Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. Половая идентичность






 

Согласно Доуван (Douvan, 1979), понятие половой идентичности определяет те стороны представления о себе, которые соответствуют сексуальному поведению. К концу подросткового возраста в основном вырабатывается стиль жизни, который непосредственно определяет сексуальную позицию человека и выражается более или менее явно в различных сексуальных образах: “серьезная девочка”, “Дон Жуан”, “сексапилочка”, “гомосек” и т. д. Социальные воздействия теряют свою власть, правила становятся менее жесткими, чем в отрочестве, так как молодежь уже избавлена от непосредственного семейного контроля и часто находит поддержку в определенной группе, имеющей сходные сексуальные ценности.

Согласно Доуван (ibid.), лишь 20 % мужчин и женщин определяют себя как исключительно маскулинных или фемининных. Большинство же включают в свою половую идентичность черты противоположного пола и спокойно соединяют в себе личностные, поведенческие или ценностные особенности, выходящие за рамки “классических” половых ролей; так, мужчина может проявлять живость и эмоциональность, не ставя под сомнение свою мужественность, а женщина — стремиться к успеху, не сомневаясь в своей женственности.


 

Заводилкина О.В. Содержание представлений о будущем у подростков с разным типом полоролевой ориентации

 

Печатается по: Актуальные проблемы современного детства: сборник научных трудов к 10-летию принятия Конвенции о правах ребенка и создания НИИ детства РДФ (выпуск VI) / под общей редакцией А.А. Лиханова, Рыбинского Е.М. – М., 1999. С. 134-139.

 

Образ желаемого и предполагаемого будущего, эмоциональное отношение к нему могут служить диагностическими индикаторами прогностического уровня социально-психологической адаптированности подростка. Уверенность в своих силах, оптимизм, дифференцированное представление о жизненных целях и реалистичные способы их достижения с большим основанием позволяют предполагать успешность его социальной адаптации в будущем, чем недифференцированные или заведомо фантастичные представления о дальнейшей жизни. Именно с этой точки зрения мы анализировали содержание представлений о будущем у подростков с разным типом полоролевой ориентации.

Тип полоролевой ориентации является интегральной характеристикой, которая определяет направленность личности в сфере полоролевого поведения и связана с характерологическими особенностями и уровнем социально-психологической адаптированности личности подростка. Данная характеристика отражает результат преобразования усвоенной социальной нормативной системы полоролевого поведения в собственные установки и ценности и определяется соотношением степени выраженности маскулинности/феминности.

Согласно принятой традиции, мы выделяем четыре типа полоролевых ориентаций: маскулинную - ориентация на маскулинные коммуникативные модели, высокая степень выраженности традиционно мужских качеств, высокая степень сходства образа " Я" с образом идеального мужчины, при невыраженной ориентации на феминные проявления в сфере общения и традиционно женские качества, а также существенное отличие образа " Я" от образа идеальной женщины. Феминная полоролевая ориентация - ориентация на традиционно женские способы общения, высокая степень выраженности традиционно женских качеств, идентификация с образом идеальной женщины, при отсутствии ярко выраженных маскулинных качеств, ориентации на традиционно мужские коммуникативные проявления, низкой степени сходства образа " Я" с образом идеального мужчины. Андрогинная полоролевая ориентация - ориентация как на традиционно мужские, так и на традиционно женские способы общения, выраженность как маскулинных, и феминных качеств, соотнесение образа " Я" как с образом идеального мужчины, так и с образом идеальной женщины. Недифференцированная полоролевая ориентация - отсутствие явного предпочтения какого-либо типа ориентации (маскулинной, феминной, андрогинной). Нами было опрошено 210 подростков, учащихся школ г. Москвы и Московской области, в возрасте 13-15 лет, из них 113 девочек и 97 мальчиков. Респондентам предлагались две авторские методики на определение типа полоролевой ориентации, разработанные совместно со старшим преподавателем кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики МПУ Араканцевой Т.А. (" Тип полоролевой ориентации в сфере общения" и " Список личностных качеств"), и мини-сочинение " Я через 20 лет".

Результаты контент-анализа мини-сочинений показывают, что содержание представлений о будущем у подростков с разным типом полоролевой ориентации различно. Количественные результаты контент-анализа мини-сочинений представлены в таблице.

 

Сводная частотная таблица результатов контент-анализа

 

Категории   МПРО ФПРО АПРО НПРО
Семья А        
Социальный и профессиональный статус Б        
Достижение материального благополучия своими силами В1        
Достижение материального благополучия за счет других В2        
Индивидуальные характеристики Г        
Коммуникативная сфера Д        

 

(Указан удельный вес упоминаний категории к общему количеству всех упоминаний в %)

МПРО - маскулинный тип полоролевой ориентации.

ФПРО - феминный тип полоролевой ориентации.

