Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Морфологическая классификация, за основу взято слово и морфемы.






  • 1) Корневые (Ю.-В. Азия 1 слово -1 корень)
  • 2) Аффексирующие (корень +аффиксы) Тюркские языки(татар., кирг.)
  • 3) Флективные – внешняя (рус), внутренняя- германские.
  • 4) Полисинтетические. Народы Кр. Севера. Слово-предложение-состоит из нескольких корней.

Язык состоит из материи (эл-ты языка) и формы (системность). Язык это не только средство выражения, но и орудие познания. Он является важнейшим компонентом человеческой культуры. Идеи Гумбольдта послужили основой социального языкознания, дали начало психологической лингвистике и структурализму.

Особое место в лингвистическом компаративизме первой половины 19 в. занимал крупнейший лингвофилософ и теоретик языка, основатель теоретического языкознания и лингвистической философии языка Карл Вильгельм фон Гумбольдт (1767--1835), Его отмечали блестящее образование, необычайно широкий круг интересов и занятий (многочисленные языки мира и их типология, классическая филология, философия, литературоведение, теория искусства, государственное право, дипломатия и т.д.; переводы из Эсхила и Пиндара). Он активно участвовал в государственной и интеллектуальной жизни, общался с ГЈте, Шиллером и другими духовными вождями того времени. Вместе с братом Александром фон Гумбольдтом он основал Берлинский университет. В. фон Гумбольдт проповедовал необходимость всестороннего и гармоничного развития личности и всего человеческого рода и осуждал утилитаризм и узкую специализацию в университетском образовании. В. фон Гумбольдт был представителем синтетического знания, в то время как его предшественники (за исключением И. Гердера) выступали как представители аналитического знания.

Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта была реакцией на антиисторическую и механистическую концепцию языка 17--18 вв. Она имела источником идеи И. Гердера о природе и происхождении языка, о взаимосвязи языка, мышления и " духа народа", а также типологические классификации языков Фр. и А. В. Шлегелей. На формирование взглядов В. фон Гумбольдта оказали также влияние идеи немецкой классической философии (И. Кант, И.В. ГЈте, Г.В.Ф. Гегель, Ф. Шиллер, Ф.В. Шеллинг, Ф.Г. Якоби). В. фон Гумбольдт выступил вдохновителем одного из течений в немецкой философии 1-й половины 19 в. -- философской антропологии.

Основные теоретические и методологические принципы концепции В. фон Гумбольдта заключаются в следующем:

  • а) синтез натуралистического и деятельностного подходы (язык как организм духа и как деятельность духа);
  • б) диалектическое соотнесение противоположных начал (в форме антиномий);
  • в) системно-целостный взгляд на язык;
  • г) приоритет динамического, процессуально-генетического подхода над структурно-статическим;
  • д) трактовка языка как порождающего себя организма;
  • е) приоритет вневременного (панхронического или ахронического) взгляда на язык над историческим анализом изменения языка во времени;
  • ж) приоритет изучения живой речи над описанием языкового организма;
  • з) сочетание интереса к реальному разнообразию существующих языков и к языку как общему достоянию человечества;
  • и) попытка представить в идеальном плане языки как ступени к совершенному образованию языка как такового;
  • й) отказ от описания языка только изнутри его самого, вне связей с другими видами человеческой деятельности;
  • к) сочетание философски отвлечЈнного взгляда на язык со скрупулЈзно-научным его изучением.

В формировании новой лингвистической методологии огромную роль сыгравшие статьи " О мышлении и речи" (реакция на выступление Г. Фихте " О языковой способности и происхождении языка"; 1795), " Лаций и Эллада" (где уже представлены все мотивы более позднего творчества; 1806), " О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития" (формулирование задач иного -- по сравнению с пониманием Ф. Боппа и Я. Гримма -- подхода к построению сравнительной грамматики; убеждение в изначальной сложности и системности языка; призыв к изучению языка как явления и естественнонаучного, и интеллектуально-телеологического; 1820), " О влиянии различного характера языков на литературу и духовное развитие" (критика понимания языка как номенклатуры готовых знаков для понятий; неоконченная работа), " О возникновении грамматических форм и их влиянии на развитие идей" (доклад, в котором была выдвинута идея об обусловленности мышления языком; опубликован в 1820--1822) и особенно большое теоретическое введение к трЈхтомному труду " О языке кави на острове Ява" (1836--1840), имеющее самостоятельное название " О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества" (напечатано отдельно в 1907).

