Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Подразделения социологии: частные социальные науки
Хотя социология и представляет собой в известном смысле одну науку, она, тем не менее, включает в себя множество вопросов и, значит, частных наук. Посмотрим же, каковы эти науки, сводом которых является социология. Уже Конт чувствовал необходимость подразделения социологии; он различал в ней две части: социальную статику и социальную динамику. Статика должна исследовать общества, рассматривая их в некоторый момент их развития и изучая законы их равновесия. В любой момент времени личности и группы, составляющие общества, связаны между собой некоторого рода узами, порождающими связность социального целого. Различные состояния и аспекты одной и той же культуры находятся друг с другом в определенных отношениях: такому-то состоянию, скажем, науки соответствует такое-то состояние религии, нравственности, искусства, промышленности и т. д. Статика пытается установить, в чем заключаются эти узы солидарности и эти взаимоотношения. Динамика, наоборот, рассматривает общество в их эволюции и старается открыть законы их развития. Но предмет статики в ее понимании Контом весьма мало определен, что видно и из самого определения ее. Поэтому она и занимает всего несколько страниц в «Курсе положительной философии». Все внимание уделено здесь динамике. Но проблема, ставящаяся себе динамикой, одна единственная. Согласно Конту, один и тот же закон царит над ходом эволюции – вот единственная задача социальной динамики. Понимаемая таким образом социология сводится к одной единственной проблеме, и в тот момент, когда эта проблема будет разрешена, – а Конт думал, что он нашел окончательное решение ее, – наука будет закончена. Между тем, положительные науки, по самой природе своей, никогда не могут быть завершены. Изучаемые ими реальности слишком сложны, чтобы быть когда-нибудь исчерпанными. Если социология есть действительно положительная наука, то можно быть уверенным, что она не заключается в одной проблеме, но, наоборот, содержит в себе различные части, различные науки, соответствующие различным аспектам социальной жизни. В действительности имеется столько различных отраслей социологии, столько особых социальных наук, сколько есть различных видов социальных фактов. Методическая классификация социальных фактов была бы преждевременной и, во всяком случае, не здесь место предпринимать попытку этого рода. Но возможно указать главные категории этих фактов. Прежде всего уместно исследовать в его внешнем аспекте. Рассматриваемое под этим углом зрения, всякое общество представляет собой некоторую массу людей известной плотности, разбросанную по деревням или собранную в городах и т. д. Общество это занимает более или менее обширную территорию, расположенную тем или иным образом по отношению к морям или территориям соседних народов, изрезанную реками и всякого рода путями сообщения, связывающими между собой более или менее тесно членов общества. Эта территория, ее размеры, ее конфигурация, состав двигающегося по ее поверхности населения – все это, разумеется, крупные факторы социальной жизни. Это – субстрат ее, и подобно тому, как у отдельной личности психическая жизнь изменяется в зависимости от анатомического строения мозга, так и коллективные явления изменяются в зависимости от состава социального субстрата. Таким образом, должно быть место для особой социальной науки, занимающейся анатомией общества. И так как эта наука имеет своим предметом внешнюю, материальную форму общества, то мы предлагаем назвать ее социальной морфологией. Социальная морфология не должна, впрочем, ограничиваться одним описательным анализом. Она должна также объяснять. Она должна разыскивать причины того, что население группируется охотнее в одних пунктах, чем в других; она должна объяснить, почему оно носит главным образом городской или главным образом деревенский характер; она должна изучать, каковы причины, способствующие или задерживающие развитие больших городов, и т. д. Мы видим, таким образом, что эта специальная наука сама имеет перед собой бесчисленное множество проблем. Но помимо субстрата коллективной жизни есть и сама эта жизнь. Здесь мы встречаем подразделение, аналогичное с тем, которое находим в других естественных науках. Наряду с химией, которая изучает как составлены тела, есть физика, которая исследует явления всякого рода, имеющие место в этих телах. В биологии анатомия (называемая также морфологией) изучает строение живых существ, состав их тканей, их органов; физиология же изучает функции этих органов, этих тканей. Таким же точно образом наряду с социальной морфологией есть место для социальной физиологии, изучающей жизненные проявления обществ. Но социальная физиология сама, в свою очередь, очень сложна и обнимает множество частных наук, ибо социальные явления физиологического порядка сами очень разнообразны. Во-первых, есть религиозные верования, обычаи и учреждения. Религия действительно представляет собой социальный феномен, ибо она всегда была делом некоторой группы, именно церкви; в огромном большинстве случаев церковь и политическое общежитие сливаются даже между собой. До совсем еще недавнего времени человек был определенного вероисповедания лишь по одному тому, что он был гражданином определенного государства. Во всяком случае догматы, мифы всегда заключались в системах верований, которые были общими и обязательными для всех членов данного сообщества. То же самое можно сказать и об обрядах. Исследование религии является, таким образом, делом социологии; оно составляет предмет религиозной социологии. Другую категорию, отличную от первой образуют нравственные идеи и нравы. В другом очерке будет указано, что правила морали представляют собой социальные явления; они являются предметом моральной социологии. Нечего доказывать социальный характер юридических учреждений. Ими занимается юридическая социология. Она находится, впрочем, в тесной связи с моральной социологией, ибо моральные идеи составляют душу права. Авторитет юридического кодекса зависит от морального идеала, который он воплощает и который он излагает на языке определенных формул. Наконец, есть еще экономические институты: институты, касающиеся производства богатств (крепостничество, наемничество, корпоративный строй, фабричное производство, мануфактурное, кустарное и т. д.), институты, касающиеся обмена (торговая организация, рынки, биржи и пр.), институты, касающиеся распределения (рента, проценты, заработная плата и т. д.). Все это относится к экономической социологии. Таковы главные отделы социологии. Главные, но, конечно, не единственные. Язык, зависящий некоторыми своими сторонами от чисто физиологических условий, является, однако, социальным явлением, ибо он тоже дело коллективности, печать которой он носит на себе. Язык даже, вообще говоря, является одним из характеристичных элементов обществ, и не без основания пользуются часто родством языков как средством для установления родства народов. Поэтому есть возможность для социологического изучения языка, которое, между прочим, уже и начато. ...Из этого анализа мы видим, что социология – совсем не простая наука, заключающаяся, как думал Конт, в одной проблеме. Уже и в настоящее время социологу невозможно быть энциклопедистом и овладеть всем содержанием своей науки. Каждый ученый должен специализироваться в известном круге проблем, если он не желает довольствоваться крайне общими и неопределенными концепциями, которые были хороши еще в то время, когда социология нащупывала для себя почву, но для которых теперь не должно быть более места. Это не значит, конечно, что невозможна синтетическая наука, пытающаяся собрать те общие заключения, которые вытекают из всех этих частных наук. Как бы ни отличались друг от друга различные категории социальных фактов, они представляют все же различные виды одного и того же рода. Поэтому можно разыскивать, что составляет единство этого рода, что характеризует социальный факт in abstracto; можно также исследовать, не являются ли различные законы, устанавливаемые специальными науками, частными случаями некоторых весьма общих законов. Все это является задачей общей социологии, подобно тому, как общая биология имеет задачей выделить наиболее общие законы и свойства жизни. Но так как ценность синтеза зависит от ценности анализов, из которых он вытекает, то самая настоятельная задача социологии состоит в том, чтобы двинуть вперед эту работу анализа. Резюмируя, мы получаем следующую схематическую таблицу главных подразделений социологии:
|