Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психодиагностика черт. Опросник силы, подвижности нервных процессов в психодиагностике темперамента. (Стреляу).






Черты - это психологические особенности, преобразующие множество сти­мулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций. Такое понимание черты означает, что разнообразные стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции, как и множество реакций (чувства, ощущения, интерпретации, поступки) могут иметь одинаковое функциональное значение.

Изучение черт личности необходимо для прогнозирования поведения человека в различных обыденных ситуациях его жизни. Каждая ситуация предъявляет свои требования к личности: ситуации, требующие тщательности, внимательности провоцируют проявление черт типа «внимательный – невнимательный»; ситуации встречи, знакомства людей друг с другом провоцируют появление черт типа «общительность – замкнутость». Черты личности различаются по тому, в каких ситуациях они проявляются, а также от характера психической регуляции поведения в этих ситуациях. Выделяют три типа черт человека.

Есть черты базовые, универсальные – они проявляются в максимально широком классе жизненных ситуаций, всегда и везде. Регуляция поведения здесь – это регуляция динамики поведения (быстро-медленно) при посредстве врожденных биологических свойств человека, т.е. имеет место так называемый «организмический способ регуляции». Эти черты получили наименование конституциональных черт, это особенности темперамента и общего типа нервной системы.

Черты характера, или индивидные черты, проявляются в ситуациях более узкого класса, в тех ситуациях, которые порождаются требованиями социальной и предметно-профессиональной среды развития индивида. В них отражается опыт социально-ролевого поведения индивида. Способ регуляции здесь назван индивидным, т.е. присущим данному конкретному человеку и возникшим у него в результате освоения конкретного жизненного опыта.

Наконец, выделяют третий тип черт – рефлексивно ситуационные черты, которые обусловлены внутренней работой личности по анализу и проектированию собственного поведения. Личность осмысляет ситуацию, придает ей смысл, соотносит с собственной самооценкой. Способ регуляции поведения – личностной.

Черта – это описательная переменная, фиксирующая интегральную диспозиционную стратегию поведения человека, складывающуюся под действием системы организмического, социально-нормативного и личностного уровней саморегуляции. Черты не являются дискретными образованиями, они входят в отношения гибкой иерархии, в связи с чем управление поведением человека может переходить от одного класса черт к другому в зависимости от характера ситуации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.