Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психодиагностика черт и их характеристика. Многофакторный опросник Кеттелла.






Черта – это описательная переменная, фиксирующая интегральную диспозиционную стратегию поведения человека, складывающуюся под действием системы организмического, социально-нормативного и личностного уровней саморегуляции. Черты не являются дискретными образованиями, они входят в отношения гибкой иерархии, в связи с чем управление поведением человека может переходить от одного класса черт к другому в зависимости от характера ситуации.

Классификация черт

Традиционно выделяют 3 группы черт:

1. Конституциональные черты –обусл. св-вом орг-ма и задают огранич-я для мах широких классов ситуаций. Данная группа черт основана на иссл-х психофизиол. и нейрофизиол. Л., т.е. вы выходим на констатацию типа н.с.

2. Индивидуальные –обусл. опытом жизнедеят-ти в опредю соц-нормативных ситуациях. Выбор предполагаемых систем шкал может определ-ся на основе к-л. теории (теор. акцентуаций Леонгарда, методика Личко - ПДО), а может быть выбрана и эмперич-ки (16-факторный опросник Кеттелла)

3. Личностные – обусл. внутр. работой Л. по анализу и проектир-ю своего поведения. Для этой гр. подход. только индивид-но - ориентир-е экспер. методы. Испытуемые различ-ся по тому, какую именно систему собственных субъективных параметров они использ. для оценки своего повед.

Многофакторный опросник Кеттела направлен на выявление и оценивание 16 личностых черт, которые, по мнению самого Рэймонда Кеттела, являются наиважнейшими характеристиками личности. К таким чертам психолог отнёс:
1. добросердечность — отчужденность.
2: эмоциональная устойчивость — неустойчивость.
3: мышление абстрактное — конкретное.
4: беспечность — озабоченность.
5: смелость — робость.
6: смелость — робость.
7: мягкость — твердость характера.
8: доминантность — подчиненность.
9: мечтательность — практичность.
10: подозрительность — доверчивость.
11: обязательность — безответственность.
12: смелость — робость.
13: проницательность — наивность.
14: тревожность — безмятежность.
15: радикализм — консерватизм.
16: самостоятельность — зависимость от группы.

16-факторный опросник Кеттелла – направл на диагн. характера; предназначен для измер. выраж-ти16-ти личностных черт, предлож-х Кеттеллом в кач-ве модели стр-ры Л.Опросник содержит 187 пунктов, сгруппир-х в 16 шкал Происх. расчет 4-х генеральн.aакторов: тревожность, интроверс.- экстровер., чувствительность, комформность.

Проективный метод в психодиагностике детского развития. Рисуночные тесты. Рисунок семьи.

Особое место среди многообразия проективных методов диагностики занимают так называемые рисуночные методы. Обычно рисуночные методики относят в группу экспрессивных проективных методов, в которых испытуемый выражает себя, рисуя на свободную или заданную тему. Рисуночные тесты пользуются особой симпатией у психологов-практиков. «Популярность» рисуночных методов обусловлена многими причинами. Они являются простыми и быстрыми в применении, что допускает их использование в качестве экспресс-диагностики. Работа с невербальным материалом позволяет существенно расширить возрастной диапазон. Эти методы диагностики являются доступными детям, начиная с дошкольного возраста. Кроме того, как показывает практика, эти методы оказались более интересными для консультируемых и не вызывают у них сопротивления. Немаловажно, что проективные рисуночные тесты существенно облегчают процесс установления контакта между психологом и клиентом. А в силу проективного характера результаты таких тестов менее подвержены контролю сознания, и, следовательно, их информативность имеет особую ценность. Таким образом, рисунок является хорошим психодиагностическим средством, зачастую обладающим большими возможностями, нежели хорошо структурированные и стандартизированные тесты. Однако, при использовании рисуночных методов всегда остро встает вопрос о качестве интерпретации получаемой психологической информации. Интерпретация рисунков требует высокого профессионализма и четкого представления о том, на основании чего будет строиться анализ. Для этого должны быть хорошо освоены научно обоснованные способы 20классификации графических изображений и специальная техника соотнесения комплекса графических характеристик изображения с комплексом психологических характеристик человека. Но, наверное, самым важным критерием профессионализма в использовании проективных рисуночных методов диагностики будет четкое осознание психологом конечной цели анализа, то есть результата, к которому он хочет прийти. От предполагаемого результата зависит подход, на основании которого будет строиться анализ. Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева выделяет три подхода, на основании которых может осуществляться интерпретация рисунков:

 «клинический»;  «исследовательский»;  «психологический».

«Клиническая» интерпретация тестовых данных предполагает получение сведений о симптомах и проблемных комплексах клиента. «Клиническая» интерпретация рисунков чрезвычайно важна для психиатров и психотерапевтов, ибо их квалификация предполагает работу с людьми, имеющими нарушения психического статуса. Психологу, работающему с «психически здоровыми» детьми, подростками и взрослыми, необходимо знать законы «клинической» интерпретации рисунков, однако не следует основывать свою работу только на «клинических» принципах анализа графических продуктов деятельности. Отойти от «чрезмерно клинического» описания рисунков психологу поможет позиция «исследовательского подхода». Он адекватен в тех случаях, когда психологу необходимо составить заключение об индивидуально-типологических особенностях клиента. Это чрезвычайно важно для характеристики человека в судебно-психологической экспертизе, в профессиональном отборе и других ситуациях, предполагающих исследование. Однако не всегда «исследовательский» подход позволяет отметить ресурсы клиента, оценить его актуальное состояние и обозначить перспективные задачи психологической работы с ним. Поэтому на основе «клинического» и «исследовательского» подходов психологу важно сформировать собственно «психологический» подход к анализу рисунков, который позволит объективно оценить «теневые» и «ресурсные» аспекты внутренней реальности автора рисунка и сформулировать перспективные задачи психологической работы с ним.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.