Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа коррекции тревожности у детей 6-7 лет средствами игровой терапии






В результате проведения методик «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), «Опасения и страхи» (А. И. Захарова), «Анкета по выявлению тревожности» (Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко) было решено провести разработанную нами коррекционно-развивающую работу для того, чтобы устранить тревожность у детей дошкольного возраста.

Коррекционная программа ориентирована на работу с детьми, имеющими различные чувства тревожности, возникающие у детей дошкольного возраста.

Программа рассчитана на 10 занятий (продолжительность занятий не должна превышать 30 мин.)

Цель программы – коррекция наиболее ярко выраженных страхов, снижение тревожности, повышение уверенности в себе.

Материалы и оборудование: чистые листы бумаги, гуашь, акварель, кисточки, карандаш, фломастеры, стулья и веревки.

Первый цикл

Занятие 1:

Игра «Потерялся!».

Игра «Подарок под елкой».

Игра «Дудочка».

Занятие 2:

Игра «Корабль и ветер».

Игра «Фу, убирай!».

Игра «Сосулька».

Занятие 3:

Игра «Винт».

Игра «Зайки и слоники».

Второй цикл

Занятие 4:

Игра «Гусеница».

Игра «Шалтай-болтай».

Игра «Штанга» (1).

Занятие 5:

Игра «Дракон кусает свой хвост».

Игра «Воздушный шарик».

Занятие 6:

Игра «Клеевой дождик».

Игра «Разрывание бумаги».

Игра «Сосулька» (повтор).

Третий цикл

Занятие 7:

Игра «Нарисуй свой страх».

Игра «Штанга» (2).

Занятие 8:

Игра «Злая фея».

Игра «Шалтай-болтай» (повтор).

Занятие 9:

Игра «Красивое имя».

Игра «Испуганный ежик».

Занятие 10:

Игра «Волшебный стул».

Игра «Насос и мяч».

 

Первый цикл

Занятие 1:

Игра «Потерялся!»

Цель: первичный психологический контакт, представление имени в игровой форме, снятие напряжения.

Содержание: Мы все гуляем по лесу, вдруг видим - одного из нас нет (этому ребенку завязываются глаза). Мы начинаем хором звать его, например: «Ау, Ваня!». Но на самом деле он не потерялся, а спрятался. Когда ему захочется, он отзывается и говорит: «Я здесь!». Все радуются (выбирается следующий ребенок и тд.).

Игра «Подарок под елкой»

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

Содержание: Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь.

После выполнения упражнения можно обсудить, кто, о чем мечтает.

Игра «Дудочка»

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

Содержание: Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!

Занятие 2:

Игра «Корабль и ветер»

Цель: настроить группу на рабочий лад.

Содержание: Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки.… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!

Упражнение можно повторить три раза.

Игра «Фу, убирай!»

Цель: активизация энергетического потенциала, снятие двигательного напряжения.

Содержание: Детям говорится, что сейчас мы будем строить дом. Сжатый кулачок - это один этаж. Дети становятся в круг и ставят свои кулачки один на другой - получается дом. Затем психолог говорит: «Ветром дунет, огнем сожжет «Фу, убирай!». Дети должны на последнем слове как можно быстрее отдернуть руки и сесть на свои места.

Игра «Сосулька»

Цель: расслабить мышцы рук.

Содержание: Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь весит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

Правильно, это «Сосулька». Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую - уроните расслабленные руки вниз. И так, репетируем.… А теперь выступаем. Здорово получилось!

Занятие 3:

Игра «Винт»

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

Содержание: Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде «начали» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!.. Стоп!

Эта игра может сопровождаться музыкой.

Игра «Зайки и слоники»

Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильным и смелым, способствовать повышению самооценки.

Содержание: Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники».

Сначала мы с вами будем зайками - трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поднимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся». Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?». Дети разбегаются и прячутся. А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждаются, кем им больше понравилось быть и почему.

Второй цикл

Занятие 4:

Игра «Гусеница».

Цель: формирование чувства доверия.

Содержание: Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.

Игра «Шалтай-болтай»

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

Содержание: Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-болтай».

Шалтай-болтай

Сидел на стене.

Шалтай-болтай

Свалился во сне.

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз.

Игра «Штанга»(1).

Цель: расслабить мышцы спины.

Содержание: Сейчас мы с вами будем спортсменами - тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз.

Занятие 5:

Игра «Дракон кусает свой хвост»

Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов.

Содержание: Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок - «голова дракона», последний - «хвост дракона». «Голова» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается.

Замечания: 1. Следите, чтобы дети не отпускали друг друга.

Необходимо, чтобы роли «головы дракона» и «хвоста» выполняли все желающие.