АПРО - андрогинный тип полоролевой ориентации.

НПРО - недифференцированный тип полоролевой ориентации.

Перейдем к описанию результатов. Подростки с маскулинным типом полоролевой ориентации имеют положительно окрашенный образ будущего (нет ни одного негативного описания), и социальная успешность для них прежде всего связана с личностными достижениями различных сферах (" я буду знаменитым музыкантом"; " я работаю юристом или адвокатом"; " у меня есть семья... работа... дом.. машина"). Для них в большей степени характерна ориентация на социальный статус и профессиональную карьеру, чем на сферу семейной жизни практически все подростки данной группы упоминают род будущих занятий, но далеко не все описывают семью (35% и 21% от общего числа упоминаний по всем категориям).

Немаловажным показателем социальной успешности, по мнению маскулинных подростков, является уровень материальной обеспеченности (" у меня обязательно будет дача и машина"; " у нас будет большой красивый дом"), добиться желаемого уровня они намерены собственными силами, а не за счет других (29% и 0% от общего числа упоминаний по всем категориям). Отличительной чертой подростков данной группы является высокий уровень притязаний - независимо от сферы деятельности предполагается достичь в ней достаточно высоких результатов (" у меня хорошие дети", " жена у меня очень красивая", " открою секрет, кем я работаю, я работаю футболистом в команде Ювентуса"; " я открыл свое дело и зарабатываю много денег"). Подростки с маскулинным типом полоролевой ориентации намерены в будущем жить независимо от родителей и, по-видимому, надеются на реализацию желаний, исполнение которых в настоящем ограничивается властью последних (" жить мы будем отдельно от родителей", " родители живут отдельно, мы их навещаем", " у меня будут жить одна или две собаки " ротвеллеры", " имею любимое домашнее животное - собаку").

Подростки с феминным типом полоролевой ориентации по результатам контент-анализа в большей степени ориентированы на семью, чем, например, на профессиональную карьеру: количество упоминаний будущей семьи практически вдвое превышает число упоминаний социального и профессионального статуса - 33% и 17% соответственно (см. таблицу).

Другой отличительной характеристикой образа предполагаемого будущего феминных подростков является отсутствие упоминаний и индивидуальных личностных изменений. Они уверены, что им удастся решить проблему материального обеспечения, но в большей степени за счет других - 8 % и 25 % соответственно от числа всех упоминаний (" муж у меня бизнесмен", " я встретил красивую и богатую девушку", у меня и у мужа хорошая работа").

Образ желаемого будущего феминных подростков практически всегда включает упоминания о необходимости и желательности контактов с друзьями и родителями (" у нашей семьи было бы много друзей"; «меня много друзей (подруг)", " я хочу, чтобы папа и мама жили со мной"; " я живу с мамой"); при этом очень важно иметь хорошие отношения внутри семьи (" хорошая и спокойная, счастливая обстановка в семье", " в семье я хотела бы, чтобы были теплые отношения"). В отличие от маскулинных подростков, представители данной группы не стремятся к независимости от родителей и социальным достижениям, у них ниже уровень притязаний, кроме того, больше внимания они уделяют взаимоотношениям с другими людьми (см. таблицу).

Делая вывод о прогностическом уровне социально-психологической адаптированности подростков с феминной полоролевой ориентацией, можно сказать, что в будущем данная группа может оказаться вполне благополучной. Так, ориентация на другого, учитывая характерологические особенности данной группы, может способствовать успеху, а реализация себя в семье, возможно, принесет данной группе подростков большее удовлетворение, чем попытки достичь социального статуса. Основанием для последнего предположения служат данные зарубежных психологических исследований (Ralin R., Lloyd С), которые свидетельствуют о том, что высокая феминность как у мужчин, так и у женщин связана с высокой удовлетворенностью браком.

Образ желаемого будущего для всех подростков с андрогинной ориентацией является эмоционально привлекательным; по их мнению, к возрасту 33-35 лет они смогут решить все социальные задачи и достичь желаемого уровня материального благосостояния. В общей сложности, треть всех высказываний (33%) данной группы подростков, применительно к описанию будущего, относится к описанию имущества и доходов, при этом в двух третях случаев это является результатом личных усилий (см. таблицу). Социальные задачи в представлении Данной группы подростков, в основном, относятся к достижению ими Определенного социального статуса (30% от всех упоминаний) и к созданию семьи (19%) ("... через 20 лет я буду работать в офисе, и я УДУ заведовать им", "...у меня есть свой собственный магазин, я торгую видеотехникой и аудиотехникой"; "...работала бы на хорошей работе, получала бы валюту, одевалась бы хорошо, муж у меня был бы хороший... обеспечивал бы семью"; "... у меня есть жена и двое детей: мальчик и девочка, сыну моему 3 года, а дочурке 2 года").

