Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы тревожности у детей






Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы тревожности у детей

6-7 лет...……………………………………………………………………………6

1. 1. Состояние проблемы детской тревожности………………………………6

1.2. Проявление тревожности у детей дошкольного возраста..…………………14

1.3. Игротерапия в коррекции тревожности дошкольников………………….25

Глава 2. Экспериментальная работа по изучению тревожности у детей 6-7 лет средствами игровой терапии …………………………………………………..34

2.1. Анализ результатов экспериментального исследования…………………34

2.2. Программа коррекции тревожности дошкольников…….. …...............46

Заключение……………………………………………………………………….58

Список использованной литературы…………………………………………...61

Приложения...…………………………………………………………………....65

 

Введение

Актуальность. По мнению психологов, ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность у детей.

Проблема тревожности одна из самых значительных проблем в современной психологии. Она широко изучается психологами, как в нашей стране, так и за рубежом. Тревожность - одна из наиболее сложных проблем современной психологической науки.

В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной. Сегодня именно игровые методы стали широко и наиболее успешно использоваться в решении проблем у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления психической жизни как радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Однако страх и тревога могут заставлять детей совершать поступки не свойственные их характерам [18; 134].

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.

В данные «возрастные пики тревожности» тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога, дезорганизует не только игровую деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей дошкольного возраста.

Как показывает краткий анализ исследований и психолого-педагогической практики, психологи и педагоги нуждаются в научно-обоснованных рекомендациях для работы с детьми, имеющими высокую тревожность. По сути дела, мы имели противоречия между потребностями, практикой и уровнем разработанности, избранной нами области, психолого-педагогической науки. Это и определило выбор темы нашего исследования.

Проблема исследования: каковы психолого-педагогические возможности коррекции тревожностей у детей 6 -7лет средствами игровой терапии. Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования: состояние тревожности у детей 6-7 лет.

Предмет исследования: процесс коррекции тревожности у детей 6-7 лет.

Гипотеза нашего исследования основана на том, что коррекционная работа будет способствовать снижению тревожностей у детей 6-7 лет, если:

1. Психолог владеет диагностическими инструментами по выявлению тревожности у детей6-7 лет;

2. Психолог обладает навыками моделирования и подбора специальных коррекционных упражнений, программ по преодолению тревожности, которые могут осуществлять адресную, индивидуальную коррекцию.

3. Психолог имеет опыт в использовании коррекционных программ по преодолению тревожности у детей 6-7 лет средствами игровой терапии.

Задачи исследования:

1. Дать понятие и охарактеризовать причины возникновения тревожности у детей;

2. Рассмотреть методы и приемы коррекции тревожности у детей дошкольного возраста;

3. Провести работу по коррекции тревожности у детей 6-7 лет.

Методологическую базу исследования составляют теоретические положения, выдвинутые в работах учёных А. И. Божович, А. В. Запорожец, А. С. Спиваковской, К. Изард, и других учёных, исследующих эмоционально-личностную сферу, тревожность и страхи у детей.

Методы исследования: для решения поставленных задач и подтверждения выдвинутой нами гипотезы были использованы разнообразные методы, дополнявшие друг друга. Эта система методов включала в себя анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения, беседу, метод опроса, психодиагностику. Для психодиагностического исследования тревожности у детей использовались следующие методики: «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), «Опасения и страхи» (А. И. Захарова), «Анкета по выявлению тревожности» (Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко).

Практическая значимость исследования заключается в том, что на его основе разработана и реализована коррекционная программа тревожности у детей 6-7 лет средствами игровой терапии.

Экспериментальной базой исследования является МБДОУ Детский сад № 89 «Ладушки» города Чебоксары.

Структура исследования: выпускная квалификационная работасостоит из введения, теоретической части, практической части, заключения, списка литературы и приложений.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.