Игра «Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Содержание: Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза.

Занятие 6:

Игра «Клеевой дождик»

Цель: формирование чувства доверия.

Содержание: Детям предлагают встать друг за другом и положить руку на плечо впереди стоящего. Затем психолог говорит, что прошел клеевой дождик, дети приклеились и им нельзя расклеиваться. После чего он дает команду, и все дети начинают двигаться (при условии усвоения детьми способа движения можно усложнить игру. Например, подняться и сойти со стульчика, пройти под столом, обойти вокруг обруча, пройти «гусиным шагом» и т.д.).

Игра «Разрывание бумаги»

Цель: снижение напряжения, дать ребенку возможность выразить эмоции.

Содержание: Психолог предлагает детям рвать бумагу. Затем он сам начинает рвать бумагу и бросать в центр комнаты. И просит детей делать тоже самое. Когда куча в центре комнаты становится большой, психолог предлагает детям поиграть с кусочками бумаги (можно делать кучки, подбрасывать бумагу вверх, обсыпать друг друга).

Игра «Сосулька» (повтор игры)

Цель: расслабить мышцы рук.

Содержание: Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь весит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

Правильно, это «Сосулька». Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую - уроните расслабленные руки вниз. И так, репетируем.… А теперь выступаем. Здорово получилось!

Третий цикл

Занятие 7:

Игра «Нарисуй свой страх»

Цель: снятие страхов, тревоги.

Содержание: Дети рассаживаются за столами. Психолог предлагает им нарисовать рисунок под названием «Мой страх». После того, как дети нарисуют рисунки, необходимо обсудить, чего боится каждый ребенок. А затем детям предлагается скомкать бумагу и выбросить в мусорное ведро и расстаться со своим страхом.

Игра «Штанга» (2).

Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.

Содержание: Давайте возьмем штангу, и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы.

Упражнение можно выполнять несколько раз.

Занятие 8:

Игра «Злая фея»

Цель: помочь детям преодолеть зажатость, дать возможность проявить свою индивидуальность.

Содержание: Детям предлагается продолжение сюжета о двух братьях.

«Жили себе Бом и Минь и бед не знали (психолог показывает, как братья веселились, играли, и просит детей повторить).

Как вдруг в их стране появилась злая фея (психолог изображает злую фею, просит детей повторить). Она заманила обманом принцессу и заточила у себя в замке. Бом и Минь сели на своих коней и отправились выручать принцессу (психолог показывает, как братья садятся на коней и скачут на выручку принцессе; просит детей повторить).

Приехали они к замку, как вдруг на них набросилась злая-презлая огромная собака, которая охраняла замок (психолог изображает злую собаку, просит ребенка повторить). Минь очень испугался (психолог показывает, как испугался Минь; просит детей повторить), но тут опять появился Добрый волшебник…»

Детям предлагается проблемная ситуация. Вопросы:

Что произошло дальше?

Что сделал Бом?

Что сделал Минь?

Игра «Шалтай-болтай» (повтор игры)

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

Содержание: Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-болтай».

Шалтай-болтай

Сидел на стене.

Шалтай-болтай

Свалился во сне.

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз.

Занятие 9:

Игра «Красивое имя»

Цель: повысить уровень самопринятия.

Содержание: Психолог ярким фломастером на отдельных листах пишет имена детей. При этом каждый ребенок обязательно четко читает и обводит написанное имя пальцем. Затем детям предлагается рисовать, украсить, раскрасить свое имя так, чтобы получилось ярко и красиво.

Игра «Испуганный ежик»

Цель: формирование чувства доверия.

Содержание: Психолог делит детей на пары. Затем говорит, что один из детей будет ежиком, которого напугала собака, другой будет его успокаивать. После того, как ежики раскроются, дети меняются ролями.

Занятие 10:

Игра «Волшебный стул».

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

Содержание: Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул». Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно по очереди сказать что-то хорошее о короле.

Игра «Насос и мяч»

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.

Содержание: Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямляется туловище, после третьего - у мяча поднимается голова, после четвертого - надулись щеки и даже руки отошли от боков. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем дети меняются ролями.

Данная программа направлена на выявление и коррекцию тревожности и страхов детей дошкольного возраста. В разработке коррекционной программы были использованы методические указания, арт-терапевтические методы, релаксационные упражнения А. И. Захарова, М. И. Чистяковой, Л. Д. Лебедевой и В. Л. Леви.

Выводы по второй главе:

1. В основном у детей наблюдается страх темноты.

2. Большую роль играют взаимоотношения в семье. Очень часто дети боятся своих родителей.

3.Также присутствуют такие страхи, как сказочные персонажи, кровь, стихии, врач, транспорт, животные.

