57. (Сначала) спросив мнения каждого (из министров) отдельно, а (потом взгляды) всех вместе, он должен делать то, что (больше всего) выгодно для него в его делах.

58. Но самым выдающимся из них, ученым брахманом, царь должен совещаться о самых важных делах царского правления.

59. Приняв вместе с ним свое окончательное решение, он должен привести дело в исполнение.

60. Он должен также назначать других служащих, честных, умных, твердых, вполне способных собирать деньги и вполне испытанных.

65. Войско вверяется полководцу, казна и (управление) государством – царю, мир и его противоположность (война) зависят от посла.

88. Храбрость в сражении, защита народа, почитание брахманов – лучшие средства для царя достигнуть счастья.

111. Тот царь, который вследствие помрачения безрассудно притесняет своих подданных, в скором времени вместе со своими родственниками лишится царства и жизни.

115. Он должен назначить сельского старосту для (каждого) селения, десятского для десяти селений, старосту для двадцати, сотского для ста и тысяцкого для тысячи селений.

116. Сельский староста должен сообщать десятскому о преступлениях, совершенных в его селении, а десятский – управляющему двадцатью селениями.

117. Управляющий двадцатью селениями должен сообщать обо всем этом сотскому, а сотский должен доводить до сведения тысяцкого.

118. Те (предметы), которые поселяне обязаны доставлять царю, как, например, пища, питье, дрова, должны быть взимаемы сельским старостой.

120. Дела этих (должностных лиц), касающиеся (их) селений и их обязанностей, должен рассматривать особый царский министр, верный и деятельный.

121. И в каждом городе он должен назначить главноуправляющего всеми делами, в высоком чине, грозного, (напоминающего) планету среди звезд.

122. Этот (человек) всегда лично должен посещать всех (чиновников); посредством своих контролеров он должен надлежащим образом наблюдать за их действиями в их округах.

123. Ибо царские слуги, назначаемые для защиты (народа) обычно становятся хитрецами, которые пытаются завладеть собственностью других; он должен защищать подданных от таких (людей).

124. Царь должен конфисковать все имущество и ссылать тех порочных (чиновников), которые позволяют себе брать деньги от просителей.

127. Рассмотрев (цены), по которым товары куплены и проданы, расстояние пути, (издержки) на пищу и приправу, дань богам за безопасную доставку товаров, царь должен заставить торговцев заплатить пошлину.

128. По (надлежащем) обсуждении царь в своем государстве всегда должен назначать пошлины так, чтобы и он сам и промышленник от своих занятий получали (должный) доход.

129. Как пиявка, теленок и пчела собирают свою пищу мало-помалу, так и царь должен взимать в своем государстве умеренные ежегодные подати.

138. Механиков и ремесленников, так же как и шудр, которые занимаются ручным трудом, он может заставить работать (на себя) один (день) каждый месяц.

139. Он не должен отсекать свой собственный корень (невзиманием податей), ни корень других (людей) чрезмерной жадностью; ибо отсекающий свой собственный корень (или их корень) делает и их и себя несчастными.

140. Царь, тщательно рассмотрев (каждое) дело, должен быть и строгим, и добрым; ибо царь, и строгий, и добрый, весьма уважается.

205. Всякое дело в этом мире зависит и от определения рока и от усилия человека; но пути рока непостижимы, а в делах человеческих нужны усилия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.