В. фон Гумбольдту принадлежит идея о построении " сравнительной антропологии", включающей в себя и теорию языка как орудия обозрения " самых высших и глубоких сфер и всего многообразия мира", " приближения к разгадке тайны человека и характера народов".

Ему присуще своЈ собственное понимание способов и целей лингвистического компаративизма, призванного, по его мнению, искать глубинные истоки языка не в материальных условиях жизни, а в духовной сфере. Языковая способность понимается им не только как уникальный дар человека, но и как его сущностная характеристика. Он утверждает изначальное единство языка и мышления, языка и культуры. В. фон Гумбольдт убеждЈн в том, что язык не развивается постепенно по пути усложнения и совершенствования, а появляется сразу как целостная и сложная система, заложенная в человеке. Им высказывается идея существования языка как неосознаваемой формы и как интеллектуальной активности, проявляющихся в актах " превращения мира в мысли". Он утверждает, что мышление зависит от языка, образующего промежуточный мир между внешней действительностью и мышлением. Разные языки квалифицируются как разные мировидения.

В. фон Гумбольдт выдвигает трЈхчленную схему индивид -- народ -- человечество, утверждая, что индивидуальная субъективность в постижении мира через язык снимается в коллективной субъективности данного языкового сообщества, а национальная субъективность -- в субъективности всего человеческого рода, объединяемого не на биологической, а на культурно-этической и социальной основе. Им постулируется тождество языка и национального духа, духа народа. Он указывает на то, что " истинное определение языка может быть только генетическим". Генетический момент констатируется скорее по отношению к речи, чем к языку.

Под языком понимается " каждый процесс говорения, но в истинном и существенном смысле... как бы совокупности всех говорений". Настойчиво подчЈркивается творческая, " энергейтическая" (т.е. деятельностная) природы языка. Язык трактуется как деятельность, главная по отношению ко всем другим видам деятельности человека, как деятельность человеческого духа (energeia), в которой осуществляется сплавление понятия со звуком, превращение звука в живое выражение мысли, а не как мЈртвого продукта этой деятельности (ergon).

Языку приписываются две функции: а) расчленение бесформенной субстанции звука и мысли и формирование артикулированного звука и языкового понятия; б) соединение их в единое целое до полного взаимопроникновения.

Под формой языка понимается постоянное и единообразное начало в созидательной деятельности духа, взятое в совокупности своих системных связей и представляющее собой индивидуальный продукт данного народа. В языке различаются материя и форма, внешняя (звуковая и грамматическая) и внутренняя (содержательная) форма. Особое значение для последующих периодов развития языкознания имела трактовка внутренней формы языка, определяющей способ соединения звуков и мыслей, как собственно языка. Утверждалось, что у каждого языка наличествует своя внутренняя форма.

Предназначение языка видится в " превращении мира в мысли", в выражении мыслей и чувств, в обеспечении процесса взаимопонимания, в развитии внутренних сил человека. В каждом отдельном языке видится инструмент для специфической интерпретации мира в соответствии с заложенным в этом языке миропониманием, орудие формирования для говорящего на нЈм народа картины мира. Языку приписывается функция регулирующего воздействия на поведение человека.

Последователи В. фон Гумбольдта (Х. Штайнталь, А.А. Потебня, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев) констатируют следующие антиномии, иллюстрирующие диалектическую связь двух взаимоисключающих и взаимообусловливающих начал: деятельность -- предметность (energeia -- ergon, жизненность -- вещность), индивидуум -- народ (индивидуальное -- коллективное), свобода -- необходимость, речь -- понимание, речь -- язык, язык -- мышление, устойчивое -- подвижное, закономерное -- стихийное, импрессионистическое (временное, индивидуальное) -- монументальное, континуальное -- дискретное, объективное -- субъективное.