4. После проведения коррекционной работы заметно снизился у детей уровень тревожности и страхов. У детей наладились отношения со сверстниками, воспитателями, родителями. Дети стали уверенными в себе.

 

 

Заключение

Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье и детском саду и целый ряд других факторов – вот, на мой взгляд, причины появления у современных дошкольников повышенной тревожности и страхов. Предупредить их формирование можно, используя комплекс продуманных, психолого-педагогических мероприятий, имеющих психопрофилактическую направленность на эмоциональное развитие ребенка. Но, прежде всего, необходимо своевременно диагностировать отклонения в поведении ребенка, его склонность к беспокойству и тревоги, неблагоприятно сказывающуюся на самочувствии ребенка, создающую определенные трудности в его жизни.

На практике порой бывает нелегко понять: страдает ребенок, какими либо отклонениями или же поведенческие проблемы объясняются недостатками воспитания и особенностями характера. В тех детских садах, где есть психолог, проводится определенная психолого-диагностическая и психотерапевтическая работа, помогающая родителям и воспитателям не усугублять состояния ребенка, нуждающегося в помощи.

Таким образом, необходимо выделить следующие основные параметры в работе с детской тревожностью:

– Для того чтобы воздействовать на ребенка и помочь ему избавиться от тревожности, воспитателям необходимо знать, что такое тревожность, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему, как это можно предупредить.

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка [18; 136].

Ребёнок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что его родители будут жить вечно. У маленьких детей всё реально, следовательно, их страхи носят реальный характер. Баба Яга – это живое существо, обитающее где-то рядом. Только постепенно у детей складывается объективный характер представлений, когда они учатся различать свои ощущения, справляться со своими чувствами и мыслить абстрактно – логически.

Понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (страх, боль, тревога, болезнь, конфликты).

У детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.

Однако следует помнить, что в дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер.

Предложенная в данном исследовании психолого-педагогическая работа направлена на укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста и ориентирована на решение некоторых проблем в развитии ребенка.

Проведенное исследование доказывает, что дети дошкольного возраста подвержены большому количеству страхов, особенно ярко из которых проявляется страх темноты, сказочных персонажей, крови и животных.

Анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме развития страха и тревожности у детей показал, что данной проблемой занимались такие ученые, как А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, М. А. Панфилова, Р. В. Овчарова и другие.

Проблема развития страхов и тревожности в дошкольном возрасте является актуальной и психолого-педагогическая литература обладает достаточными сведениями о видах, особенностях и причинах страхов.

Материал, изложенный в работе, позволяет утверждать, что в ходе написания выпускной квалификационной работы, была достигнута цель – снизить уровень тревожности дошкольников, путем проведения коррекционных занятий средствами игровой терапии, а так же были решены все поставленные задачи исследования.

 


Список использованной литературы

1. Абраменкова, В. В. Социализация психологии детства: ребенок среди взрослых и сверстников в онто-социогенезе / Мир психологии / В. В. Абраменкова. – М., – 2006. – № 6. – 115 с.

2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – М., Академический Проект, 2001. – 323 с.

3. Альманах психологических тестов. – М., КСП, 2005. – 400 с.

4. Астапов, В. М. Тревожность у детей / В. М. Астапов. – 2-е изд. – СПб., Питер, 2004. – 224 с.

5. Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка / А. И. Баркан. – М., АСТ-ПРЕСС, 2009. – 234 с.

6. Барташева, Н. Не надо бояться Бармалея! // Дошкольное воспитание. –2004. – № 9. – с. 66 – 68.

7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М., АСТ, 2008. – 228 с.

8. Варга, А. Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе / Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М., 2008. – 152 с.

9. Вард, И. Фобия / И. Вард. – М., Проспект, 2002. – с. 21 – 44.

10. Волков, Б. Г. Задачи и упражнения по детской психологии / Б. Г. Волков, Н. В. Волкова. – М., Просвещение, 2010. – 410 с.

11. Волкова, Е. О. Специфика взаимодействия с тревожными детьми / Е. О. Волкова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 10. – с. 39 – 45.

12. Вологодина, Н. Г. Детские страхи днем и ночью / Н. Г. Вологодина. – М., Феникс, 2006. – 106 с.

13. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб., Питер, 1997. – 300 с.

14. Гарбузов, В. И. Нервные дети: советы врача / В. И. Гарбузов. – Л., Медицина, 2009. – 176 с.

15. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я. Л. Коменского, Е. А. Панько. – М., ВЛАДОС. – 2001. – 237 с.

16. Жигарькова, О. Время тревожных детей // Психологическая газета. – 2001. – № 11. – с. 6 – 7.

