Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гарантии законности возбуждения уголовного дела






Уголовный процесс представляет собой деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда при участии других субъектов процесса, направленную на возбуждение, расследование, судебное рассмотрение уголовного дела, а также (частично) на исполнение приговора. Деятельность органов дознания и предварительного следствия при производстве по материалам и уголовным делам затрагивает права и свободы личности, интересы общества и государства, а в ряде случаев ограничивает права граждан или возлагает на них дополнительные обязанности. Это сопряжено с применением мер процессуального принуждения, например задержания, заключения под стражу, домашнего ареста и др. Некоторые следственные действия (обыск, выемка, прослушивание и запись переговоров и др.) также носят ярко выраженный принудительный характер. Всё это требует от органов, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность, строгого и неукоснительного соблюдения законности.

В целях соблюдения законности существуют гарантии, то есть средства и методы достижения правового режима производства по материалам и уголовным делам, при котором всеми участниками уголовного процесса точно и неукоснительно исполняются требования законов [20, с. 9].

Важными гарантиями выполнения задач, возложенных на органы уголовного преследования при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, являются прокурорский надзор, судебный и ведомственный контроль [5, с.113].

Возбуждение уголовного дела является весьма ответственной стадией уголовного процесса. Законное, обоснованное и своевременное возбуждение уголовного дела — одно из необходимых условий быстрого и полного, объективного и всестороннего расследования. И, наоборот, незаконное, необоснованное, несвоевременное, запоздалое возбуждение уголовного дела приводит к утрате доказательств содеянного, к снижению актуальности совершенного преступления, а в конечном итоге - к оставлению безнаказанными лиц, совершивших преступления, в том числе и особо опасные, такие, как бандитские налеты, умышленные убийства, разбойные нападения, грабежи и иные тяжкие преступления.

Поэтому Генеральным прокурором в приказе № 33 [13] предъявлено к прокурорам районов, городов, межрайонным и приравненным к ним прокурорам обеспечивать постоянный и взыскательный надзор за исполнением законодательства при приеме, регистрации, учете заявлений и сообщений о преступлениях.

В соответствии с названным приказом прокуроры должны не реже одного раза в 10 дней проверять законность и обоснованность мер, принимаемых органом уголовного преследования по заявлениям и сообщениям о готовящихся и совершенных преступлениях. В ходе проверок использовать данные самих органов уголовного преследования, сигналы средств массовой информации, обращения граждан, сведения медной неких учреждений и т.д. Принципиально решать вопрос об ответственности руководителей этих органов за несоблюдение учетно-регистрационной дисциплины, несвоевременность и незаконность принимаемых решений; обеспечивать безусловное выполнение требований Инструкции о порядке регистрации, рассмотрения и учета заявлений, сообщений, сигналов о преступлениях, поступающих в органы прокуратуры, утвержденной Генеральным прокурором Республики Беларусь [18], а также принятие предусмотренных законом мер реагирования в связи с незаконностью решений по ним.

Проверки исполнения требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях должны проводиться не реже 1 раза в месяц.

В ходе проверке прокурор выясняет следующие вопросы: полноту, правильность учета и регистрации поступивших в орган дознания заявлений и сообщений о преступлениях; соблюдение установленных законом сроков их проверки; законность и обоснованность принятия одного из предусмотренных в законе решений; о возбуждении уголовного дела в возбуждении дела; о передаче заявления или сообщения по подследственности; прокурор проверяет заявления, сообщения о преступлениях и приложенные к ним документы, которые находятся на разрешении работников органов дознания и по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

При проверке законности и обоснованности отказа в возбуждении уголовного дела обращается внимание на соответствие решения материалам проверки, полноту проверки, правильность юридической оценки действий конкретного лица.

Надзорная деятельность прокурора направлена на то, чтобы были использованы все предусмотренные законом меры для раскрытия преступления и изобличения лица, его совершившего, и чтобы при этом не были нарушены права и интересы участников процесса и других граждан.

Таким образом, ни в каких других отраслях прокурорского надзора прокурор не обладает столь широкими возможностями выявить, упредить, устранить нарушения законности, как в уголовном процессе. Это связано с тем, что именно в уголовном процессе органы, ведущие уголовный процесс, имеют право применять меры уголовно-процессуального принуждения, которые ограничивают конституционные права и свободы [5, с. 113].

Безусловной гарантией законности при производстве по материалам и уголовным делам выступает право обжалования действий и решений органа, ведущего уголовный процесс в суде, например, обжалование в суд отказа в возбуждении уголовного дела.

Согласно статьи 35 УПК начальник следственного подразделения обязан осуществлять контроль за своевременностью действий следователей по расследованию преступлений, принимать меры по наиболее полному, всестороннему и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела; вправе проверять уголовные дела, а так же входить с представлением к прокурору об отмене незаконных и необоснованных постановлений следователя, и др.

Письменные указания начальника следственного подразделения обязательны к исполнению.

Согласно статье 38 УПК начальник органа дознания обеспечивает при производстве дознания по уголовным делам всестороннее, объективное, полное исследование дела; осуществляет контроль за законностью и своевременностью действий дознавателей; проверяет находящиеся у дознавателя в производстве дела; утверждает постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, о задержании, о продлении срока рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях и др.

Таким образом, установление гарантий законности возбуждения уголовного дела, является важным моментом в уголовном процессе. Гарантии закреплены в законодательстве, а гарантом их выполнения выступают начальник органа дознания, начальник следственного подразделения, прокурор, судья. Это обеспечивает эффективность, качество и быстроту судебного контроля, прокурорского надзора и ведомственного контроля, тем самым создаёт обеспечение прав и законных интересов участников уголовного процесса.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.