В. фон Гумбольдт закладывает основания для содержательной типологии языков, опирающейся на понятие внутренней формы (взятое у Дж. Харриса). Он признаЈт своеобразие каждого языка как в плане формы, так и в плане содержания. В плане содержания самого языка выделяются не только идиоматический (идиоэтнический), но и универсальный компонент. В общем он следует идеям Дж. Харриса, но предлагает иной способ разграничения идиоэтнического и универсального. " Общее родство" (т.е. типологическая близость) понимается как " тождество целей и средств". Универсальное трактуется как основа способности к многоязычию, возможности адекватного перевода с языка на язык. Все типы языка признаются равноправными по своим возможностям, никакой из языковых типов не может считаться исходным.

Вслед за братьями Шлегелями, различаются языки изолирующие, агглютинирующие и флективные. В классе агглютинирующих языков выделяется подкласс языков со специфическим синтаксисом предложения -- инкорпорирующих. Возможность " чистых" языковых типов отрицается.

Идеи В. фон Гумбольдта в большей или меньшей мере будоражили многих учЈных 19 и 20 вв. Попытки осмыслить и реализовать в описании языков идеи В. фон Гумбольдта имели место сперва в Германии (в работах Х. Штайнталя, отчасти В. Вундта, Э. Гуссерля, Л. Вайсгербера), затем в России (в работах А.А. Потебни, Г.Г. Шпета, П.А. Флоренского, А.Ф. Лосева). Сложилось в ряде разновидностей так называемое гумбольдтианство, которое характеризуют как совокупность взглядов на язык и способы его изучения, сформировавшихся в русле философско-лингвистической программы В. фон Гумбольдта.

ШЛЕЙХЕР

Развитие натуралистического направления связано и именем Августа Шлейхера (1821-1868) – выдающегося представителя языкознания XIX века, научная деятельность которого характеризуется широтой и многообразием научных интересов.

Начав с конкретных исследований в области сравнительной грамматики отдельных, в частности балто-славянских, языков, он опубликовал в 1852 г. «Морфологию церковнославянского языка», а в 155-1857 г.г. – «Руководство по изучению литовского языка». В 1861 г. Август Шлейхер выпустил первое издание своего главного и систематизирующего большой материал труда «Компендий сравнительной грамматики индоевропейских языков», оказавший огромное влияние на все последующее развитие языкознания. Наиболее полно натуралистические воззрения А. Шлейхера отражены в двух его поздних работах: «Теория Дарвина применительно к науке о языке» (1863), «Значение языка для естественной истории человека» (1865).

Согласно созданной им натуралистической концепции, он относил язык к категории живых организмов: «Жизнь языка не отличается существенно от жизни всех других живых организмов – растений и животных. Как и эти последние, он имеет период роста от простейших структур к более сложным формам и период старения, в который языки все более и более отдаляются от достигнутой наивысшей степени развития и их формы терпят ущерб».

Сопоставление языка с организмом существовало и до Шлейхера. В. Гумбольдт использовал этот термин, подчеркивая при этом, что язык – это целесообразная система, находящаяся в постоянном движении, Шлейхер же стал употреблять этот слово «организм» в связи с языком в его прямом, биологическом смысле. А. Шлейхер выдвинул также неудачную гипотезу о двух периодах жизни и развития языка, перенятую у Гегеля. Он писал: «Жизнь языка распадается прежде всего, следовательно, на два совершенно отдельных периода: история развития языка (доисторический период) и история распада языковых форм (исторический период)».

Представляется ценным рассмотрение языка Шлейхером в тесной связи с мышлением. «Язык, - писал Шлейхер, – есть звуковое выражение мысли, проявляющийся в звуках процесс мышления». Шлейхер первым из языковедов поставил вопрос о законах развития языка. Он полагал, что языкознание должно на основе точного наблюдения над языком и языками устанавливать законы языкового развития.

Шлейхер поставил и частично решил проблему восстановления индоевропейского праязыка и проследил его развитие в каждом из ответвлений.

Биологическая концепция языка в той или иной степени находит свое отражение и в работах других языковедов: Морица Раппа («Физиология языка», 1840, «Сравнительная грамматика как естественная наука», 1852), Макса Мюллера («Лекция по науке о языке», 1861), а также частично В. Д.Уитни («Жизнь и рост языка», 1875).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.