17. Запорожец, А. В. Эмоциональное развитие дошкольника / А. В. Запорожец. – Минск, Педагогика, 2005. – 317 с.

18. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. – СПб., Речь, 2005. – 320с.

19. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А. И. Захаров. – М., Просвещение, 2003. – 115 с.

20. Захаров, А. И. Как преодолеть страхи у детей / А. И. Захаров. – М., Педагогика, 2006. – 64 с.

21. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Волшебный источник / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, А. М. Михайлов. – СПб., Питер, 2006. – 116 с.

22. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. – СПб., Питер, 2002. – 380 с.

23. Кочубей, Б. Снимем маску с тревоги // Семья и школа / Б. Кочубей, Е. Новикова. – 2008. – №11. – с. 34 – 35

24. Кочубей, Б. Ярлыки для тревожности // Семья и школа / Б. Кочубей, Е. Новикова. – 2008. – №9.

25. Леви, В. Л. Приручение страха / В. Л. Леви. – М., Метафора, 2006. – 192с.

26. Лешкова, Т. Коробка со страхами // Дошкольное воспитание / Т. Лешкова. – 2004. – №10. – с. 30 – 32.

27. Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / Г. Л. Лэндрет. – М., 1994. – 368 с.

28. Макарова, Е. Г. Преодолеть страх или искусствотерапия / Е. Г. Макарова. – М., «Школа-Пресс», 2006. – 304 с.

29. Макшанцева, Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад / Л. В. Макшанцева // М., Психологическая наука и образование, 2008. – №2. – с. 35 – 39.

30. Неймарк, М. З. Аффекты у детей и пути их преодоления / Советская педагогика / М. З. Неймарк. – 2003. – №5. – с. 38 – 40.

31. Немов, Р. С. Психология: Учебник в 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии / Р. С. Немов. – 2-е изд. – М., Просвещение, ВЛАДОС, 2005. – 576 с.

32. Николаева, Н. И. Коррекционная работа по преодолению детских страхов в консультативной практике / Школьный психолог. – 2007. – №7. – с. 8 – 10.

33. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Спирской. – М., Педагогика, 2009. – 76 с.

34. Овчарова, Р. В. Практическая психология / Р. В. Овчарова. – М., – Сфера, 2006. – 374 с.

35. Панфилова, М. А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог. – 1999. – №8. – с. 10 – 12.

36. Панфилова, М. А. Игротерапия общения / М. А. Панфилова. – М., – 2010. – 213 с.

37. Петровский, А. В. Введение в психологию / А. В. Петровский. – М., Академия, 2006. – 420 с.

38. Практическая психология: Учебно-методическое пособие / Под ред. С. В. Кондратьевой. – М., Университет, 2007. – 212 с.

39. Прихожан, А. М. Формы и маски тревожности / А. М. Прихожан. – М., МПСИ, 2001. – 318 с.

40. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 2. – с. 11 – 17.

41. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психология природы и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – М., МПСИ, 2010. – 226 с.

42. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М., Новая школа, 2006. – 144 с.

43. Психологическое развитие воспитанников детского сада / Под ред. И. В. Дубровиной, Л. Г. Рузской. – М., Педагогика, 2010. – 90 с.

44. Психология страха: Популярная энциклопедия. – М., 1999. – 44 с.

45. Рогов, Е. И. Настольная игра практического психолога в образовании: учебное пособие / Е. И. Рогов. – М., ВЛАДОС, 2006. – 529 с.

46. Савина, Е. Тревожные дети / Е. Савина // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 4.

47. Снегирева, Т. Детские рисунки глазами психолога / Т. Снегирева. – 2002. – № 5. – с. 5 – 6.

48. Спиваковская, А. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 2. / А. Спиваковская. – ЭСКМО-Пресс, 2000. – 430 с.

49. Субботский, Е. В. Ребенок открывает мир / Е. В. Субботский. – М., Просвещение, 2009. – 286 с.

50. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. – М., Академия, 2008. – 314 с.

51. Урунтаева, Г. А. Практикум по дошкольной психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М., Академия, 2008. – 286 с.

52. Чистякова, М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. – М., Просвещение, 2005. – 160 с.

53. Широкова, Г. А. Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова. – Ростов н/Д., Феникс, 2003. – 384 с.

54. Шишова, Т. Страхи – это серьёзно / Т. Шишова. – М., «Искатель», 2007. – 214 с.

55. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М., ИПП, 2005. – 416 с.

56. Юрчук, В. В. Современный словарь по психологии / В. В. Юрчук. – М., Элайда, 2000. – 704 с.

57. Яковлева, Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб., Сфера, 2002. – 112 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.