Можно сказать, что в образе предполагаемого будущего находят отражение такие характерологические особенности андрогинных подростков, как уверенность в своих возможностях и успехах и ориентация на социальные нормы. В настоящее время атрибутами социально успешной жизни, по всей видимости, являются материальное благополучие, свое дело, поездки за рубеж, наличие семьи. Практически во всех сочинениях мы находим соответствие образа желаемого будущего этим критериям. Приведем одно характерное мини-сочинение целиком: " Я буду женат. У меня будет двое детей. Я кончу вуз. Буду работать на хорошем предприятии или создам свое дело. Буду ездить в путешествия за границу. Буду радоваться жизни".

Представления андрогинных подростков о собственном будущем отличаются от аналогичных представлений их маскулинных и феминных сверстников прежде всего полнотой картины - ими описываются практически все стороны человеческой жизнедеятельности: работа, семья, отношения с другими людьми, индивидуальные изменения, тогда как у других групп подростков одна или две сферы могут отсутствовать, в зависимости от типа их полоролевой ориентации (см. таблицу).

На основании полученных результатов не представляется возможным сделать однозначный вывод о прогностическом уровне социально-психологической адаптированности данной группы подростков. С одной стороны, в андрогинном образе желаемого будущего мы находим разные пути для самореализации личности: можно выбрать либо социально-профессиональную, либо семейную сферу, с другой стороны, обязательное достижение успехов в обеих сферах, кажется нам труднодостижимым. Однако, ориентация на критерии социальной успешности, принятые в данный момент в данном конкретном обществе, может позволить андрогинным субъектам достичь желаемого уровня удовлетворенности своей жизнью. Существует целый ряд зарубежных психологических исследований, подтверждающих " андрогинную модель", а именно - установлена связь андрогинии с общей удовлетворенностью жизнью, с удовлетворенностью браком, с психическим здоровьем и т.д.

Отличительной характеристикой образа предполагаемого будущего недифференцированных подростков является неуверенность в своих силах, страх перед будущим, иногда фатализм ("...через 20 лет, я думаю, не доживу", "...я не знаю, что со мной будет через 20 лет", "...я не верю в будущее"). Их в меньшей степени, чем сверстников, волнует проблема материального благополучия - 14 % от всех упоминаний, (тогда, как у маскулинных подростков, данный показатель равен 29%, а в группах феминных и андрогинных подростков - 33% всех упоминаний относятсяк этой категории), кроме того, недифференцированные подростки в большей степени ориентированы на индивидуальные изменения - 25% упоминаний (у маскулинных подростков - 7%, у андрогинных - 11%, у феминных респондентов таких высказываний нет). Характер ожидаемых изменений затрагивает не только внешность, но и внутренний мир подростков: "...я сильно изменюсь, повзрослею"; "...буду конечно выше ростом, буду умнее и опытнее в жизни"; "...через 20 лет я представляю себя привлекательной, доброй, интересной женщиной". Встречаются явно негативные прогнозы: "...через 20 лет я спившийся панк" или "...через 20 лет я буду уже старой и не такой привлекательной".

Особо хотелось бы отметить наличие у подростков данной группы описаний неадекватного взаимодействия с противоположным полом. Приведем наиболее характерные выдержки из мини-сочинений: "...у меня идеальный муж.... я его очень люблю и буду всегда любить, но однажды я от него уйду" или "...20 лет спустя я женился на богатой старухе, которой за 60 лет. Пожил с ней и избавился от нее. После нашел свою любовь и жил с ней до конца своих дней. Жил я долго, если она, конечно, вышла за меня не из-за денег, а из-за любви. А если из-за денег, то " пришьет" меня, как я мою старуху".

По результатам анализа мини-сочинений можно сделать вывод о том, что наиболее актуальной нереализованной потребностью недифференцированных подростков является потребность в принятии любви, на удовлетворение которой они надеются в будущем: "...я хочу, чтобы моя жизнь прошла с любящими людьми"; "...чтобы у меня было двое детей, которые меня любили, как и я их"; "...у меня будет муж, который будет меня очень любить", "...у меня любящая жена".

Таким образом, исходя из результатов проведенного нами контент-анализа, можно выделить три сферы, с которыми подростки с недифференцированным типом полоролевой ориентации связывают свое будущее - это семья (26%), профессиональная деятельность (21%) и индивидуальные изменения (25%). Однако, наличие негативных и неадекватных компонентов в образе предполагаемого будущего, связанных с каждой из данных сфер, не позволяет прогнозировать повышение уровня социально-психологической адаптированности данной группы респондентов с течением времени. Проведение коррекционно-реабилитационной формирующей работы с недифференцированными подростками может способствовать изменению образа желаемого будущего, повышению уровня социально-психологической адаптированности.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.